Этнические проблемы Сибири и Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть современное состояние жизни коренных народов Сибири и Дальнего Востока и выявить причины этнических проблем этих территорий в России.
Задачи:
Дать оценку современной жизни малых народов России
Изучить традиции и быт коренного населения
Показать тенденцию роста или снижения численности населения,

Содержание

Введение

1 Этнические проблемы России. Регион Сибирь и Дальний Восток.

2 Население Сибири. Проблемы народов.

2.1 Коренной народ Тофолары

3 Население Дальнего Востока. Проблемы народов.

3.1 Коренной народ. Чукчи.

4. Новые оценки ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Курсовая 4 курс.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

История

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э. Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца XVII — начала XVIII веков.С русскими чукчи столкнулись впервые ещё в XVII столетии на реке Алазее[. В 1644 году казак Михаил Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы, после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края.

Хозяйство

 

Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, со временем (незадолго до появления русских) они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства.

Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.

Быт чукчей

В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Перекочевки совершали по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Род чукчей — агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены); среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли.

Жилище - яранга - представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага.

По своим верованиям чукчи — анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворону), звёзды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Последние, почувствовав свое призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадают в глубокую задумчивость, бродят без пищи или спят по целым суткам, пока не получат настоящего вдохновения. Некоторые умирают от этого кризиса; некоторые получают внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот.

Язык, письменность и литература

По происхождению чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ближайшие родственники: корякский, керекский (исчез в конце ХХ в.), алюторский, ительменский и др. Типологически относится к инкорпорирующим языкам (слово-морфема приобретает конкретный смысл только в зависимости от места в предложении, при этом может существенно деформироваться в зависимости от сопряжения с другими членами предложения).

В 1930-х гг. чукотский пастух Теневиль создал оригинальную идеографическую письменность (образцы хранятся в Кунсткамере — Музее антропологии и этнографии АН СССР), которая, однако, так и не вошла в широкое употребление. С 1930-х гг. чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература создаётся в основном на русском языке (Ю. С. Рытхэу и др.).

Современные чукчи подразделялись на оленных - тундровых кочевых оленеводов (самоназвание «чаучу» - «оленный человек») и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание «анкалын» - «береговой»), живущих совместно с эскимосами.

В любом случае современные чукчи являются аборигенами континентальной Чукотки. Их исторические предки сформируются здесь в период 4000-3000 до н. э. Основу традиционной кочевой культуры чукчей Чукотки составит охота на диких северных оленей. Традиционная культура и своеобразная приполярная цивилизация чукчей стабильно просуществует здесь до конца XVII – начала XVIII веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сравнение уровня жизни  Тофаларов и Чукчи

Современная оценка жизни Тофалоров и Чукчи имеют сходства и различия.

Главное отличие климатические условия жизни

Перспективы сохранения тофаларов как этноса  

Тофалары как этнос, находятся, безусловно, в критической фазе этнического развития. Невысокая численность, утрата многих элементов традиционной культуры, рост численности смешанных браков создают предпосылки для дальнейшего размывания этноса, ускорения ассимилятивных процессов. В то же время стабилизирующими факторами являются компактное проживание этноса, высокая ориентированность на традиционный труд, определенный уровень этнического самосознания. Какая из этих тенденций станет преобладающей в ближайшие десятилетия сказать однозначно трудно. Многое здесь будет зависеть от характера решения экономических и социальных проблем в тофаларских поселениях. А так же общей ситуации в России в целом.

Административно Тофалария так и не оформилась в национальный округ (не говоря уже об автономии). До 1951 года она существовала в качестве Тофаларского района Иркутской области. Потом включалась в состав разных районов. С 1965 года - в составе Нижнеудинского района. Она не имеет закрепленных границ. Ее территория за последний век сильно сократилась. По существу, она остается государственной колониальной территорией.

Практически единственный источник дохода населения Тофаларии из внешнего мира — охота. Большое значение для тофов имеет оленеводство, однако поголовье оленей последнее время очень немногочисленно.

Органы управления и самоуправления  

Чукчи — один из немногих коренных малочисленных народов Севера РФ, имеющих формально свое автономное образование. Чукотский автономный округ в настоящее время является субъектом Российской Федерации. Создание округа сыграло важную роль в развитии экономики и культуры местного коренного населения. Однако, по мере развития на Чукотке горнорудной промышленности, роста численности приезжего населения округ все более утрачивал черты национально-государственного образования, превращаясь в обычную административно-территориальную единицу. Единственным напоминанием его былого предназначения оставалась должность Председателя окружного исполкома, которую по сложившейся традиции занимал представитель чукотского народа. В других органах государственной власти чукчи были представлены чисто символически. Достаточно сказать, что в конце 80-х гг. в сфере государственного и хозяйственного управления работало всего 96 чукчей, в большинстве своем на малозначащих должностях. К сожалению, эта тенденция сохраняется и сегодня. Функции органа самоуправления выполняет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Чукотского автономного округа, созданная в 1989 г. В каждом районе округа работают ее территориальные отделения.

Перспективы сохранения чукчей как этноса  

Чукчи — один из немногих северных народов России, которому пока не грозит исчезновение с национальной карты России в перспективном будущем. Степень сохранности традиционной культуры чукчей, уровень их этнического самосознания, этнической солидарности позволяет делать положительные прогнозы и смотреть в будущее. Однако если в ближайшее время государство и региональные власти не окажут существенную поддержку коренному этносу Чукотки и не поднимут социально-экономический статус округа, то чукчи, как самая уязвимая часть населения, будут отброшены далеко назад в своем развитии и выживании. Необходимо также подчеркнуть, что огромную роль в сохранении и консолидации народа должны сыграть сами организации чукчей и их лидеры.

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ самый северо-восточный регион России. Его ближайший западный сосед штат США Аляска, отделяемый от Чукотки Беринговым проливом.

В 1885 году Чукотка была выделена в административный Анадырский округ. А через 45 лет 10 декабря 1930 года был создан Чукотский национальный округ, эта дата своеобразный день рождения сегодняшнего автономного округа, занимающего территорию в 721,5 тыс. кв. км. Географическое местонахождение округа делает его в геополитическом отношении уникальной территорией.

Полуостров Чукотка расположен на крайней северо-восточной оконечности материка Евразия, врезаясь клином между Тихим и Северным Ледовитым океанами. На суше регион граничит с республикой Саха (Якутия), Магаданской областью и Корякским автономным округом. Берега Чукотки омываются Чукотским, Восточно-Сибирским и Беринговым морями. К Чукотке также относятся острова Врангеля и Геральда.

Облик Чукотки, пронизанный ясностью, прямотой и обнаженностью, кажется, дышит вечностью. В общих чертах он сформировался еще к началу оледенений четвертичного периода. И сегодня здесь можно видеть тот же пейзаж, что предстал глазам русских первопроходцев: убедительно простые очертания побережий и гор, словно резцом вырезанные прямые долины, свободные просторы низменностей, как будто вливающихся в бескрайние моря…

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В основу нового подхода к оценке ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке положены четыре принципиальных положения:

а) признание объективного характера процессов формирования экономической (в т.ч. внешнеэкономической), социальной (в т.ч. демографической), миграционной (в т.ч. внешней), этно-национальной ситуаций; содержание и направленность всех этих процессов на территории России, Сибири и Дальнего Востока обусловлены закономерностями трансформационного периода; использование системного подхода к оценке взаимовлияния предпосылок последствий указанных процессов; каждое явление следует оценивать в единстве причин и эффектов экономического, социального, этно- национального и т.п. характера;

б) учет огромных качественных и количественных различий отдельных частей Сибири и Дальнего Востока; территориальная дифференциация – наиболее явная и обычно наименее учитываемая характеристика этого региона;

в) рассмотрение связей Сибири и Дальнего Востока с европейской частью России не только в традиционном контексте экономического межрегионального обмена, а с позиций всего спектра социально-экономических отношений.

г)Территориально-корпоративные взаимодействия. Предлагаемая схема организации таких взаимодействий исходит из признания решающей роли корпоративных структур в территориальном развитии. На территории Сибири и Дальнего Востока, в отличие от европейской части страны, деятельность корпораций всегда имела характер не только хозяйственный, но и социальный – по комплексному обустройству территории.

Решение демографических проблем. Предложения по решению демографических проблем исходят из того, что они не могут быть решены за счет естественного прироста населения Сибири и Дальнего Востока, что естественное постарение населения будет и впредь сопровождаться внутренним миграционным оттоком и что огромные пространства этого региона могут не обезлюдеть только за счет внешней миграции, которая к тому же одна только способна улучшить половозрастную структуру населения. Поскольку такая миграция реально возможна и уже началась из стран АТР, в первую очередь, из Китая, её надо оценивать как общественно значимую и государственно приветствуемую.

 На пути этого процесса стоят, с одной стороны, нагнетаемые в общественном сознании страхи перед «желтой угрозой» и, с другой стороны, резкая неприязнь к мигрантам отдельных групп местного населения. Поскольку китайская (а в перспективе корейская и иная восточная) миграция неотвратима, то следует заблаговременно принимать меры по предотвращению перехода южной части Сибири и Дальнего Востока в зону этнической, а в будущем и социально-политической конфронтации. Решение всех этих вопросов возможно лишь на основе правового упорядочения миграционного процесса, соединенного с предупреждением этнических конфликтов Согласование интересов коренных малочисленных народов Севера, корпораций и государства.

 На поверхности современного восприятия проблем коренных малочисленных народов Севера находятся общеизвестные множественные факты физического вымирания, массового распространения тяжелых заболеваний, северного алкоголизма, аномально высокой этнической безработицы и т.д.

 Фундаментальными основаниями этих проблем следует считать кардинальные изменения всего уклада их жизни, сформировавшегося на протяжении последних 80 лет. За годы реформ сошла на нет политика государственного патернализма, изменились формы собственности в главной отрасли традиционного хозяйствования –оленеводстве, появились новые законы, реализующие идеологию общинного землепользования и т.д. В связи с миграцией из районов проживания русского населения эти районы стали более моноэтничными.

Информация о работе Этнические проблемы Сибири и Дальнего Востока