Экономико-географическая характеристика Дальневосточного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

ТДальневосточный экономический район это один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоящий из 9 субъектов (Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ).
Экономико - географическое положение района имеет окраино-пограничное прилежание с соседними странами - Китай, Япония, США, КНДР. /ПРИЛОЖЕНИЕ 1, карта 1/ Площадь Дальнего Востока России равна 6215,9 тыс. км², что составляет 36% площади всей страны. Территория Дальневосточного экономического района полностью соответствует территории Дальневосточного федерального округа. Город Хабаровск является непосредственно центром экономического района.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭГР-ГОТОВАЯ.docx

— 409.10 Кб (Скачать файл)

В Приморском и Хабаровском  краях распространён корейский  кедр. Его древесина легка, имеет  красивый розоватый оттенок, достаточно прочна и легко поддаётся обработке. Она используется в лесохимической промышленности для получения скипидара, канифоли, ценного хвойного масла, из неё можно также изготовлять  хорошую фанеру. Важное хозяйственное  значение имеет чёрная пихта.

 Большую ценность представляют  лиственные деревья – дуб,  берёза, тополь и особенно липа  и ясень. Древесина ясеня, отличающаяся  прочностью и красотой рисунка,  служит для производства высококачественной  фанеры, используется она также  в машино- и судостроении.

Есть на Дальнем Востоке  породы деревьев, занимающие небольшие  площади, но играющие существенную роль в хозяйстве. Таков, например, амурский бархат, из древесины которого делают пробки, изоляционные плиты, линолеум и т.д. Очень красивая и прочная  древесина амурского ореха высоко ценится в столярном, мебельном  и фанерном производствах. Из многочисленных видов берёз, распространённых на Дальнем  Востоке, следует особенно выделить так называемую железную берёзу, которая  по твёрдости не уступает самшиту. Из жёлтой берёзы, тоже имеющей твёрдую  древесину, изготовляются ткацкие  челноки. Древесина белых берёз  хороша для производства фанеры и  мебели.

 

3.Общая характеристика  населения района (численность, естественный  прирост, состав по национальному  признаку, миграция…)

 

Особенности физико-географического  положения определили разнообразие природно-климатических условий - от резко континентального до муссонного климата юго-востока района, что вызвало неравномерность заселения и освоения района.

В северной части района климат исключительно  суровый. Зима холодная, малоснежная, продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя  мерзлота. В Республике Саха находится  полюс холода северного полушария. Однако теплое, хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие в открытом грунте. В южной части  района климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом. Вегетационный  период в бассейне Нижнего Амура  составляет до120 дней, и лишь на юге  Приморья - до 190 дней. Большое количество осадков, выпадающих в летний период, вызывает сильное переувлажнение почв, что создает большие трудности  для сельского хозяйства.

Вследствие суровости климата  и удаленности территории Республика Саха и Магаданская область заселены очень редко. Освоение этих районов имеет очаговый характер, и наиболее плотно населены Хабаровский край и Амурская область.

Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался слабо населенной территорией. Развитие производительных сил Дальнего Востока в годы Советской власти привели к увеличению численности населения: в 1920 году в районе проживало 1.5 млн., а в 1980 году – 6,8 млн. человек. Темпы роста населения Дальнего Востока - одни из самых высоких в стране./ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ТАБЛИЦА 1/

Сейчас численность населения Дальнего Востока - более 6.6 млн. человек. Городское население составляет 76%. Дальний Восток - самый малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1,2 человек на 1 км².

По территории района население  размещено крайне неравномерно. Наиболее высокая плотность - более 12 человек на 1км² в Приморском крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 км².

 Население отличается  пестротой национального состава.  Подавляющее большинство населения  - русские. Живут здесь также  много украинцев, татар, евреев  и большая группа коренных  народностей - коряков, нанайцев, нивхов, ульчей, удегейцев, ительменов, эвенков, алеутов, чукчей, эскимосов и др. /ПРИЛОЖЕНИЕ 3, ТАБЛИЦА 2/

Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила эти малочисленные  народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания, национальные традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право быть хозяевами на своей земле, стремятся к возрождению.

В последние десятилетия  население Дальнего Востока значительно  возросло. Увеличение численности населения  происходит как за счет естественного, так и за счет механического прироста, главным образом привлечения  на крупные стройки трудовых ресурсов, преимущественно из многонаселенных европейских районов. Особенно значительный прирост рабочей силы наблюдается в цветной металлургии, рыбной, лесной,  деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, т. е. в отраслях специализации.

В целях закрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены  ускоренное жилищное строительство, укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных учреждений и предприятий.

Население Дальнего Востока имеет некоторые  специфические характеристики. Одна из главных – временность пребывания в регионе значительной части  людей. На Севере доля временного населения  составляет 2/3, на юге – до 1/3 его  численности. Временный и постоянный житель – это разные типы людей, отличающиеся многими чертами производственного  и социального поведения. Статистика и отдельные локальные исследования свидетельствовали, что на северных территориях доля образованных и высококвалифицированных кадров раньше была выше, чем в среднем по России и на юге Дальнего Востока. Но как только изменилась экономическая ситуация, начался их отток ускоренными темпами. Северные регионы потеряли не просто больше населения, но и все прежние преимущества, связанные с более высокой квалификацией кадров. Поэтому реформа в регионе идет на деформированной и ослабленной человеческой базе. Социологическое изучение населения Охотского района, находящегося в одной микрозоне с г. Магаданом, показывает, что из оставшегося населения 1/3 часть нацелена на выезд, еще 1/3 – остается только по причине отсутствия средств на выезд. Численность технической интеллигенции с высшим образованием исчисляется единицами, а 2/3 молодежи считают, что они обязательно выедут из района, исключая Республику Саха (Якутию), где за счет коренных жителей удалось сдержать резкое падение профессионально-квалификационного уровня населения, северные территории Дальнего Востока потеряли большую часть своего трудового потенциала. Повсеместно не хватает директоров, бухгалтеров, экономистов, инженеров, механиков, учителей в школах и врачей в медицинских учреждениях.

Уровень жизни населения  на Дальнем Востоке ниже, чем в  среднем по России, особенно в северных территориях региона. По социальным показателям Дальневосточный экономический  район уступает большинству районов  России. Долгое время держится высокий  уровень безработицы. Продолжительность  жизни населения ниже на 4-5 лет, а  у коренных жителей на 8-10 лет, чем  в среднем по России из-за суровых  климатических условий. Детская  заболеваемость в северных территориях  в 2-2,5 раза превышает аналогичные  показатели в среднем по России. С каждым годом снижается рождаемость  и увеличивается смертность, что  ведет к обострению демографических  проблем.

В регионе ощущается большая  нехватка больниц, поликлиник, высококвалифицированного медицинского персонала и необходимого оборудования. Особенно остро эта  проблема стоит в отдаленных районах, где местное население вынуждено  преодолевать большие расстояния до районных и областных центров  в необходимости медицинской  помощи. Аналогичная ситуация и в  сфере образования.

 

 

    1. Общая характеристика хозяйства района (основные отрасли народного хозяйства, специализация географической промышленности, сельское хозяйство, транспорт)

 

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района принадлежит цветной металлургии. В последние годы она особенно быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае. Цветная металлургия представлена добычей олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка.

Наибольший удельный вес по запасам  олова принадлежит Республике Саха, где осваивается крупнейшее Депутатское  месторождение. Введены в действие рудники Фестивальный и Перевальный, строится обогатительная фабрика в Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край) и комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край).

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в  Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. В настоящее  время осваиваются новые крупные  месторождения свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. В  Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам. 

Быстро растет алмазодобывающая промышленность. Построены два крупных горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал”, строится новый комбинат.

К ведущим отраслям рыночной специализации  района относится рыбная промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место среди экономических районов России. Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах.

Главными районами рыболовства  и морского промысла являются Охотское, Японское и Берингово моря и восточная  часть Тихого океана. В последние  годы промысловые суда Дальнего Востока  ведут добычу рыбы также в водах  Индийского океана и южной части  Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен  первоклассной техникой. Введены  в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы, китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Южно-Курильск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Охотск и др. Построены холодильные комбинаты, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.

Отраслями рыночной специализации  являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район имеет значительный удельный вес в вывозе древесины, производстве пиломатериалов, бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры лесопиления - Имен, Лесозаводск, Благовещенск, Свободный, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Хор, Бикин и др. Производство фанеры создано во Владивостоке и Биробиджане, мебели - в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Биробиджане, спичек - в Благовещенске, целлюлозно-бумажная развита на Сахалине (Углегорск, Поронайск и др.).

Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако ведущими его отраслями являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты и т. д. Один из крупнейших машиностроительных центров - Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное судостроение - в Благовещенске.

Сельскохозяйственное машиностроение размещается в городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске  построен завод “Амурэлектроприбор”, во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане - “Дальсельмаш”.

Далее рассматриваются отрасли, дополняющие территориальный комплекс: 
- Топливная промышленность представлена добычей угля, нефти и природного газа.

- Черная металлургия пока еще развита недостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии - “Амурсталь” в Комсомольск-на-Амуре, работающий на металлоломе. Построен второй передельный металлургический завод.

- Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах. 

Помимо развития основной отрасли  пищевой промышленности - рыбной, на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли:

- мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат;

- мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане;

- маслобойно-жировая (сырьем для неё служит соя), представленная масложировыми комбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Агропромышленный комплекс.

Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха).

Основное место в посевах  занимают зерновые культуры, прежде всего  яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя.

Развивается овощеводство закрытого грунта, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге.

Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство.

 Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.

 
Транспорт.

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного  развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного  функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного  освоения южной части района связано с прокладкой в XIX веке Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями, иногда являющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Дальневосточного региона