Этнические проблемы Сибири и Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть современное состояние жизни коренных народов Сибири и Дальнего Востока и выявить причины этнических проблем этих территорий в России.
Задачи:
Дать оценку современной жизни малых народов России
Изучить традиции и быт коренного населения
Показать тенденцию роста или снижения численности населения,

Содержание

Введение

1 Этнические проблемы России. Регион Сибирь и Дальний Восток.

2 Население Сибири. Проблемы народов.

2.1 Коренной народ Тофолары

3 Население Дальнего Востока. Проблемы народов.

3.1 Коренной народ. Чукчи.

4. Новые оценки ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Курсовая 4 курс.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

 
 
 

Кафедра экономической и социальной географии

   
 

Зав. кафедрой, проф._____________

   
 

“____” декабрь 2013 г.

 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Этнические проблемы Сибири и Дальнего Востока
 
 
 

Руководитель________________

   
 

Учебная группа 6411

 

Студент_________________

   
   
   
 

Работа защищена:

 

“ ____” ______________ 2013 г.

 

с оценкой  ________________

Нормоконтролер_______________

Протокол  № _______

   

 

 

 

 

Иркутск  2013


 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

1 Этнические проблемы России. Регион Сибирь и Дальний Восток.

 

2 Население Сибири. Проблемы народов.

 

2.1 Коренной народ Тофолары

 

3 Население Дальнего Востока. Проблемы народов.

 

3.1 Коренной народ. Чукчи.

 

4. Новые оценки ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире стоят многие этнические проблемы на всей нашей планете. Россия не является исключением. На её территории проживает множество народностей и национальных меньшинств, которые сталкиваются с этими проблемами.

Утрату родного языка и национальных обычаев часто называют основной проблемой коренных народов российского Севера и Дальнего Востока. Сами аборигены своей главной бедой считают другое. Едва ли не все жители национальных поселков - безработные.

В данный период страна переживает не простое время, и коренные  народы это тоже ощущают. Переход от плановой экономике на рыночную, выход на международные рынки, что даёт некие трудности жизни населению страны в целом.

Разные народы, разное общество в прошлом занимались охотой, рыболовством, собирательством, скотоводством, земледелием и другими хозяйственными процессами, в современном этапе меняет их уклад, образ и состояние жизни в другое русло.

Цель работы: Рассмотреть современное состояние жизни коренных народов Сибири и Дальнего Востока и выявить причины этнических проблем этих территорий в России.

Задачи:

Дать оценку современной жизни малых народов России

Изучить традиции и быт коренного населения

Показать тенденцию роста или снижения численности населения,

 

 

 

 

 

1. Этнические проблемы России Сибирь и Дальний Восток.

Азиатская часть России впервые выходит на первые роли в системе приоритетов государственного развития. В течение всего советского периода Сибирь и Дальний Восток рассматривались как ординарная часть территории страны, которая представляла интерес, главным образом, как сырьевой и энергетический источник экономики государства.

В последнее десятилетие государственно-политическое значение этого огромного региона постоянно находилось в тени прозападной внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации. Только в самые последние годы в обществе и в руководстве страны стало формироваться понимание истинной особой роли Сибири и Дальнего Востока в судьбе будущей России. Начали появляться серьезные политические заявления, проекты различных программ, попытки разработки долгосрочной стратегии развития этого региона.

Однако возрастающий интерес продолжает по инерции реализовываться преимущественно в системе устаревших представлений, оценок, решений, которые приходят в острое противоречие с тем, что в действительности происходит во всей стране, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Во-первых, концептуальная основа большинства программных предложений по этому региону явно недостаточно учитывает кардинальность перемен во внешней и внутренней, экономической и социальной политике России.

 Между тем, нельзя не видеть  и не учитывать в процессе принятия государственных стратегических решений, что все более прагматичной становится внешняя политика государства, а вектор российских внешнеполитических интересов отчетливо смещается в сторону стран Азии.

Все более реалистичной становится государственная внутренняя политика, базирующаяся на трезвой оценке ресурсных возможностей страны и ее места в современном мире глобализации и ужесточающейся конкуренции транснациональных корпораций, опирающихся на мощь индустриально развитых государств.

Все более четко обозначается развитие экономики страны по либерально-рыночному сценарию, предусматривающему существенное сокращение государственного вмешательства в экономику и всемерное поощрение частного предпринимательства.

Все более жесткой и конструктивной становится социальная политика, ставящая во главу угла адресность мер социальной защиты, отказ от тотального государственного патернализма и повышение личной ответственности каждого гражданина.

Во-вторых, сами представления о социально-экономической ситуации, о тенденциях и последствиях ее развития, на которых базируются программы и прогнозы развития Сибири и Дальнего Востока, не отражают действительного положения дел в этом регионе. В оценках преобладают стереотипы советских времен, новейшая реформационная ситуация рассматривается заведомо в негативном ключе и, напротив, явно недооцениваются новые, предоставленные именно либерально-рыночными реформами возможности решения накопившихся проблем.

 Излишне драматизируются и представляются только в негативном свете процессы внутренней и внешней миграции, укрепления азиатско-тихоокеанских связей и др.

Если Россия действительно заинтересована в том, чтобы и в XXI век оставаться азиатско-европейской страной, максимально использующей выгоды территориально-пространственного, природо-ресурсного и геополитического характера, то ей нужна принципиально новая региональная политика. Доминантой этой политики должны стать оценки и решения освобожденные от груза устаревших представлений и основанные на принципах реалистичности, прагматизма и максимального использования позитивного потенциала реформ.

 

2. Население Сибири. Проблемы народов

Основным по численности народом в Сибири являются русские. Массовое переселение русских за Урал началось в конце XVI в. и шло в последующие столетия из различных частей Европейской России. В ряде районов Сибири русские старожилы в значительной степени смешались с коренным населением. По переписи 1970 г., численность русских в Сибири достигла 21,5 млн. человек. Численность коренного населения превышает 1 млн. человек; оно относится по языку к нескольким группам: угорской, самодийской, тюркской, монгольской, тунгусо-маньчжурской и так называемой палеазиатской.

К угорской группе относятся в Сибири два весьма близких по языку и культуре народа: ханты (остяки) и манси (вогулы), называемые также обскими уграми.

К народам самодийской языковой группы относятся ненцы (28»5 тыс.) и селькупы (4,2 тыс.).

К тюркоязычным народам в Южной Сибири относятся: алтайцы – коренное население Горно-Алтайской автономной области (55,8 тыс.), хакасы – коренное население Хакасской автономной области (66,7 тыс.), тувинцы – коренное население Тувинской автономной республики (139,4 тыс.), шорцы, жители южных районов Кемеровской области (16,5 тыс. человек) и тофалары, или карагасы.

К тюркоязычным народам относятся сибирские татары – тобольские, тюменские, барабинские и др. (около 450 тыс. вместе с татарами переселенцами из Европейской России). Другой тюркоязычный народ Сибири – якуты.

К северным эвенкам по языку и культуре близки эвены (ламуты), живущие в северо-восточных районах Якутии.

В южную, или маньчжурскую, группу входит ряд небольших по численности народов нижнего течения Амура, Приморья и Сахалина: нанайцы (гольды), живущие по берегам Амура, ниже Хабаровска (10 тыс. человек), ульчи – по Амуру, восточнее нанайцев (2,4 тыс.), орочи – в районе Советской Гавани (1,1 тыс.), удэгейцы (1,5 тыс.), населяющие тайгу по хребту Сихотэ-Алинь, ороки (самые малочисленные) на восточном берегу Северного Сахалина.

Группа палеазиатских языков включает народы Сибири различных между собой и не включаемых ни в одну из рассмотренных выше крупных лингвистических групп. К палеазиатским (по языку) народам относятся: чукчи (13,6 тыс.) и коряки (7,5 тыс.).

К палеазиатским относятся также юкагиры.

Совершенно изолированное положение по языку занимают кеты (1,2 тыс.), живущие в низовьях р. Подкаменной Тунгуски и по рекам Курейке и Елогую.

На северо-востоке Сибири живут эскимосы (1,3 тыс.) и алеуты (0,4 тыс.).

В антропологическом отношении коренное население Сибири характеризуется преобладанием монголоидных особенностей. Монголоидный комплекс признаков наиболее выражен у народов Средней и Восточной Сибири, которые антропологически относятся к разным вариантам североазиатской расы.

Монголоязычная группа представлена в Сибири одним народом – бурятами.

Тунгусо-маньчжурская группа включает ряд народов Сибири. Наиболее крупным из них являются эвенки, которые в старой литературе назывались тунгусами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Коренной народ Сибири. Тофолары.

Тофала́ры (ранее их называли — карагасы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва, что значит «человек») — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.

Группа тофаларов-оленеводов с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%F4%E0%EB%E0%F0%FB

Расселение

Проживает на территории Тофаларии — Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Бирюса, Уда, Кан, Гутара и других рек, а также на северных склонах Восточного Саяна. Живут в основном в посёлках Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха Нижнеудинского района Иркутской области.

Численность

Переписи населения в России показали следующую численность тофаларов в 2010 году:

2010 г. — 762 человека.

Язык

Язык — тофаларский — относится к саянской группе восточнотюркских языков. По переписи населения 2002 г. в Иркутской области из 723 тофаларов тофаларским языком владеют 114 чел. (16 %), русским — все 723 чел. (100 %). Для тофаларского языка разработана письменность, изданы букварь и учебные пособия.

История

Впервые тофы упоминаются как племя дубо (туба, туво) в китайских летописях Вэйской династии V века как народ, проживавший восточнее Енисея. Они являлись данниками различных центральноазиатских империй. Примерно в XVII в. Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. После 1757, когда Тува вошла в состав Маньчжурской империи Цин, Тофалария осталась в составе Российской империи, испытывая значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских. Административно было создано Удинская землица с пятью улусами в её составе. Для тофаларов устанавливался ясак шкурками и мясом пушных зверей, отдельные годы был фиксированным и не зависел от природных условий и реального числа охотников. О точном количестве народа на время первых статистических данных (1851) судить трудно.

В общественной жизни тофаларов (вплоть до Октябрьской революции 1917 года) большое значение имели ежегодные (иногда раз в 2 года) декабрьские собрания всех тофов (тофаларов) — суглан — для избрания должностных лиц.

К началу ХХ века в среде тофаларов сохранились значительные признаки родоплеменной структуры, в частности, разделение на 5 патрилинейных родов (Каш, Сариг-Каш, Чогду, Кара-Чогду и Чептей; специалисты установили, что ранее таких родов было 8) и патронимические группы, между которыми разделялись территории для кочёвок и промыcловые угодья. С конца XIX века из-за оскудения лесов пушными животными такие переделы стали ежегодными.

В 1939 году в составе Иркутской области РСФСР был организован Тофаларский национальный район с центром в селе Алыгджер, но уже в 1950 он был упразднён, и вместо него появились два тофаларских сельсовета — Тофаларский, с центром в Алыгджере, и Верхне-Гутарский, с центром в селе Верхняя Гутара, в составе Нижнеудинского района Иркутской области.

Хозяйство

Традиционно тофалары являются полукочевым народом. Основными занятиями были охота и рыболовство, у северных групп также отгонное оленеводство преимущественно транспортного направления.

Информация о работе Этнические проблемы Сибири и Дальнего Востока