Экономико-географическая характеристика Дальневосточного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

ТДальневосточный экономический район это один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоящий из 9 субъектов (Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ).
Экономико - географическое положение района имеет окраино-пограничное прилежание с соседними странами - Китай, Япония, США, КНДР. /ПРИЛОЖЕНИЕ 1, карта 1/ Площадь Дальнего Востока России равна 6215,9 тыс. км², что составляет 36% площади всей страны. Территория Дальневосточного экономического района полностью соответствует территории Дальневосточного федерального округа. Город Хабаровск является непосредственно центром экономического района.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭГР-ГОТОВАЯ.docx

— 409.10 Кб (Скачать файл)

Железнодорожное освоение средней  зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - “Малый БАМ”, а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном объеме межрайонные  и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары.

Крупнейшие порты этих морей  Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Огромное значение для Дальнего Востока имеет воздушный транспорт, как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажирских перевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами.

 На огромных пространствах  севера Дальнего Востока наряду  с другими видами транспорта  сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района, необходимо отметить, что район получает больше грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов  в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека.

В вывозе Дальнего Востока преобладают  рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень  комплексности развития района, появились  новые промышленные предприятия, развиваются  сопутствующие и обслуживающие  отрасли, сфера услуг, что сказалось  на структуре грузооборота.

Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны : южную, среднюю и северную.

В южную зону интенсивного развития входят Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море-, лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.

В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность, а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль, которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны: идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых, и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК.

Южно-Якутский ТПК формируется  на юге Республики Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.

Вблизи угольного бассейна находится  Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения  Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. тонн.

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения  апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.

Выход якутским углям на БАМ и  к Сибирской магистрали дает новая  железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского  бассейна значительным объемом будут  поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы, и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена первая очередь нового крупного порта - Восточный.

В дальнейшем кроме угольных предусмотрено  вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем, чтобы в  перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного  цикла. Сельское хозяйство имеет  очаговый характер.

В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная инфраструктура. Алданское, Мирненский, Магаданский, Вилюйский, Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в территориально-производственные узлы лесной, пищевой промышленностью, машиноремонтом, рыбным и охотничьим промыслами.

Анализ территориальной структуры  Дальневосточного района показал, что  масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности  размещения промышленности. Большие  изменения в территориальную  структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов.

Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной системы района, экономических показателей  работы, совершенствование структуры  грузооборота и межрайонных транспортных связей.

Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз, то сейчас структура  меняется. Грузооборот растет очень  высокими темпами, причем вывоз возрастает быстрее, чем ввоз. Это свидетельствует  о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.

Совершенствование структуры хозяйства  Дальневосточного района связано с  дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали, формированием Южно-Якутского  и Комсомольского ТПК, развитием  внешнеторговых транспортных связей (в  том числе и контейнерных перевозок  между странами Тихоокеанского бассейна и Европы), обеспечением населения  района сельскохозяйственной продукцией, развитием социальной инфраструктуры, решением экологических проблем.

 

 

Заключение

 

Дальневосточный район занимает территорию 6,2 млн. км2. В его состав вводят Хабаровский и Приморский края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. В районе самая низкая по стране плотность населения – 1,1 чел. на 1 км2 . Наиболее населена узкая полоса вдоль Дальневосточного участка Транссиба. В районе расположено 64 города. Крупнейшие города – Владивосток (648 тыс. жителей”, Хабаровск (601 тыс. жителей) и Комсомольск-на-Амуре (315 тыс. жителей).

Дальний Восток отличается наиболее высоким  в стране положительным сальдо миграции населения. Интенсивность миграции здесь значительно выше, чем в  целом по России. В общем увеличении населения в последние годы на естественный прирост приходилось 65%, а на приток извне – 35%.

Развитие социальной сферы  в районе отстает от уровня России в целом. Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота  торговли, включая общественное питание  на Дальнем Востоке выше, чем в  среднем по России.

Дальний Восток поставляет народному хозяйству страны алмазы, золото, олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец. Он дает 87% общего производства сои, 40% улова рыбы и морепродуктов, 9% вывозки древесины, 7% производства целлюлозы, 16% внешнеторгового морского оборота.

На Дальний Восток приходится 30% гидроэнергетических ресурсов страны, 34% ее геологических и 5% балансовых запасов ископаемых углей, 26,8% запасов  древесины, причем высока доля ценных пород. Биологические ресурсы в  двухсотмильной морской зоне России оцениваются в 25,8 млн. т, в том  числе 23 млн. т – рыбные. Открытая часть Тихого океана располагает 26 млн. т этих ресурсов и 30 млн. т криля в тихоокеанском секторе Арктики. Существенное значение имеют развитие промысла морского зверя, заготовка пушнины, диких ягод, грибов, лекарственных растений.

На Дальнем Востоке  значительно выше, чем по РФ в  целом, удельный вес цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей, рыбной промышленности, электроэнергетики, промстройматериалов и ниже доля машиностроения, легкой и химической промышленности. Дальнейшее развитие цветной металлургии связывается с алмазодобывающей промышленностью (Удачинский промузел); переходом золотодобычи с россыпной на рудную базу, в том числе за счет месторождений Охотско-Чукотского вулканогенного пояса; в оловодобывающей промышленности – с вводом второй очереди Депутатского горно-обогатительного комбината. Стоит задача увеличить производство свинца, цинка, плавикового шпата, сурьмы, вольфрама.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. — М., 1996.
  2. Баринова Н., Трудовая миграция на Дальнем Востоке // Экономист. – 1997. – №3.
  3. Бусыгина И. Российский Дальний Восток // Мировая экономика и международные отношения. – 1995.
  4. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. - М., Ростов-на-Дону, 2002.
  5. Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002.
  6. Грандберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья: первые шаги // Экономист. – 1997.
  7. Гудкова Е.В., Гетьман А.А. Предприятия машиностроения Дальнего Востока в условиях экономической реформы // ЭКО. – 1998. Кистанова В.В., Копылова Н.В. Размещение производственных сил: Учебник для вузов / Под ред.– 3-е изд. – М.: Экономика, 1994.
  8. Гурьев В. И., Классификация отраслей народного хозяйства СССР, М., 1971.
  9. Даринский А.В. и др. География России. — М., 1993.
  10. Морозовой Т.Г., Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф.– 2-е изд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  11. Степанова М. В., Региональная экономика: Учебное пособие/ Под ред. - М.: ИНФРА-М, 2003. - (Серия "Высшее образование").
  12. Степанова М. В., Экономическая география России: Учебник /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д. э. н., проф.. - М.: Инфра-М, Российская экономическая академия, 2000. (Высшее образование).
  13. Хрущева А.Т., Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф..– 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002.
  14. Швырков Ю. М., Классификация отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности СССР, М., 1971;

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТА 1

 

Физико-географическое  положение

Дальневосточного  экономического района

 

Города:

Экономические регионы:

1.

Якутск

2.

Биробиджан

3.

Анадырь

4.

Владивосток

5.

Хабаровск

6.

Благовещенск

7.

Петропавловск-Камчатский

8.

Палана

9.

Магадан

10.

Южно-Сахалинск


1.

Республика Саха (Якутия)

2.

Еврейская автономная область

3.

Чукотский автономный округ

4.

Приморский край

5.

Хабаровский край

6.

Амурская область

7.

Камчатская область

8.

Корякский автономный округ

9.

Магаданская область

10.

Сахалинская область



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТАБЛИЦА 1

Численность населения  Дальневосточного экономического района в млн. человек.

 

Численность населения, чел.

1897

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1 283,270

1 580,335

2 779,732

4 834,146

5 780,509

6 846,068

7 940,679

6 692,865

6 546,926

6 508,942

6 486,419

6 460,094

6 440,385

6 284,932

6 263,219

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Дальневосточного региона