Транспортный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономи­ки страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слабо­развитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы про­изводства, связать производство и потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 25.28 Кб (Скачать файл)

 

Большая часть оборота  речного транспорта приходится на европей­скую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р. Свирь  и Нева. Большое значение для развития речного транс­порта в стране имело создание единой глубоководной  системы и стро­ительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского  и Волго-Донского каналов.

 

В связи с освоением  природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Ир­тыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении  районов пионерного освоения, где  практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали.

 

В настоящее время в  связи с экономическим кризисом идет сокраще­ние объемов перевозок  грузов и пассажиров речным транспортом, протя­женности внутренних водных судоходных путей, количества причалов.

 

Автомобильный транспорт  в основном используется для перевоз­ки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного  вида транспорта и его малой грузоподъемностью.

 

К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую  скорость и возможность доставки грузов от "двери до двери" без  дополнительных затрат на перегрузку. Обеспечен­ность автодорогами с  твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в  стране. В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью  путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог  с твердым покрытием — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению. Также не­обходимо учесть, что в России производится только 10—12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.

 

Трубопроводный транспорт  отличается наименьшей себестоимос­тью  и используется для перекачки  нефти, нефтепродуктов, газа. Пре­имуществами  этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в  течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность про­кладки трубопроводов  по кратчайшему расстоянию практически  вне за­висимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов  их потребления.

 

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажир­ских  перевозок. Он также используется в  народном хозяйстве для пере­возки срочных грузов, при строительстве  трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показате­лем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время  техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам не более 30%. Износ основных фон­дов оценивается в 70%.

 

Транспорт является важным связующим  звеном в экономике Рос­сийской  Федерации, без которого невозможно нормальное функциони­рование ни одной  отрасли хозяйства, ни одного региона  страны. Стабилизация экономики и  ее подъем невозможны без решения  основ­ных проблем транспортного  комплекса. В настоящее время  разрабатывается комплексная программа "Транспорт России".

 

В первую очередь требуют  решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привле­чения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков  транс­портного комплекса — транспортного  машиностроения, электротехни­ческой  и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями  народного хозяйства.

 

Одной из основных задач также  является восста­новление транспортно-экономических  связей со странами ближнего за­рубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и  обособленное функционирование его  отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на при­родную среду и человека.

 

Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее  сильно централизованной струк­туры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных моно­полий. При решении  проблемы разгосударствления отдельных  частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятии, создания мелких акционированных  авиакомпаний, предприятий водного  транспорта.

 

В условиях рыночных отношений  на первый план в развитии транспортного  комплекса выдвигается задача более  полного и качест­венного удовлетворения потребностей в транспортных услугах  народно­го хозяйства и населения  страны.


Информация о работе Транспортный комплекс России