Религиозный туризм в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – состоит в ознакомлении с религиозным туризмом и особенностями его практической организации.
Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач:
рассмотрение сущности и структуры религиозного туризма;
исследование религии как феномена социальной жизни, ее видов и роли в жизни общества и человека;
раскрытие особенностей размещения центров религиозного туризма.

Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. Религиозный туризм
1.1. Определение и разновидности религиозного туризма…………………….5
1.2. Паломнический туризм………………………………………………………6
1.3. Виды и особенности паломничества……………………………………….7
1.4. Основные регионы паломнического туризма………………………………9
1.5. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности….10
Глава 2. География религиозного туризма в мировых религиях
2.1.Религиозный туризм в христианстве……………………………………….12
2.2.Религиозный туризм в исламе………………………………………………14
2.3. География религиозных объектов в исламе……………………………….15
2.4. Религиозный туризм в буддизме………………………………………...…16
Глава 3. Характеристика религиозных объектов на территории РБ…………18
Глава 4. Наиболее интересные в туристическом отношении религиозные объекты в Уфе
4.1.Православные храмы.......................................................................................29
4.2.Мечети………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Азамат Курсовая.docx

— 3.19 Мб (Скачать файл)

Николо-Березовская икона. Свято-Никольский храм знаменит своей историей. По легенде, в середине XVI века торговые люди, купцы, сплавлялись по Каме, как вдруг их судно неожиданно остановилось. Они сошли на  берег и обомлели — на березе они узрели икону с образом Святителя Николая Мирликийского. Православные купцы помолились, а позже на месте явления образа воздвигли деревянный храм. Сейчас в храме находится другая святыня — икона Ильи Пророка. Рассказывают, что когда икону привезли в храм, на ней было только темное пятно и никто не мог различить, кто именно изображен на  ней. На «самовосстановление» иконе потребовалось около восьми лет. Наконец, стало ясно — это лик Ильи Пророка. К Чудотворной иконе съезжаются в Крещение и другие православные праздники.

Табынская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Первоначально икона находилась в Пречистенском монастыре, прежде существовавшем рядом с современным селом Табынским (Башкортостан). Отсюда происходит ее название — Табынская икона Божией Матери — главная святыня Урала, покровительница всего Уральского края: Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. (21)

Никольский храм. Торговые люди купцов Строгановых, владельцев этих земель, сплавляясь вниз по Каме, были остановлены неведомой силой. Сойдя на берег, увидели они на берегу икону святителя Николая. Место обретения образа было глухим, нежилым и люди поняли, чо стали свидетялями чуда. На месте явления иконы в 1552 году был воздвигнут храм (Рис. 4 и 5), здесь стали селиться люди, что дало начало селу Николо-Березовка.

От иконы  стали происходить многочисленные исцеления. Услышав об этом, царь Иоанн  Грозный выразил желание поклониться  чудотворному образу, и икона была перенесена в Москву, где был построен храм в честь Николы Закамского. грозный царь, не имевший намериния  возвращать икону назад, неожиданно заболел. В сонном видении явился ему сам Святитель Николай  и повелел вернуть образ на место явления, обещая царю исцелении  от болезни. Снарядили крестный ход, и чудотворная икона вернулась  на место своего обретения.

Слава чудотворнго  образа росла, храм становится центром  духовнойжизни края, местом поломничества. В 1808 году на месте деревянной церкви стали возводить каменный храм в  корабельном стиле. Главный алтарь освящен был Святой Троице, правый придел - в честь Святителя Николая, левый придел - в честь Великомученицы Екатерины. Храм был окончен в 1816 году, а 1904 свой окончательныйоблик приобрела колокольня.

Не только христиане, но и магометяне и язычники почитали Святителя Николая, и на них Господь, по предстательству  Святителя, изливал свою милость. Ежегодно крестным ходом чудотворный образ  святителя николая путешествовал  в Уфу, по селам и деревням Бирского и Мензелинского уездов.

Великая княгиня  Елизавета Федоровна,ныне прославленная в лике Новомученников и Исповедников Российских, дважды посещала храм во время своих поломнических поездок в начале ХХ века. В память о них в Николо-Березовке на месте монастырского колодца в 2003 году была возведена часовня, освященная архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном.

Трагичным был XX век в истории храма. После  революционных потрясений 1917 года наступили  времена гонений на церковь. В 19434году храм закрыли. Бесценные иконы свезли на скотный двор, колокола сбросили на землю. И только, по описи имущества, 1920 года, мы можем представить каким был храм, во времена расцвета. Чудотворный образ Святителя Николая после 1934 года хранился в одном из храмов города Уфы. В 60-ые годы ХХ столетия, он исчез и пока не найден. 

Спустя, почти 60лет, в мае 1996 года, в день Николы Вешнего, вновь зазвучали колокола древнего храма. Каждый четверг читается акафист Николаю Чудотворцу, освящаются вода и масло. И как в прежние времена, люди приезжают к Святителю Николаю в восстанавливающийся храм его и находят здесь утешение, укрепляясь в вере. (22)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Наиболее интересные в туристическом отношении религиозные объекты в Уфе

4.1.Православные храмы

Свято-Сергиевскии Кафедральный Собор. Сергиевская церковь – деревянная на каменном фундаменте - была построена в 1868 году на месте деревянной церкви, основанной в 16 веке стрельцами и пушкарями, присланными для охраны уфимского кремля и населения. В 1933 году стала называться Сергиевским кафедральным собором. Храм официально не закрывался даже в советское время и до сих пор является действующим.

Покровский Храм. Покровская церковь находится на месте двух деревянных церквей: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя и чудотворца Николая. Строительство каменного храма начал уфимский купец Д.С. Жульбин. Придел во имя св. Николая освящен в 1817 году В 1823 году освящены главный храм и придел, обновленный после пожара 1821-го. Церковь была закрыта в 1941 году, но возвращена верующим в 1957-м. Ныне действует.

Кресто-Воздвиженский Храм. Шестиглавый храм с восемью крестами, изготовленными из зеркального стекла, вставленными в чугунные рамки; имеет три престола: Крестовоздвиженский, во имя св. Петра и Павла, во имя св. Николая. Церковь освящена в 1893 году. В 30-е годы была закрыта, но во время Великой Отечественной войны возвращена верующим и действует до сих пор. Все иконы написаны в древневизантийском или древнегреческом стиле.

Кафедральный Соборный Храм Рождества Богородицы освящена в 1909 году. В 30-е годы была закрыта, а здание отдано под кинотеатр, но в начале 90-х храм снова стал действующим. (19) 

 

 

 

4.2.Мечети

Первая уфимская соборная мечеть ЦДУМ России . Построена в 1830 году близ Случевской горы по ходатайству муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Габдессаляма Габдрахимова. Он стал муфтием в 1825 году после смерти первого муфтия Мухамеджана Хусаинова, которому приходилось отправлять богослужение по пятницам в своем доме. Дом его находился на Телеграфной ул. (ныне Цюрупы), где впоследствии размещалось уфимское уездное училище. 29 апреля 1827 года муфтий Габдессалям Габдрахимов (ранее первый имам Оренбургской мечети) обратился в губернское правление с прошением об отводе земли для постройки дома и Мечети "пустопорожного квартала", в котором состояло дворовое место под № 791. Там прежде находился деревянный дом губернского правления, сгоревший во время пожара 1821 года. По плану, выданному муфтию губернской строительной комиссией 5 мая 1828 года, для мечети было определено место в середине квартала, а по углам были обозначены четыре места чертами: сверху с правой стороны - для дома муфтия, с левой стороны - для служителей мечети и приезжих магометан, а два остальных места были обозначены для строительства домов, но каких - в плане не было указано. Здание мечети и дом для приезжих были построены на пожертвования, а дом муфтия - на деньги, полученные из казны, и в 1839 году со всеми принадлежностями "Всемилостивейше пожалован" Габдрахимову в частное владение и исключен из списка казенных домов.

1-ую соборную  мечеть строил купец 2-й гильдии  г. Уфы Мукмин Тагиров Хазмитев. Строительство обошлось в 12 тыс.  руб. серебром.

Здание было каменное, с одним  минаретом. Оно неоднократно перестраивалось. После смерти муфтия Габдрахимова имам-хатыбом  мечети был назначен его сын - Ахмади Габдуссалямов. С 1844 года-старшин ахун Хаджи Тархан Шарафетдин Габдулвахитович Сулейманов, прослуживший в должности имам-хатыба 41 год. 2 января 1885 года с разрешения Министра внутренних дел на территории соборной мечети был похоронен муфтий Салимгарей Шангареевич Тефкилев (1807-1885). В 1890 году для 1-й соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым (1846- 1907), утвержденным на эту должность 15 апреля 1888 года, был приобретен дом с надворными постройками, баней и фруктовым садом за 4500 рублей, находившийся по Фроловской улице и расположенный между домами Асякаева и Максютова. Покупка совершена на деньги прихожан.

Первая соборная мечеть занимала главенствующее положение  среди мечетей России. К началу XX века привод насчитывал 920 человек. При мечети действовало медресе "Гусмания" и русско-башкирское 2-х классное училище. В 1907 году имам-хатыбом мечети стал Жигангир Абызгильдин. В 1912 году он стал ахуном. С 1960 по 1992 год 1-я соборная мечеть являлась единственной действующей мечетью Уфы. (23)

Мечеть «Ляля-Тюльпан». Ярчайшая достопримечательность столицы Башкортостана, одно из оригинальных культовых сооружений современности – исламский культурно-образовательный центр в Уфе, мечеть "Ляля-Тюльпан". Прекрасное архитектурное сооружение – красивейшее здание с высокими минаретами – построено в современном стиле в бело-красных тонах. Комплекс своей оригинальностью удачно и гармонично вписался как в архитектурный ансамбль Уфы, так и в природный ландшафт, он хорошо просматривается со всех сторон. Соборная мечеть-медресе "Ляля-Тюльпан" была открыта в 1998 году, с тех пор став притягательным духовным и культурным центром для горожан и гостей города.

Здесь учтены и соблюдаются все традиционные требования для мусульманского храма, мечеть пользуется особой популярностью  среди мусульман.

Высокий уровень  архитектуры и художественная ценность мечети "Ляля-Тюльпан" сопоставимы  с ценностью памятников древнего зодчества.

Деятельность соборной мечети-медресе "Ляля-тюльпан" способствует укреплению межконфессионального согласия. При  мечети действуют курсы, где любой желающий может получить первоначальное представление о Коране и основах мусульманства. (14)

Соборная мечеть – проспект Салавата Юлаева (строящаяся). В честь 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России в Уфе заложили мечеть, которая станет одним из крупнейших мусульманских храмов Европы.

В честь 450-летия  вхождения Башкирии в состав России в Уфе решено начать строительство  мечети, которая станет одним из самых величественных памятников современной  храмовой архитектуры России. Главной  особенностью во внешнем облике мечети будет позолоченный купол из стекла, словно парящий между четырех 72-метровых минаретов, увенчанных полумесяцами. Фасады здания будут украшены орнаментом и  каллиграфическими надписями на арабском языке.

Строительство новой соборной мечети развернулось на южном въезде в Уфу на проспекте  Салавата Юлаева. Общая площадь помещений, которые разместятся в здании храма, составит 8 608 квадратных метров, площадь застройки - 2 715 квадратных метров. Под позолоченным стеклянным куполом диаметром 24 метра будет  обустроен молельный зал для  мужчин (на 1200 человек), а на балконе  второго этажа будет молельный  зал для женщин (на 400 человек). Кроме  того, в мечети будет размещен конференц-зал  на 270 мест, музей, библиотека и учебные  классы для медресе. Вокруг мечети будет  заложен парк с фонтанами. Проект выполнили местные архитекторами  из организации «Башкиргражданпроект».

Возможно, что  мечеть назовут в честь национального  героя башкир, одного из соратников Емельяна Пугачева в Крестьянской войне, Салавата Юлаева. Известно, что он был  не только талантливым военноначальником и бесстрашным воином, но и поэтом, в стихах которого присутствуют и религиозные мотивы. (16)

 

 

Заключение

Религиозный туризм является составной частью индустрии  туризма. Соборы, мечети, культовые  музеи и духовные центры – это  туристические объекты, которые  пользуются все возрастающим спросом. Памятники религии, истории и  культуры представляют существенную мотивировку  посещения того или иного региона  или города. Во Франции около 60% памятников, находящиеся под охраной государства, являются и туристскими религиозными объектами. Развитие общего интереса к  религиозному туризму не обошло и  Россию. Наблюдается процесс становления  туристских фирм по организации религиозных  и паломнических туров, а также  некоторых паломнических служб, организованных при монастырях, церквях  и других религиозных организациях. Только за последние три-четыре года в России значительно увеличилось  количество туристов, совершающих паломничество  к святыням России, а также направляющих за границу религиозно-познавательными  целями. (12)

Условия могут как способствовать, так и препятствовать развитию туризма. Большинство христианских святынь зарубежной Европы находятся в условиях достаточно благоприятного климата, что позволяет большому количеству людей их посещать. Вместе с тем природные условия накладывают определенные ограничения на посещения, скажем, многих буддийских монастырей Тибета и высокогорных районов Индии. Причины этому – сложные погодные условия и специфические особенности рельефа.

В последнее  время отмечается повышенный интерес  к религиозному туризму и паломничеству. Как следствие этого, увеличивается  количество предложений по организации подобного рода поездок.

Стремление  человека к познанию вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и  процессов в окружающем мире неиссякаемо  и вечно. Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. Многие люди после паломнических поездок возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа. Поэтому развитие религиозного туризма в Башкортостане сейчас очень актуально, в связи с быстрым развитием инфраструктуры и конечно желание людей посетить святые места, дабы найти самого себя и очистить свою душу. (11; стр.288)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Религиозный туризм: Учебное пособие  – Москва: Издательский центр  «Академия», 2003г.

2.Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996. 
3. Арвон А. Буддизм. - М., 2005. 
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001. 
5. Максуд Р. Ислам. - М., 2000. 
6. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. 
7. Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2004. 
8. Томпсон М. Философия религии. - М., 2001. 
9. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники: Учеб. пособие. - Брянск, 1997. 
10. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.

Информация о работе Религиозный туризм в Республике Башкортостан