Реализация принципа наглядности в формировании представлений и понятий на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – особенности принципа наглядности в формировании представлений и понятий.
Цель исследования – раскрыть особенности принципа наглядности в формировании представлений и понятий на уроках географии
Гипотеза исследования – если на уроках географии более эффективно реализовать принцип наглядности, то формирование представлений и понятий будет успешным.
Задача исследования:
1) Изучить и анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2) Раскрыть сущность принципа наглядности.
3) Определить эффективность применения принципа наглядности в формировании представлений и понятий на уроках географии.
4) Разработка уроков с применением принципа наглядности на уроках географии.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы реализации принципа наглядности в
формировании представлений и понятий на уроках географии
Сущность принципа наглядности……………………………
Эффективность применения принципа наглядности в формировании представлений и понятий на уроках географии….
Выводы по первой главе………………………………………………..
Глава II. Опытно – практическая часть
2.1. Цели и задачи практической части……………..
2.2. Разработки уроков по географии с применением принципа наглядности……………….
Выводы по второй главе……………………………………………….
Заключение…………………………………………………
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Башкортостан

ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Реализация принципа наглядности в формировании

представлений и понятий  на уроках географии»

 

 

Выполнил студент IV курса

отделения «География»  

Хужахметов Флюр Ильшатович.

 Руководитель

 Исламова Эльвера Задаевна.

 

                                            Стерлитамак, 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………….     3   

Глава I. Теоретические  основы реализации принципа наглядности в         

 формировании  представлений и понятий на уроках географии

    1. Сущность принципа наглядности……………………………
    2. Эффективность применения принципа наглядности в формировании представлений и понятий  на уроках географии….

Выводы по первой главе………………………………………………..

 Глава II. Опытно – практическая часть

        2.1. Цели  и задачи практической части……………..

2.2. Разработки уроков  по географии с применением  принципа наглядности……………….

Выводы по второй главе……………………………………………….

Заключение…………………………………………………

Список литературы……………………………………………….

Приложение………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из основополагающих принципов обучения является принцип  наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять  для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно  воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность  в понимании Коменского связана  с восприятием предметов (явлений) органами чувств.

На сегодняшний день в  основе принципа наглядности рассматривается  процесс познания человеком окружающего  мира:

  • непосредственно-чувственное, когда объект познается с помощью органов ощущений;

опосредованное, когда объекты и явления чувственно невоспринимаемы.

Принцип наглядности был  значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость  наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность  в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова  соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

В педагогической системе  К. Д. Ушинского использование наглядности  в обучении органически связано  с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством  добиться самостоятельности детей  в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет  непосредственно воспринимался  ребенком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря  восприятию предметов и процессов  окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных  средств не только для создания у  школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для  понимания отвлеченных связей и  зависимостей — одно из важнейших  положений дидактики.

Актуальностью выбранной  темы заключается в том, что формирование географических представлений и понятий относится к проблемам, еще недостаточно разработанным в методике географии.

Объект исследования – процесс формирование представлений и понятий на уроках географии.

Предмет исследования – особенности принципа наглядности в формировании представлений и понятий.

Цель исследования – раскрыть особенности принципа наглядности в формировании представлений и понятий на уроках географии

Гипотеза исследования – если на уроках географии более эффективно реализовать  принцип наглядности, то формирование представлений и понятий будет успешным.

Задача исследования:

1) Изучить и анализировать психолого-педагогическую и методическую   литературу по исследуемой проблеме.

2) Раскрыть сущность принципа наглядности. 

3) Определить эффективность применения принципа наглядности в формировании представлений и понятий  на уроках географии.

4) Разработка уроков с  применением принципа наглядности на уроках географии.

 

 

 

Глава I. Теоретические  основы реализации принципа наглядности в

формировании  представлений и понятий на уроках географии

1.1.Сущность принципа наглядности

В современной дидактике  понятие наглядности относится  к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и  др.). Ни один из видов наглядных пособий  не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют  натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики – условные изображения  отношений между словами с  помощью стрелок, дуг, посредством  выделения частей слова разными  цветами и т. п. Нередко возникает  необходимость использовать различные  виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень  важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки  большим количеством наглядных  пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются  необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлеченном плане. Так, проделав умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, следует перейти к уяснению связи между умножением и делением, взаимно обратных отношений между этими арифметическими действиями.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания  слова и средств наглядности  при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них  характеризуется тем, что при  посредстве слова учитель руководит  наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих  процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, на уроке учитель говорит: «В этой склянке  – серная кислота. Рассмотрите ее внимательно. Каковы физические свойства этого вещества?» – «Серная  кислота — прозрачная, бесцветная жидкость»,— отвечает ученик. «Смотрите, как льется серная кислота»,— обращается к классу учитель, проводя опыт.—  «Она маслянистая»,— отмечают школьники.

При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что  описанной, сведения о предметах  и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а  наглядные средства служат для подтверждения  или конкретизации словесных  сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме (серная кислота), учитель сам рассказывает о ее физических свойствах и показывает эти свойства.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной  не только для усвоения знаний, но и  для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается  особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание учителем форм сочетания  слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной  эффективности дает возможность  творчески применять наглядные  средства сообразно поставленной дидактической  задаче, особенностям учебного материала  и другим конкретным условиям.

 

 

 

1.2.Эффективность применения принципа наглядности в формировании представлений и понятий  на уроках географии

В процессе обучения, как  и в процессе познания, учащиеся проходят путь от натурального знакомства к абстрактному мышлению и от абстрактного мышления к практике. В отличие от научного познания, в процессе обучения учащихся не открывают новых знаний, а лишь овладеют знаниями, уже добытыми ранее наукой.

Процесс усвоения знаний идет в двух направлениях: расширение круга  понятий и углубление понятий, ранее  усвоенных. С другой стороны, усвоение знаний включают ряд звеньев: восприятие нового материала, его осмысливание, запоминание и применение. Эти  звенья процесса обучения тесно  взаимосвязаны  и переплетаются друг с другом. Понятия усложняются от элементарных по форме до сложных на разных этапах обучения в зависимости от возрастных способностей к усвоению учащихся.

В основе обучения школьной географии, как и других предметов, лежит идея развивающего обучения. Учащиеся должны  овладевать не только новыми знаниями, умениями и навыками, но и приемами умственной деятельности, применять их аналогичных новых  условиях. Например, умение читать топографическую  карту и т. п. различных регионов, различного времени составления  и т. д.

Весьма важно применение знаний для решения практических вопросов. Например, определение глубины  залегания грунтовых вод, скорости течения воды в реке и т. п. Это, безусловно, способствует творческому  освоению учебного материала, показывает их практическую пользу. Уровни усвоения географических знаний и умений: воспроизводящий (простое воспроизведение), репродуктивный, или применение знаний новых условиях.

Обучение основным приемам  умственной деятельности осуществляется  путем постепенного усложнения. Например, при обучение в 6 классе при сравнение  географических объектов выделяются группы признаков, которые сравнивают между  собой и выделяют общие признаки объектов. В дальнейшим выполняются  более сложные сравнения, по числу  признаков (по сходству и различия), выяснение причин, обуславливающих  сходство и различия. Активно развивается  умственная деятельность учащихся путем  постепенного расширение  сферы  интересов и изменения условий  решаемых задач. Например, в начале устанавливается зависимость величины осадков от высоты гор, а затем  между рельефом и климатом – более  сложных взаимосвязи.

Важнейшим путем развития учащихся в процессе обучения является формирование у них интереса к  географии. Познавательный интерес  к активизирует процессы мышления, усиливает работу на запоминание.

Познавательный интерес  к географии стимулируется прежде всего содержанием  обучения, новизной и актуальностью учебного материала. В этом отношении особенно важно  привлечение новых данных космических  исследований, по вопросам климатологии, водному хозяйству и другим.

Существует два основных пути формирования общих географических понятий: индуктивный и дедуктивный. Выбор пути формирования определятся  рядом условий:

- возможностью ознакомления  учащихся с местными объектами  и явлениями, что позволяют  формировать понятия на местном  материале, а следовательно, индуктивным  путем (понятия об озере, равнине,  погоде);

- содержанием знаний. Абстрактные,  наиболее теоретические понятия  формируется, как правило, дедуктивным  путем;

- уровнем развития познавательных  способностей школьников;

- содержанием знаний. Абстрактные,  наиболее теоретические понятия  формируются, как правило, дедуктивным  путем; 

- уровнем развития познавательных  способностей школьников;

- учебным временем. Индуктивный  путь требует, как правило больше  времени.

Индуктивный путь формирования понятий включает определенную последовательность деятельности учителя и учащихся: наблюдения объектов и явлений; их сопоставления, выделение существенных признаков; их обобщение; работа с определением понятия, в котором выделяется определенные признаки; применение знаний на практике. Примером индуктивного пути изучения является формирование понятия об озере. Она начинается с того, что учитель предлагает вспомнить, кто видел озеро, и что оно собой представляет. Затем его отличительные признаки, определения (котловины и водная масса). Индуктивный путь слабо обеспечивает познания общих закономерностей. Основным, особенно в старших классах, является дедуктивный путь.

Информация о работе Реализация принципа наглядности в формировании представлений и понятий на уроках географии