Развитие познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 06:26, реферат

Краткое описание

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава1. Психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках информатики 6
§1. Структура учебной мотивации 6
§2. Познавательный интерес 8
§3. Специфика урока информатики 9
§4. Психолого-педагогические особенности страршеклассников 11
Глава2. Методика преподавания раздела «Основы логики» в базовом курсе информатики 13
§1. Необходимость изучения темы «Основы логики» в курсе информатики основной школы 13
§2. Вопросы, освещаемые при изучении темы «Основы логики» 13
§3. Эксперимент 13

Вложенные файлы: 1 файл

Самообразование.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

3. Формирование познаваетельного  интереса в дидактических компьютерных  средах персонифицируется, ориентируется  на функции, потребности, способности конкретной личности

4. Компьютерное образование  полисубъектно

5. При работе с компьютером  деятельность учащихся адекватна  деятельности взрослого [С.А. Багданов, А.В. Петров Формирование познавательного интереса при обучении в компьютеной среде]

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам является урок. Преподавание информатики по организации ничем не отличается от преподавания другим предметам. Применяют урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, проверочные и контрольные работы и т.п.

 Особенностью курса информатики  является систематическая работа  школьников с ЭВМ. Компьютер  со всеми его возможностями  выступает в школе в двух  ролях: как предмет изучения  и как техническое средство  обучения. Из чего можно выделить виды организации урока – демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.

Демонстрация. Используя демонстрационный экран появляется возможность показать учебные элементы содержания курса. Дидактическая функция демонстрации – сообщение школьникам новой учебной информации.

Лабораторная работа. Учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами. Дидактическое  назначение может быть различным: освоение и закрепление нового материала, проверка усвоения полученных знаний.

Практикум. Учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной  работы. Задания предназначены для  отработки знаний и умений по разделу  или теме курса.

 

§4.  Психолого-педагогические особенности  страршеклассников

У школьников старшего школьного возраста мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с будущей позицией в жизни и с их профессиональной трудовой деятельностью. «Старшие школьники – это люди, обращенные в будущее и все настоящее, в том числе и учение, выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределние становится для них тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему» [Л.И. Божович. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.].

Определяющим фактором развития в  старшем школьном возрасте становится формирование научного и морального мировоззрения. Собственные задачи и требования школьника не только становятся побудителями его поведения, но и выполняют функцию организации всех других его потребностей и стремлений.

В психолого-педагогических исследованиях (Г.И.Щукина, Ф.К.Савина и др.) познавательный интерес рассматривается в числе главных новообразований раннего юношеского возраста, как катализатор «широких познавательных интересов», так как он затрагивает закономерности учебного процесса и основы многих наук.

Старшеклассники в большинстве своем характеризуются ярко выраженным отношением к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых общих черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Психологи, изучавшие этот возраст (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, И.С. Кон и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчетливо сознают, что необходимым условием статочного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.

Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и  общественной жизни, объяснить их взаимосвязи  и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям.

Одной из особенностей учащихся старших  классов является возросшая у  них потребность в объяснении того, зачем они делают то или иное задание, изучают тот или иной вопрос. Не всегда общезначимые цели обучения служат стимулом для учащихся, они нуждаются в мотивировках более близких, более конкретных.

 

 Глава2. Методика преподавания раздела «Основы логики» в базовом курсе информатики

§1. Необходимость изучения темы «Основы  логики» в курсе информатики  основной школы

Формирование необходимых  качеств современного человека,  а также качественное «преобразование» информации в знания невозможно без изучения основ логики.

Включение этой темы в курс информатики преследует двоякую цель:

  • предоставление учащимся информации, необходимой для изучения других тем информатики.
  • овладение учащимися логической культурой, необходимой для получения новых знаний, лучшей социализации личности в современном быстроменяющемся мире.

Изучение логики развивает: ясность и четкость  мышления; способность предельно уточнять предмет мысли;  внимательность, аккуратность, обстоятельность,  убедительность  в   суждениях; умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.

 

§2. Вопросы, освещаемые при изучении темы «Основы логики»

  • Основы формальной логики
  • Основы математической логики
  • Элементы схемотехники

 

§3. Эксперимент

Для оценки эффективности  разработанной методики преподавания темы «Основы логики» с учетом формирования познавательных интересов учащихся использовалась методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой. В двух группах было дважды проведено анкетирование учащихся, до изучения темы «Основы логики» и после. В одной из групп использовалась разработанная методика, были подобраны творческие задачи, особое внимание уделялось подбору и содержанию излагаемого материала. Применялись различные формы работы на уроке, а также использование компьютера было тщательно продумано и обосновано. Особое внимание уделялось объяснению необходимости изучаемой темы, а также показывались различные связи с жизнью и другими темами курса.

Во второй группе изучение темы проходило по стандартным методикам. Использовались уже изученные приложения, новое программное обеспечение не применялось. Не решались творческие задания, не было момента занимательности на уроках.

Таким образом, анкетирование, проведенное во второй раз в обеих  группах, показало увеличение количества учащихся с высоким уровнем внутренней мотивации в первой экспериментальной группе. Во второй группе изменений не произошло.

Помимо анкетирования  использовалось наблюдение за учащимися. Можно отметить, что в экспериментальной  группе овладение материалом проходило быстрее, легче, процент усвоения материала был выше, чем во второй группе. Учащиеся стали задавать больше вопросов, читать дополнительную литературу. Изменилось отношение не только к данной теме, но и к предмету в целом.

 


Информация о работе Развитие познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики