Особенности хозяйственной организации отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 05:26, доклад

Краткое описание

В сельском хозяйстве США можно выделить три типа предприятий: индивидуальные фермы, семейные партнерства и сельскохозяйственные корпорации. Все они, хотя и имеют различный правовой статус, представляют собой формы семейного предпринимательства.
Фермерство - преобладающая форма производства. Из общего числа американских ферм (1,9 млн.) 86%, или каждая девятая, принадлежит к категории ”индивидуальная ферма”. Они производят 53% всей сельскохозяйственной продукции и владеют 63% земельных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

С-х США.docx

— 14.59 Кб (Скачать файл)

Особенности хозяйственной организации отрасли

В сельском хозяйстве США можно выделить три типа предприятий: индивидуальные фермы, семейные партнерства и сельскохозяйственные корпорации. Все они, хотя и имеют различный правовой статус, представляют собой формы семейного предпринимательства.

Фермерство - преобладающая форма производства. Из общего числа американских ферм (1,9 млн.) 86%, или каждая девятая, принадлежит к категории ”индивидуальная ферма”. Они производят 53% всей сельскохозяйственной продукции и владеют 63% земельных ресурсов.

Семейное партнерство - та же семейная ферма, но ее собственниками, помимо членов одной семьи, являются еще и близкие родственники. Преимущество партнерства - возможность объединить финансовые, материальные и трудовые ресурсы, поэтому средний размер таких хозяйств больше. В настоящее время их насчитывается 169 тыс. (8,8% общего числа ферм), доля в земельных ресурсах - 16%, в продукции - 18%.

Третий тип - сельскохозяйственная корпорация. Их насчитывается около 84 тыс., или 4,4% от общего числа ферм. Сегодня они производят почти треть продукции (29%), а их доля в земельных ресурсах - 14%. Средний размер земельных владений корпорации - 633 га. 9/10 корпораций являются семейными и только 11% - акционерными обществами в полном смысле слова.

Основу американского сельского хозяйства составляют крупные фермы. При этом (в отличие от стран Западной Европы и Японии) размер хозяйства определяет не столько количество площадей (в га), сколько стоимость реализованной за год товарной продукции. По этому критерию сельскохозяйственная статистика США разделяет все товарные фермы на пять экономических классов. Мелкими считаются фермы со стоимостью годовой товарной продукции до 20 тыс. долл., а крупными - более 250 тыс. долл. Отдельно выделяются крупнейшие хозяйства, стоимость продукции которых - от 500 тыс. до 1 млн. долл. и более.

Основную часть сельскохозяйственной продукции (67%) производят 69 тыс. крупных товарных ферм (36% от общего числа ферм). На фермы со стоимостью продукции в 1 млн. долл. и более (26 тыс., или 1,4% общего числа ферм) приходится 42% всей сельскохозяйственной продукции, они владеют 42% всех земельных площадей. Напротив, количественно преобладающие мелкие фермы (50% общего числа) производят только 1,5% продукции и имеют 14% земельных площадей.

Отмечаемое в начале наступившего века резкое укрупнение ферм, внедрение новых технологий, в частности системы минимальной обработки почвы (сельхозмашины выводятся на поля лишь дважды в год - весной и осенью), сопровождается увеличением мощности сельскохозяйственной техники. Если в 80-90-х годах средняя мощность трактора составляла 150 л.с., то сегодня 450 л.с. Уже не редкость - тракторы мощностью в 800 л.с. и 24-рядные сеялки, которые заменяют 12-рядные. Результат - сокращение затрат на единицу продукции и скачок в эффективности производства.

Неспециализированных ферм фактически на осталось. Из общего их числа 97% относятся к категории узкоспециализированных хозяйств, у которых не менее 50% товарной продукции поступает от реализации одного продукта. Остальные 3% ориентированы на несколько направлений производства и считаются ”хозяйствами общего типа”, но и у них есть свои структурные приоритеты.

Узкая хозяйственная специализация обеспечивает фермеру ощутимый экономический эффект - экономию финансовых и материальных затрат, снижение трудоемкости производства единицы продукта, а значит, рост производительности труда.

При существенных различиях природно-климатических условий в США развита и региональная специализация. Исторически сложились так называемые пояса: пшеничный, кукурузный, хлопковый, молочный и т.д. Отмечается высокая зональная концентрация производства - как правило, более 50% производства определенного продукта сосредоточено в трех-четырех штатах.

Оптимальное размещение производства обеспечивает круглогодичное бесперебойное снабжение населения свежими овощами и фруктами: с января по май всю страну снабжает морковью Техас, а с июня по декабрь - Калифорния, огурцами - Флорида, сладким перцем - Флорида и Нью-Мехико. Заметим, что в районах производства размещаются и перерабатывающие заводы. Например, в Калифорнии, где выращивают 90% томатов, находятся все заводы по их переработке; в штате Айдахо сконцентрировано три четверти заводов по выпуску замороженного и сухого картофеля, чипсов, супов и т.д. Оптимизация размещения производства и соответствующих перерабатывающих мощностей обеспечивает экономию транспортных и энергозатрат, минимизацию потерь и сохранение высокого качества продукта.

Американские специалисты подсчитали, что за последние десятилетия специализация обеспечила 7% прироста совокупной урожайности сельскохозяйственных культур.

Агропромышленная интеграция проникает внутрь современной американской фермы. Имеется в виду сотрудничество с несельскохозяйственными компаниями в рамках выпуска конкретного продукта (например, производства и сбыта, производства и переработки, материально-технического снабжения и производства и т.д.).

Наиболее широко развивается агропромышленная интеграция в форме контрактации, то есть заключения контрактных договоров между юридически самостоятельными участниками-фермерами, с одной стороны, и несельскохозяйственными компаниями - с другой. В США контрактацией охвачено 40% производимой сельскохозяйственной продукции. Как правило, она практикуется в капиталоемких отраслях, производстве продуктов с коротким сроком хранения. В контракте оговаривается прежде всего цена, а также объемы, сроки и характер поставляемой продукции, обязанности сторон в поставках средств производства и материалов, технологические условия и качественные характеристики производимой продукции. Контракты часто заключаются на пять-десять лет, отражая долговременный устойчивый характер хозяйственных связей между партнерами.

 


Информация о работе Особенности хозяйственной организации отрасли