Социальная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
• характеристика функций и моделей социальной политики;
• выявление основных направлений социальной политики в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования социальной политики 5
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 5
1.2 Функции и модели социальной политики государства 7
Глава 2. Особенности социальной политики в России 17
2.1 Основные направления социальной политики в России 17
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения 22
Заключение 30
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Социальная политика РФ.docx

— 50.81 Кб (Скачать файл)

Патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Государство централизованно и  тотально берет на себя ответственность  за социально - экономическое положение  граждан и использование любых  административных рычагов для достижения социальных целей. Все иные возможные  субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации ) действуют либо от имени государства, либо под его контролем. Финансовой основой патерналистской модели являются средства государственного бюджета и бюджетов государственных предприятий.

В данной модели реализуется  принцип равенства в потреблении  материальных и социальных благ и  услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой  степени социального выравнивания.

Достоинством социальной политики патернализма является так  называемая “уверенность в завтрашнем дне” для основной части населения. Исключена как социальный феномен  безработица. Заранее известны размеры оплаты труда и социальных пособий, перечень бесплатных гарантий в здравоохранении, образовании, других областях социальной жизни. Стабильными являются цены на товары и услуги первой необходимости. Происходит развитие интеллектуального потенциала нации, который, однако, во многих случаях остается невостребованным. Государство защищает экономические и социальные права идеологически послушных граждан в сфере труда и занятости, однако часто в ущерб экономической эффективности.

К недостаткам данного  подхода относится, прежде всего, дефицит  товаров и услуг, включая товары и услуги первой необходимости. Государство  вынуждено вмешиваться в сферу  их распределения, заменяя денежный оборот в отдельных секторах потребительского рынка оборотом тем или иным способом документированных прав на приобретение товаров и услуг. Жестко контролируя  соотношение между мерой труда  и мерой потребления, государство  не допускает развития в значительных масштабах экономической деятельности в негосударственном секторе экономики, которая могла бы привести к неконтролируемому росту доходов.

Благотворительная модель –  когда государство за счет специально аккумулированных ресурсов создает  определенные "подпорки" к рынку  в виде государственной системы  социальной поддержки и таким  образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований  в государственные благотворительные  фонды и на содержание государственных  социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны.

Административная модель предполагает прямое, активное государственное  вмешательство в рынок и носит  характер администрирования. Условием реализации данной модели является наличие  развитых систем перераспределения  доходов, находящихся под контролем  государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения  занятости.

Государство принуждает организации  частного и общественного сектора  выполнять социальные функции, например, заставляя их делать обязательные отчисления в социальные фонды, выплачивать  заработную плату не ниже установленного уровня и пр. С точки зрения экономической эффективности большая часть социальных функций для частного сектора является невыгодной, поэтому в обществе активизируется множество антистимулов экономического развития – тяжелое налоговое бремя на производителя для обеспечения большого объема социальных трансфертов, государственное регулирование цен в ущерб интересам производителей, искусственное сдерживание безработицы путем поддержки неэффективных рабочих мест, увод значительной доли финансовых средств государства из активной экономики в затратный сектор социальной сферы.

Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства  в решении социальных проблем, когда  государство задает обществу внешние  по отношению к рынку и иным общественным субъектам "правила  игры" (правовые, кредитно-финансовые, налоговые).

Это выражается в создании таких систем налогообложения и  общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные  социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в  целом.

Подобная модель социальной политики может реализовываться  в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

 

Глава 2. Особенности  социальной политики в России

2.1 Основные направления социальной  политики в России

России нужно проводить  социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления  для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной  системы социальной защиты. Государство  должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Основными направлениями  социальной политики России являются:

I. Политика в области  улучшения жилищных условий.

II. Политика в области  регулирования пенсионного обеспечения.

III. Политика в области  здравоохранения.

IV. Политика в области  образования.

V. Политика в области  регулирования уровня безработицы  и занятости.

VI. Политика в области  регулирования доходов населения.          

I.       В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем – достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.       

II.    В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

В 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян.       

III.       Тем не менее, социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного влияние на общее материальное положение пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.     

IV.       В 2008г. сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 4,7%), в то же время увеличилось число гимназий и лицеев. Число учреждений высшего профессионального образования возросло в целом на 26 единиц (на 2,3%). В 2008г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн. юношей и девушек (90,8% к уровню 2007г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,0 млн. человек (86,8%).        

V.          Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). В феврале 2009г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.

VI. Реальные располагаемые  денежные доходы населения упали  в январе 2009 года на 6, 7% по сравнению  с январем 2008 года. Гораздо большее  падение продемонстрировала реальная  величина заработной платы, скорректированная  на инфляцию – на 9,1% за этот  же период.

19 февраля Росстат сообщил,  что в январе 2008 года реальные  доходы населения выросли на 10,1% по сравнению с январем 2007 года. В номинальном сравнении доходы  за этот же срок повысились  на 7,3% и составили 11 тысяч 430 рублей. Номинальная начисленная заработная  плата одного работника в январе 2009 года составила в среднем  по России 15 тысяч 200 рублей, что  на 3,0% выше уровня января 2008 года  и на 25% меньше, чем в декабре  2008 года. Реальная величина заработной  платы (скорректированная на инфляцию) упала в январе на 9,1% по сравнению  с январем 2008 года и снизилась  на 26,7% к минувшему декабрю. Однако, несмотря на падение доходов  населения, оборот торговли в  январе год к году вырос  на 2,4% – до 1,07 трлн. рублей. В первые 11 месяцев 2008 года этот показатель колебался в пределах 10-18% в месяц, а в декабре темпы его прироста показали снижение до +4,8%.

В статистику реальных располагаемых  денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые  государством. А при учете реальной величины заработной платы закладывается  средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи тоже увеличиваются, при этом рост номинальных зарплат  заморожен, скорее даже наблюдается  их снижение. В долларовом выражении  доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля, их снижение произошло примерно на 35%.

По итогам 2008 г. количество людей, живущих за чертой бедности, практически не сократилось. В конце  прошлой недели Минэкономразвития  опубликовало предварительную оценку численности бедного населения, проживающего в России. Согласно этим данным, в 2008г. 18,6 млн. человек или 13,2% населения страны имели доходы ниже величины официально установленного прожиточного минимума (4593 руб. в месяц).

2.2 Проблемы социальной политики  России и пути их решения

I. Проблемы в жилищной сфере.

Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве.

Эта проблема возникла в  связи с многолетним недофинансированием  капитального ремонта и реконструкции  жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие  существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что  привело к увеличению объемов  ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению  текущих расходов на их содержание.         

Во-вторых, проблема, связанная  с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения.

Основной причиной данного  процесса являются ограниченные возможности  привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов. Существующая в настоящее время система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Стоимость нового жилья не соответствуют платежеспособному спросу потребителей.

В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан  с низким и средним уровнем  дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы  требует значительных инвестиций.

Концепция жилищной политики на основе анализа ситуации и проблем, существующих в жилищной сфере предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищной сфере.

С учетом этого могут быть предложены следующие пути решения  жилищной проблемы:

1)         развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда;

2)         реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;

3)         развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;

Информация о работе Социальная политика РФ