Томас Джефферсон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 05:55, реферат

Краткое описание

Томас Джефферсон (1743–1826), подобно многим именитым современникам, сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и общественной деятельности. Самое крупное свое произведение он посвятил истории и государственному устройству своего родного штата Виргиния ("Заметки о штате Виргиния", 1785), самое известное его произведение – Декларация независимости США (1776). По происхождению он сын провинциального плантатора, успешно одолевший многие ступени политической карьеры от практикующего юриста и милицейского чиновника графства до губернатора штата, а затем и президента страны. В его политических предпочтениях наблюдается известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология1.docx

— 19.41 Кб (Скачать файл)

Томас Джефферсон (1743–1826), подобно многим именитым современникам, сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и общественной деятельности. Самое крупное свое произведение он посвятил истории и государственному устройству своего родного штата Виргиния ("Заметки о штате Виргиния", 1785), самое известное его произведение – Декларация независимости США (1776). По происхождению он сын провинциального плантатора, успешно одолевший многие ступени политической карьеры от практикующего юриста и милицейского чиновника графства до губернатора штата, а затем и президента страны. В его политических предпочтениях наблюдается известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов.

Значительны заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия – он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы (1777), президентом американского философского общества. Общественное обучение (от начальной школы до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как и естественные права человека или право народа на самоуправление.

Уже в первой своей значительной работе "Общий обзор прав Британской Америки" (1774), опубликованной в виде анонимной брошюры как обращение  к английскому королю, молодой  философ и публицист обосновывал  тезис о необходимости вернуть  народу "права, полученные по законам  природы". Характерно, что обращение  к королю за содействием писалось "языком правды" и было "лишено выражений раболепия". Существенно также и то, что сам король характеризовался "не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа".

В "Заметках о штате  Виргиния" Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что человечество вскоре "научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя". Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений. Вместе с тем Джефферсон убежден, что в скором времени "коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим, охватит правительство и распространится на основную массу нашего народа; когда правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Человеческая природа одинакова на обоих берегах Атлантического океана и останется одинаковой под влиянием одних и тех же обстоятельств. Настало время остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами".

Защищая право на свободу  вероисповедания, Джефферсон относил это право к разряду естественных прав и потому непереуступаемых никакому правительству.

Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать  последовательно все уровни – организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по всем мелким, но в то же время важным местным вопросам). Полемизируя с Юмом относительно происхождения всякой справедливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), Джефферсон твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.  

В последние годы жизни  он склонялся к мысли о необходимости  и желательности такой организации  управления государством, при которой  традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.  

 

Мэдисон. (1751 - 1836).

Впоследствии идея общественного  договора как основы образования  государства дополнилась концепцией федеральной республики как особой формы «смешанного правления» Дж. Мэдисона

 Эффективность разделения  властей он связал с механизмом сдержек и противовесов, позволяющих устранить угрозу тирании со стороны какого-либо органа: хотя каждая власть имеют определенные полномочия, но ряд из них контролируется другими ветвями власти. Дополнительным барьером от ошибок и произвола должно было стать, согласно Мэдисону, разделение самой законодательной власти на две палаты. Идея системы сдержек и противовесов в современном мире воплощена в конституциях современных демократических государств, что обеспечивает стабильность этих политических систем. Так, исполнительная власть может наделяться правом законодательной инициативы, законы могут быть приостановлены правом вето, в то же время глава исполнительной власти может быть отрешен от должности через процедуру импичмента при соответствующей санкции Конституционного суда и др. Обращаясь к проблеме форм правления, он разрабатывает концепцию республиканского правления как представительной демократии.

Четвертый президент, один из отцов-основателей и авторов  конституции США Джеймс Мэдисон (James Madison) (1751 – 1836) был убежденным сторонником сильной федеральной власти. Для пропаганды своих идей в 1787 – 88 гг. он совместно с Александром Гамильтоном издавал газету «Федералист» («The Federalist»). В 10-м номере «Федералиста» от 22 ноября 1787 г. Мэдисон обосновал необходимость свободы партий и объединений для политической жизни общества. 
 
Свобода ассоциаций естественна и необходима для общества и политики. Она проистекает из разнообразия самого общества, и лишить граждан свободы объединений – все равно, что лишить жизнь воздуха. Задача правительства состоит в гарантии свободы ассоциаций и регулировании ее последствий. При этом, по мысли Мэдисона, многопартийность и разнообразие объединений являются залогом политической стабильности.

«Скрытые причины партий заложены в природе человека, и  мы видим их повсюду в различных  уровнях деятельности, согласно различным  обстоятельствам гражданского общества», - пишет Мэдисон.

«Под партией я понимаю  число граждан, равно составляющих большинство или меньшинство  от целого, которые объединены и  действуют на основе общего желания  или интереса», - пишет Мэдисон.

По его мнению, интересы, взгляды, желания различных партий часто вступают в конфликт друг с  другом. Однако, полагает Мэдисон, это отнюдь не является основанием для ограничения свободы объединений.

«Есть два метода избавления от вреда партии: первый – разрушение ее причин; второй – контроль над  ее последствиями». При этом лишение  главной причины возникновения  партий, их свободы, Мэдисон считает  безумием.

«Первое лекарство еще  хуже, чем сама болезнь. Свобода для  партии является тем же, чем воздух для огня, той пищей, без которой  он мгновенно гаснет. Отменить свободу, которая необходима для политической жизни, так как она питает партию.

Необходимо, чтобы правительство  считалось с разнообразием партий и объединений и использовала его в своей политике. Более того, разнообразие различных партий, фракций и объединений, в том числе религиозных, является главной защитой от их доминирующего влияния на политику правительства.

«Религиозная секта  может превратиться в политическую партию в одной из частей Конфедерации; но разнообразие сект, существующих в  ней, в целом, защищает национальные советы от опасности, исходящей от этого  источника», - заключает Мэдисон.

 


Информация о работе Томас Джефферсон