Томас Кук-основоположник массового туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:15, реферат

Краткое описание

Томас Кук родился в 1808 году в английской деревушке Мельбурн. Через несколько лет отец Томаса скончался, оставив жену в такой бедности,что та не смогла даже установить на его могиле самого простого надгробия. Она вновь вышла замуж. Отчим Томаса относился к пасынку как к родному и отправил его учиться в школу при монастыре. Когда Томасу исполнилось 17 лет, он принял крещение и стал полноправным членом церкви для баптистов. Томас мечтал, как и его дед, стать мессионером. Когда баптистская ассоциация города Лафбара предложила ему занять место проповедника, он с радостью согласился. Читая проповеди, Кук особое внимане уделял борьбе с пьянством, которое принимало устращающие масштабы.

Вложенные файлы: 1 файл

Томас Кук-основоположник массового туризма.docx

— 26.49 Кб (Скачать файл)

Томас Кук-основоположник массового туризма

       Выходец из нищей семьи придумал бизнес засчет которого сейчас богатеют целые страны. Он заложил основные принципы огромной отрасли мировой экономики. Вещи, которые кажутся сегодня привычными : туристические маршруты,билеты, гостиницы,путеводители, дорожные чеки и поездки на экскурсии-были изобретены основателем туризма Томасом Куком.

      Томас Кук  родился в 1808 году в английской деревушке Мельбурн. Через несколько лет отец Томаса скончался, оставив жену в такой бедности,что та не смогла даже установить на его могиле самого простого надгробия. Она вновь вышла замуж. Отчим Томаса относился к пасынку как к родному и отправил его учиться в школу при монастыре. Когда Томасу исполнилось 17 лет, он принял крещение и стал полноправным членом церкви для баптистов. Томас мечтал, как и его дед, стать мессионером. Когда баптистская ассоциация города Лафбара предложила ему занять место проповедника, он с радостью согласился. Читая проповеди, Кук особое внимане уделял борьбе с пьянством, которое принимало устращающие масштабы.

   В 1825-ах и 1836-ых годах Англию поражают тяжелейшие промышленные кризисы, сопровождаемые массовой безработицей. Повсюду нищета и безысходность. Страну захлестывает волна алкоголизма. Правительство же, чтобы ограничить ввоз европейского и американского бренди, усиленно рекламирует дешевый алкоголь местного производства.Типичные вывески на кабаках гласили: « Пьян- за пенни, мертвецки пьян-за двухпенсовик, чистая солома-бесплатно».  Масштабная по тем временам рекламная кампания и дешевизна джина привели к тому, что рабочий класс в промышленных городах пил не просыхая. Томас Кук прилагал максимум сил, чтобы преломить удручающую ситуацию. Еще в 17 лет он вступил в Общество трезвости и вскоре был избран его генеральным секретарем. По воскресеньям общество проводило масштабные вылазки на природу, с проповедями и пикниками. Чтобы принять в них участие, людям приходилось преодолевать немалые расстояния, что, понятно, никак не способствовало популярности таких мероприятий.

    В 1840 году была открыта железнодорожная ветка, связавшая Дерби с Рагби. Прочтя сообщение об этом радостном для всех жителей центральной Англии событии, Томас Кук неожиданно понял, что такое прекрасное изобретение, как железная дорога, необходимо использовать для рекламы трезвого образа жизни. Он пошел на смелый шаг – арендовал целый поезд, чтобы доставить всех желающих на квартальный съезд английской ассоциации трезвенников. Буквально взяв измором секретаря железнодорожного общества Джона Белла, он убедил его пойти на риск и взять на себя все предварительные расходы. Две недели кипела работа по организации мероприятия. Кук лично продумал программу, составил маршруты экскурсий, написал тексты для гидов, позаботился о распространении рекламных объявлений, приглашений и билетов, в стоимость которых входило и питание пассажиров.

    Тут-то и родился туризм. Случилось это в понедельник, 5 июля 1841 года. 570 друзей трезвости погрузились в девять открытых вагонов, очень неудобных: ехать предстояло стоя, рискуя в любой момент испытать на себе превратности погоды. В то время это был традиционный способ путешествия третьим классом. Однако огромная толпа, сопровождаемая духовым оркестром и вооруженная флагами и транспарантами, была отлично проинструктирована Куком и, не страшась ничего, демонстрировала готовность сокрушить чудовище пьянства. На вокзале в Лафборо друзья из разных городов объединились в огромную процессию, после чего проследовали в городской парк, где для них было организовано питание (чай и сэндвичи с ветчиной), танцы, игра в крикет, а также трехчасовой митинг. В Лейстер поезд вернулся около 11 вечера - вся станция была заполнена горожанами, приветствовавшими борцов с пьянством.

     Вспоминая об этом событии, Кук записал в дневнике: "Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии".

 Успех не заставил  себя ждать и вдохновил Кука  на новые подвиги - он организовал  несколько экскурсий стоимостью в шиллинг для взрослого и 6 пенсов для ребенка (цены, доступные даже для бедных). Следующей сенсацией стала специальная детская поездка из Лейстера в Дерби. В ней приняли участие 3 тыс. учеников воскресных школ. Энтузиазм, граничащий с фанатизмом, доступные цены и внимание к каждому клиенту – таковы столпы успеха инициативы Томаса Кука. Люди понимали, что на них не стараются нажиться, а наоборот – хотят им помочь. Впервые отправляясь в путешествие на поезде, многие нервничали, даже паниковали, опасаясь за свою безопасность и багаж. Для таких клиентов Томас Кук был кем-то вроде личного психолога, вселявшего в них собственную уверенность.

   Во всех своих действиях Кук руководствовался принципом «максимальная выгода для максимального количества людей по минимальной цене», и это обеспечивало приток сотен и сотен клиентов. Заключив с управлением железной дороги контракт об «оптовой поставке пассажиров», он договорился также о гибкой системе скидок, что позволяло организовывать туры для людей, испытывающих финансовые трудности. В 40-х годах профсоюзы в Англии добились предоставления рабочим ежегодных оплачиваемых отпусков. Томасу Куку это помогло рассмотреть новую, абсолютно свободную рыночную нишу. Путешествуйте и развлекайтесь – вот чем нужно заниматься во время отпуска!

    Следующей мишенью Кука стало курение. В ноябре 1841 года семья Кука перебралась в Лейстер, где Томас основал новое издательство. Специализация - книги о здоровом образе жизни. Тогда же его жена открыла гостиницу, в которой вместо спиртных напитков продавались соки. И всюду висели таблички: "Курить запрещено". В гостинице распространялся журнал "Противник курения", предлагавший заядлым курильщикам вместо поганого табака увлекательные путешествия в обществе людей, отказавшихся от поганого алкоголя.

    Летом 1845 года Томас Кук организовал первое чисто развлекательное путешествие - без проповедей и воздержаний. На спецпоезде из Лейстера в Ливерпуль и обратно. Готовя эту поездку, Кук сразу же решил отказаться от неудобных вагонов третьего класса, вывел комфорт и безопасность в ранг приоритетов. Перед тем как продавать билеты всем желающим, Кук сам проехал по маршруту, осмотрев города, в которых планировал делать остановки. И впервые предложил путешественникам дорожные чеки. С их помощью можно было защититься от мошенничества и краж в пути.

    Главная сложность, с которой он столкнулся на этот раз, - накормить и разместить на ночлег одновременно более 700 туристов. Однако подготовительная работа не заканчивалась договорами, заключенными с владельцами гостиниц. Для своего первого путешествия - впрочем, как и для всех последующих - Кук издал небольшой путеводитель с рассказом обо всех достопримечательностях, которые туристы смогут увидеть. Успех превзошел самые оптимистичные ожидания. Еще во время рекламной кампании спрос на билеты был так высок, что пришлось нанять два поезда вместо одного.

    Затем последовали новые интересные решения. Тогда в Англии неумение поддержать беседу о Вальтере Скотте и Роберте Бернсе считалось дурным тоном. В 1846 году Кук отправился в Шотландию, чтобы разработать маршрут для любителей творчества Вальтера Скотта и Роберта Бернса. Их читал и цитировал в Англии каждый. Расчет безошибочный: фанатичный читатель обязательно захочет потрогать руками волшебный мир любимых произведений. Он был первым, кто это понял и претворил в жизнь одну из самых кассовых идей будущего туристического бизнеса. После издания путеводителя по Шотландии Кук в первом же поезде отвез туда 350 человек. Освоив маршруты по Шотландии, Ирландии, Северному Уэльсу и на остров Мэн, Кук пошел дальше. Он предложил нескольким крупным землевладельцам центральной Англии открыть их замки и парки простым людям для осмотра. Рабочим это будет интересно, считал Кук. Первым откликнулся герцог Ратлендширский, предоставив для туристов свой загородный замок. За ним потянулись и другие герцоги и магнаты.

   В 1851 году контора Кука получила название Thomas Cook & Son. Это было первое в своем роде туристическое агентство, которое сразу же стало неплохо зарабатывать. Услуги по организации путешествий начали предлагать не только отдельным лицам и группам, но и организациям, желающим, чтобы на их мероприятиях побывало как можно больше людей. Так агентство Кука взялось за раскрутку выставок.   В 1851 году в лондонском Гайд-парке был возведен огромный павильон для торгово-промышленной выставки. Узнав об этом, Томас Кук сразу подумал, что выставка могла бы быть интересна не только праздной публике, торговцам и промышленникам, но и непосредственным производителям выставленных товаров. Кук придумал, как сделать, чтобы малоимущие смогли посетить выставку. В течение трех месяцев он разъезжал по Англии, организовывая специальные клубы для рабочих - внося еженедельно небольшую плату, член клуба получал билет до Лондона и обратно (здесь Куку помог его старый друг и компаньон Джон Эллис, директор железной дороги в центральной Англии), а также питание и ночлег. 
 
   Грандиозный план был широко разрекламирован в только что созданном Куком журнале "Экскурсант" (просуществовавшем до второй мировой войны). Благодаря стараниям Томаса Кука выставку посетили 3 тыс. школьников из Лейстера, Ноттингема и Дерби. Планируя детские экскурсии в столицу, Кук был особенно аккуратен - на станции детей и учителей встречала вереница омнибусов, фургонов и кебов, доставлявших их непосредственно в Гайд-парк и ожидавших весь день, чтобы вновь отвезти на вокзал. Итог деятельности огромен: с помощью Кука выставку посетили в общей сложности более 165 тыс. человек. 
 
    После Лондона аналогичная выставка состоялась в Дублине, а потом, в 1855 году, на Елисейских полях. Поездка в Париж была первым заграничным маршрутом Томаса Кука. И на сей раз, он предусмотрел все. Многочисленные контракты, заключенные с владельцами отелей и транспортных средств, гарантировали туристам спокойствие и комфорт. Кук, как обычно, издал путеводители, которые, на сей раз, не только знакомили с достопримечательностями города, но и давали массу практических советов, как правильно вести себя в незнакомой стране. Один из советов Кука был адресован дамам: "Леди могут, не нарушая правил приличия, входить в лучшее кафе или сидеть за столиками на улице. Однако леди должны воздержаться от посещения кафе на северной стороне бульваров, между Гранд-опера и улицей Сен-Дени". Успех был оглушительным: после окончания сезона личный секретарь Наполеона III передал Томасу Куку благодарность императора за его деятельность.

    Покорив Париж, Кук разработал ряд маршрутов по другим европейским городам. В 1865 году он открыл для соотечественников Новый Свет, а для американцев - родину их предков. Американское отделение фирмы возглавил сын Кука, Джон Мейсон Кук, верный соратник отца во всех начинаниях. Агентство "Томас Кук и сын" оказывало американским туристам тот же набор услуг, что и англичанам, в том числе связанных с посещением торгово-промышленных выставок. Одним из первых американских клиентов фирмы стал Марк Твен. Он был так восхищен агентством, что настоятельно рекомендовал президенту Гранту воспользоваться услугами фирмы. 
 
    В декабре 1868 года Кук и сын предоставили англичанам возможность совершить паломничество в Святую землю. Идея гениальная - просто обустроить уже имеющийся маршрут. Впервые христиане могли совершить путешествие к своим главным святыням с комфортом и в безопасности. 60 человек пересекали пустыню с внушительным караваном: 65 верховых лошадей везли туристов, 87 вьючных лошадей вместе с огромным количеством мулов и ослов были нагружены всем необходимым. Пилигримов сопровождали 77 сотрудников фирмы, среди которых были вооруженные карабинами охранники со сторожевыми собаками. Благочестивые христиане пришли в полный восторг от такого обслуживания. Представители знатнейших европейских фамилий буквально завалили Кука просьбами об организации для них аналогичных поездок. После возвращения из Палестины короля Сербии и нескольких русских князей к Куку обратился наследник английской короны принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), пожелавший отправить к Гробу Господню своих сыновей, Альберта и Георга (будущего Георга V). 
 
     Следующим был премьер-министр Великобритании Гладстон. Он дал Куку специальное задание: освоить для богатых англичан экскурсионные маршруты по Индии, а для богатых индусов - по Англии, поскольку, как свято верил глава правительства, только туризм может наладить дружеские отношения между жителями колонии и метрополии. Ожидания Гладстона оправдались - в индийском офисе Кука не было отбоя от клиентов. И дальше совсем невероятное: в 1878 году генерал-губернатор Индии граф Дафферин обратился к Куку с просьбой организовать для мусульманского населения региона паломничество в Мекку. Дафферин знал, что, несмотря на то, что Кук был баптистом, он отличался религиозной терпимостью. И действительно, Кук возил в Святую землю представителей многочисленных христианских конфессий, не делая между ними различий. Не имея возможности самому сопровождать путешественников в закрытую для христиан Мекку, Кук на этот раз действовал через своих агентов и опять добился успеха. После этого в лондонской штаб-квартире фирмы "Кук и сын" было открыто специальное отделение для паломников, которое действует и до сих пор.

      От Индии Томас Кук перешел к Египту. Это тоже была правительственная инициатива. Британцы обживали не только открытый в 1869 г. Суэцкий канал, но и Нил. Кук пустил по нему экскурсионные суда. Путешествие в Египет, включая стоимость билетов на пароходы и поезда, проживание в гостиницах, питание, экскурсии, услуги гидов, обходилось в зависимости от класса от 81 до 119 фунтов. Деньги большие, но отнюдь не сумасшедшие.

Первый кругосветный тур, который был организован Томасом Куком в 1872-1873 гг., длился 222 дня. За это время путешественники преодолели 25 тыс. миль. В 1991 году, в ознаменование очередной круглой даты, компания Кука организовала кругосветное путешествие. На этот раз для него потребовалось всего 34 дня

 

   Когда в 1892 году основатель туризма умер, его состояние оценивалось в 2497 фунтов - неплохой итог для человека, начавшего работать за 6 пенсов в неделю. Джон Мейсон Кук, продолживший дело отца, скончался через семь лет, оставив после себя имущество стоимостью 663 534 фунта. Потомки Кука владели фирмой вплоть до конца 1920-х годов, когда агентством, сохранив его название "Томас Кук и сын", стала управлять ассоциация предпринимателей. Но это произошло уже в другую эпоху, когда монополии одной семьи на туристический бизнес пришел естественный конец. 

    Сегодня Thomas: Cook & Son - крупнейшая и наиболее респектабельная на Британских островах туристическая компания. По Своим экономическим показателям она — вторая в Европе и третья в мире. В Великобритании и во многих других странах насчитывается свыше тысячи ее агентств. На нее сейчас работает более 16 тыс. человек.

 

Итоги деятельности Томаса Кука:

- Создал идеологию туризма, все фундаментальные положения

-Создал первое  в мире бюро путешествий

-Использовал новейшие  средства транспорта

-Сделал туризм  массовым

-Создал инфраструктуру  туризма

-Применял систему  скидок, страховок

-Сделал безопасные  деньги для туристов

-«Открыл» Египет  как туристскую дестинацию 

 

Есть за границей контора Кука. 
Если вас одолеет скука 
И вы захотите увидеть мир — 
Остров Таити, Париж и Памир, — 
Кук для вас в одну минуту 
На корабле приготовит каюту, 
Или прикажет подать самолет, 
Или верблюда за вами пришлет, 
Даст вам комнату в лучшем отеле, 
Теплую ванну и завтрак в постели. 
Горы и недра, север и юг, 
Пальмы и кедры покажет вам Кук.

(С. Маршак, 'Мистер Твистер')

 

 

             

 

 


Информация о работе Томас Кук-основоположник массового туризма