Религиозный туризм в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – состоит в ознакомлении с религиозным туризмом и особенностями его практической организации.
Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач:
рассмотрение сущности и структуры религиозного туризма;
исследование религии как феномена социальной жизни, ее видов и роли в жизни общества и человека;
раскрытие особенностей размещения центров религиозного туризма.

Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. Религиозный туризм
1.1. Определение и разновидности религиозного туризма…………………….5
1.2. Паломнический туризм………………………………………………………6
1.3. Виды и особенности паломничества……………………………………….7
1.4. Основные регионы паломнического туризма………………………………9
1.5. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности….10
Глава 2. География религиозного туризма в мировых религиях
2.1.Религиозный туризм в христианстве……………………………………….12
2.2.Религиозный туризм в исламе………………………………………………14
2.3. География религиозных объектов в исламе……………………………….15
2.4. Религиозный туризм в буддизме………………………………………...…16
Глава 3. Характеристика религиозных объектов на территории РБ…………18
Глава 4. Наиболее интересные в туристическом отношении религиозные объекты в Уфе
4.1.Православные храмы.......................................................................................29
4.2.Мечети………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Азамат Курсовая.docx

— 3.19 Мб (Скачать файл)

 

 

 

1.5. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных  центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие  культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в  крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид  туризма тесно взаимосвязан с  научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки  немногочисленны, но они расширяют  географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое  религий и многое другое. Исследователи  направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и  в России имеется интерес к  странам Востока - Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий - Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка. (6; стр. 15)

Индустрия религиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

В ней можно выделить следующие  четыре сегмента: 
1. предприятия размещения - совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий); 
2. предприятия питания - совокупность специализированных предприятий общественного питания; 
3. транспортные предприятия; 
4. религиозные объекты показа: 
- культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.); 
- природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.); 
- объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т. д.).

В индустрии  религиозного туризма выделяют культовые  центры и религиозные центры. Культовый центр - это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни. (2; стр. 17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. География религиозного туризма в мировых религиях

2.1.Религиозный туризм в христианстве

Христианство  включает в себя два основных направления: ортодоксальная церковь (восточная церковь) и католическая церковь (западная церковь). Специфику христианских паломников во многом определяют особенности религиозного сознания верующих.

Особенности паломничества в христианстве могут  различаться в разных направлениях, сектах и деноминациях. Характер этих поездок, их интенсивность зависят  также от особенностей экономического и политического положения в  той или иной стране, уровня материального  благосостояния граждан, их социального  и профессионального положения. Прямо или косвенно на особенности  поездок религиозных туристов влияет географическое положение и климат в местах поездок.

Христианство  является второй по времени возникновения  после буддизма мировой религией с богатым культурным и духовным наследием. Во многих странах мира имеются  многочисленные христианские святыни  и памятники, культурные ценности представлены в музеях большинства крупных  городов.  

Некоторые российские ученые считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка княгини Ольги в  Константинополь для совершения обряда крещения. При князе Владимире  паломничество на Афон совершил преподобный  Антоний, будущий основатель Киево-Печерской лавры. В 1062 г. игумен Варлаам совершил первое паломничество на Святую землю. В начале XII в. игумен Даниил дважды посетил и описал Святую землю. В 1389-1391 гг. дьякон Игнатий совершил паломничество в Иерусалим и сделал описание храмов, монастырей и других святынь. В 1418- 1421 гг. иеродьякон Зосим описал Святую гору Афон. Расцвет паломничества наступил в ХІХ в. В 1857 г. установлены рейсы пароходов от Одессы до Яффы. В 1882 г. великий князь Владимир Александрович создал Императорское Православное Палестинское общество для оказания помощи паломникам, путешествующим на Святую землю. С 1893 г. в России стали продаваться "паломнические книжки" с пониженным на 35 % тарифом на проезд по российским железным дорогам. Популярными становятся паломнические туры внутри России. В начале ХХ в. в Дивеево, где находятся мощи Серафима Саровского, ежедневно прибывали 3 тыс. паломников. Одним из основных центров паломничества стала Троице Сергиева лавра, в которую ежедневно приезжали поклониться мощам Сергия Радонежского до 5 тыс. паломников. Паломничество играло и играет важную роль в жизни общества.

Объекты посещения  православных паломников: храм; монастырь; нетленные мощи; святые источники.

Решение о  паломничестве принимается по благословению  духовного отца и самостоятельно. Основные объекты паломничества - монастыри. В России 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается  еще 183 православных монастыря РПЦ.

В России находится 8 мест упокоения святых угодников: 
1) Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь (преподобный Серафим Саровский) в Нижегородской области; 
2) Свято Троицкий Александро Свирский монастырь (игумен Александр) в Ленинградской области; 
3) Задонский Богородицкий монастырь (св. Тихон Задонский) в г. Задонске, Липецкой области; 
4) часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская) на Смоленском кладбище в Санкт Петербурге; 
5) Свято Троицкая Сергиева лавра (преподобный Сергий Радонежский) в г. Сергиевом Посаде Московской области; 
6) Свято Введенская Оптина пустынь (преподобный Амвросий Оптинский) в г. Козельске Калужской области; 
7) Покровский кафедральный собор (св. Митрофан) в г. Воронеже; 
8) Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский) в Санкт Петербурге.

Следует выделить некоторые особенности  приема паломников в разных монастырях: 
1) монастыри, принимающие паломников только по предварительной договоренности или благословению настоятеля; 
2) монастыри, принимающие паломников на ограниченное время или на неограниченное время проживания; 
3) монастыри, предоставляющие возможность проживания с питанием или не предоставляющие таких услуг; 
4) монастыри, принимающие только мужчин или паломников обоих полов; 
5) монастыри, которые взимают плату за предоставление проживания и питания или не взимающие плату; 
6) монастыри, на территории которых располагаются музеи, библиотеки или не имеющие таких объектов; 
7) монастыри, на территории которых организованы православные воскресные школы, епархиальные училища, детские приюты, богадельни или не имеющие таких социальных объектов. (1; стр. 34-38)

 

2.2.Религиозный туризм в исламе

Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для  каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города - Мекку  и Медину. Характерная черта - резкий всплеск числа паломников мусульман  именно во время хаджа, который бывает раз в году, с меняющимися в  зависимости от лунного календаря  датами. Эти города разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку  экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама. (1; стр. 42)

 

 

 

2.3. География религиозных объектов в исламе

Как уже отмечалось, паломничеством в исламе считается  посещение двух священных городов - Мекки и Медины, находящихся в Саудовской Аравии.

Эти паломничества подразделяются на две категории: 
1) хадж (большое паломничество); 
2) умра (малое паломничество).

Мекку и Медину ежегодно посещают около 2 млн паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей в мире - Харам бейт Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Название "Кааба" происходит от формы здания, похожего на куб, но в действительности прямоугольного, размером приблизительно 10?12 м, высотой 15 м. Кааба построена из серого камня с окрестных гор, основание из мраморного фундамента высотой 25 см. Ее четыре угла называются - красный, сирийский, йеменский и черный (так как около него находится "черный камень", к которому паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его). Снаружи святилище Кааба покрыто черным покрывалом (кисеей). Этот покрывало ежегодно изготавливается в Египте. Незадолго до прибытия паломников черное покрывало заменяют на белый чехол. В конце паломнического месяца ее снова облачают в новое черное покрывало, а старое разрезают на куски и продают паломникам, как реликвию. Дверь Каабы находится на высоте 2 м от земли, к ней поднимают лестницу. Внутри три деревянные колонны поддерживают кровлю, множество ламп с надписями, пол выложен мраморными плитами. Камень, на который по преданию становился Авраам, находится во дворе, в небольшом строении.

Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой  расстояние 300 км. Это расстояние паломники  обычно преодолевают на самолете или  автомобиле. Мечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен  Пророк Мухаммед. В Медине паломники  поднимаются на гору Джабал ал Нур, чтобы посетить пещеру, где великому Пророку Мухаммеду было ниспослано первое видение, на гору Джабал ат Таур, где он скрывался от преследователей. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети.

Кроме паломнических  центров в Мекке и Медине, исламские  паломники посещают и другие религиозные  объекты в других странах мира. В Иерусалиме находится одна из важнейших  святынь ислама - мечеть халифа Омара ("Купол скалы"). Она находится  на горе Мориа, на месте бывшего храма  царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку здесь Авраам собирался  принести в жертву своего сына Исаака. Для мусульман это место важно  тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил свое ночное путешествие на небеса.

Некоторые другие важные мусульманские паломнические святыни: 
- в Стамбуле находится Голубая мечеть (бывший Софийский собор); 
- в Дамаске - мечеть Омейядов; 
- в Багдаде - Золотая мечеть; 
- в Каире - мечеть Ибн Тулуна и султана Хасана; 
- в Дели - минарет Кутб Минар и мечеть Кувват уль Ислам. (5; стр. 24-26)

 

2.4. Религиозный туризм в буддизме

Буддизм является мировой религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 320 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе - 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн человек, в Таиланде - 52 млн., в Мьянме - 37 млн., во Вьетнаме - 35 млн., в Китае - 34 млн., на Шри Ланке - 12 млн., в Корее - 12 млн., в Камбодже - 7 млн., в Индии - 82 млн., в Лаосе - 2,4 млн., в Непале - 1,3 млн., в Малайзии - 3 млн. .

На территории России последователи буддизма в  основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Бурятии, например, восстановлено 20 дацанов (монастырей) и создана  Академия буддизма. А в Санкт Петербурге в 1991 г. был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

Традиции  буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал  своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил  просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).

В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских  монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, "северный", маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут - через  Южно Китайское море, Бенгальский  залив.

Тело Будды  после его ухода в нирвану  было кремировано, останки разделены  на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества  в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в  буддизме заключается в посещении  святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения  почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался  от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо. (3; стр. 16)

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Характеристика религиозных объектов на территории РБ

Мавзолей Хусейн-бека. Хусейн-бек, сын Азмир-бека родился в 1261 Туркестане. В молодости поступил в местное медресе и стал лучшим учеником знаменитого тогда учителя Ахмета Ясави (Рис.1).

Информация о работе Религиозный туризм в Республике Башкортостан