Значение отрасли в системе народного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

В моей работе я хотел бы рассказать о машиностроительном комплексе в общем, а также разобрать подробнее ситуацию по Нижегородской области на примере ОАО «ГАЗ».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по географии на теМУ-География отраслей машиностроительного комплекса РФ.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

«Автозавод ГАЗ» производство легковых, грузовых автомобилей и автобусов. В настоящее время ОАО «ГАЗ» занимается производством и поставкой полуфабрикатов, деталей, автомобильных узлов и агрегатов на сборочные конвейеры ООО «Автозавод ГАЗ», а также осуществляет общее руководство предприятиями дивизиона ГАЗ.

     Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод ГАЗ»

зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 23

августа 2004 года. Устав ООО «Автозавод ГАЗ» в новой редакции утвержден

решением №5 единственного участника от 31 декабря 2004 года «Автозавод

ГАЗ» создано в соответствии с действующим законодательством. Уставной

капитал ООО «Автозавод ГАЗ» составляет 5000000 рублей.

     В настоящее время, после выделения в отдельное предприятие производства и сборки автомобилей, ОАО «ГАЗ» занимается производством и поставкой полуфабрикатов, деталей, автомобильных узлов и агрегатов на сборочные конвейеры ООО «Автозавода ГАЗ». Так же ОАО «ГАЗ» выполняет роль управляющей компании всех предприятий входящих в дивизион ГАЗ.

     Специализируется на производстве легких и средних грузовиков,

микроавтобусов и легковых автомобилей среднего и большого класса. Кроме

того, в сферу деятельности компании входят: производство колесных и

гусеничных транспортеров, производство автомобильных узлов и агрегатов,

производство станков, штампов и пресс-форм, изготовление заготовок из

чугуна, стали, цветных металлов, промышленное и жилищно-гражданское

строительство, производство и переработка сельхозпродукции, производство и продажа тепловой и электрической энергии, производство товаров народного потребления, операции на финансовом и фондовом рынках.

     Число работников превышает 110 тысяч человек. Компания имеет 9 дочерних предприятий: 5 заводов (велозавод, Арзамасский машиностроительный завод, Заволжский завод гусеничных тягачей, Саранский завод автосамосвалов, Канибаданский завод тормозной аппаратуры), три треста (ГАЗжилстрой, ГАЗпромстрой, ГАЗстройиндустрия). Основные производственные мощности

состоят из 5 заводов: автомобильных моторов, мостов грузовых автомобилей,

штампов и пресс-форм, коробок скоростей, деревообрабатывающего завода

"Новая сосна" и целого ряда структурных подразделений - производств и

цехов.

      Производственное объединение прочно вросло в экономический организм страны. 256 заводов-смежников поставляют на ГАЗ около 7 тысяч наименований своих изделий, которые необходимы при производстве автомобилей. В свою очередь автозавод поставляет свою продукцию более 300 заводам страны. Чтобы предприятие эффективно работало, давало стране автомобили, нужны не только совершенные конструкции машин, но необходимы и самые современные методы их производства, и новое оборудование.

     Основное и вспомогательное производства позволяют компании изготавливать все детали автомобиля за исключением электрооборудования, резины и стекла. ГАЗ имеет разветвленную сбытовую сеть. Дилеры станции технического обслуживания расположены в 200 городах России и ближнего зарубежья. Дилерская сеть производит не только продажу и предпродажную подготовку автомобилей, но и гарантийное техническое обслуживание, диагностику и ремонт, обеспечение запасными частями. ОАО «ГАЗ» участвует в деятельности 59 акционерных обществ, в 11 из них доля ГАЗа больше и равна 50%.

     Коллектив предприятия спроектировал около 220 моделей и модификаций

автомобилей, более 100 из них было освоено и запущено в производство. Это

более 15 миллионов разных автомобилей.

     Модели ГАЗ традиционно зарекомендовали себя надежными, долговечными и выносливыми на сложных российских дорогах.

ОАО «ГАЗ» - традиционный поставщик универсальных грузовых автомобилей длясельского хозяйства, надежных полноприводных грузовиков для армии и гражданского сектора, а так же легковых автомобилей «Волга», модификации которых разрабатывались для сложнейших климатических условий и специфических дорог.

     Принятая в настоящее время на ГАЗе техническая политика, предполагает на основании изученного спроса внедрять в производство новые современные агрегаты на существующие автомобили, в значительной степени улучшая их потребительские качества, и работать над созданием новых конструкций. В пример можно привести соглашение о поставке двигателей из Германии в начале этого года, взамен на поставки с ОАО «ЗМЗ».

     За последние годы на автозаводе внедрен комплекс высокоэффективных

технологических процессов для выпуска новых моделей автомобилей: «ГАЗель», «Соболь», «Соболь-Баргузин», «Садко», «Атаман»- пикап, «Волга» ГАЗ-3110 и ГАЗ-3111. с января 2003 года начался выпуск модернизированных легких грузовиков «ГАЗель» и «Соболь». Продолжается работа над совершенствованием легкового модельного ряда. В мае 2003 года ОАО «ГАЗ» приступил к производству модернизированной «Волги» ГАЗ-3110 с бесшкворневой подвеской и улучшенной коробкой передач. С января 2004 года выпускается рестайлинговая модель «Волга» ГАЗ-31105, а также среднетоннажный грузовик городского типа «Валдай», автомобиль многоцелевого назначения «Тигр». В 2005 году планируется выпустить около 230 тысяч автомобилей.

      Основные показатели хозяйственной деятельности

     За 1 квартал 2005 года холдингом ГАЗ был произведено автомобилей марки «ГАЗ» 41588 штук на общую сумму 7509,7 млн. рублей.

   За квартал 2005 года холдингом ГАЗ было реализовано автомобилей 47319 штук на сумму 8546,9 млн. рублей. План производства формируется по заявкам дилеров, что обеспечивает стабильный уровень реализации произведенной продукции. Среднемесячный объем реализации автомобилей в 1 квартале 2005 года составил - 2848,9 млн. рублей.

      

         Итоги работы за 2004 год:

 

     * общий объем реализации - 46 659,8 млн. руб.;

 

     * среднемесячный объем реализации- 3 888,3 млн. руб.;

 

     * объем полученной чистой прибыли- 79,9 млн. руб.

 

   Снижение объемов реализации впервые 2 месяца 2005 года и

Соответственно прибыли на ОАО «ГАЗ» объясняется тем, что в январе 2005 года был остановлен конвейер по производству автомобилей из-за вопроса поставок с ОАО «ЗМЗ».

 

  

 

   Анализ финансового состояния:

   По состоянию на 01.03.05г. валюта баланса ОАО «ГАЗ» составила 16,4 млрд. руб. общая структура активов характеризуется примерно равным

Соотношением доли внеоборотных и оборотных активов.

       Внеоборотные активы

      По состоянию на 1 марта 2005 года размер внеоборотных активов составил 10284,4 млн. рублей (63% от общей суммы активов предприятия). Уменьшение основных средств по сравнению с 1 января 2005 года на 3 млрд. рублей произошло в результате передачи части производственных фондов в уставной капитал ООО «Автомобильный завод ГАЗ». Вследствие этого произошло увеличение долгосрочных финансовых вложений на ту же сумму.

      Оборотные активы

     По состоянию на 1 марта 2005 года размер оборотных активов составил 6160,3 млн. рублей (37% от общей суммы активов предприятия).

     В зависимости от степени риска вложения капитала, оборотные активы

предприятия разделены на следующие группы:

    1. оборотные активы с минимальным риском (денежные средства,

       краткосрочные финансовые вложения) - 871,2 млн. рублей (14,1%);

    2. оборотные активы с умеренным риском (дебиторская задолженность за

        вычетом сомнительной, остатки товара за вычетом не пользующихся

       спросом) - 4428,2 млн. рублей (71,9%);

    3. оборотные активы с повышенным риском (МБП,

         незавершенное  производство,     расходы будущих периодов) - 860,9

         млн. рублей (14%);                                               

    4. оборотные активы с высоким риском вложений капитала (сомнительная

       дебиторская задолженность, не пользующийся спросом товар) - нет.

 

     Таким образом, произведенные предприятием вложения характеризуются

умеренным риском, что положительно сказывается на его

платежеспособности.

       Дебиторская задолженность

    Общая сумма дебиторской задолженности по состоянию на 1 марта 2005 года

составила 3 767,1 млн. рублей (23% от общего объема предприятия)

      Кредиторская задолженность

   Краткосрочная кредиторская задолженность по состоянию на 1 марта 2005 года составила 2 068,7 млн. рублей (13% от валюты баланса)

   Благодаря реорганизации работы, проведенной ещё в 2001 году, автозавод

является платежеспособным предприятием, имеющим достаточно ликвидных

средств для осуществления своевременных расчетов, поддержания

производственных мощностей и стабильности кадрового состава работников.

При существующей динамике увеличения поступлений денежных средств от

реализации, а также учитывая принимаемые меры по погашению кредиторской и дебиторской задолженности, риск ухудшения финансового положения предприятия в будущем минимален.

     В приложение 7 я предоставляю бухгалтерский баланс ОАО «ГАЗ», а также отчет о прибылях и убытках предприятия.

     На ГАЗе, с момента внедрения новой системы (март 2003 года), суточный темп производства возрос на грузовом конвейре с 450 автомобилей до 660, на

легковом конвейере - с 249 до 310 автомобилей. Повысилось качество:

процент сдачи готовой продукции с первого предъявления в производстве

грузовых автомобилей составляет 98,3% (в марте 2003 г. - 66,5%), в

производстве легковых автомобилей - 96,5% (в марте 2003 года - 77,8%).

Число дефектов на 1 автомобиль сократилось более чем в 10 раз. Резко

снизились потери от внутреннего брака, сократились расходы на выполнение

гарантийного ремонта.

     Растут налоговые отчисления в бюджеты всех уровней: если в 2000 году в

бюджетные и внебюджетные фонды было перечислено 2 млрд. 632 млн. 855 тыс. руб., то в 2003-2004 годах сумма возросла почти до 7 млрд. рублей

Задолженность акционерного общества "ГАЗ" сократилась с 28 млрд. руб.

(в 2000 г.) до 6 млрд.

      Социальная политика

      ОАО "ГАЗ" - предприятие высокой социальной ответственности. Активно

развиваются социальные программы поддержки работников, ветеранов, молодых специалистов. Завод в полной мере выполняет обязательства коллективного договора: в 2005 г. выделено 480 млн. 866 тысяч рублей, что на 18% больше по сравнению с прошлым годом. Действует Негосударственный пенсионный фонд, реализуется система фирменного образования автозаводцев.

     Автозавод совместно с различными ветвями власти активно участвует в

развитии социальных программ. "ГАЗ" способствует реализации программы

"Нижний Новгород - центр Приволжского федерального округа". Генеральный директор ОАО "ГАЗ" А.Г. Баранцев возглавляет комиссию по развитию транспорта в Нижнем Новгороде. Завод, опираясь на требования и запросы городского рынка транспортных перевозок, осваивает и предоставляет городу спецавтотехнику - транспорт для грузовых и пассажирских перевозок, фирменный и социальный, для коммунального хозяйства и силовых структур, обладающий наилучшими потребительскими и эксплуатационными свойствами.

     За разработку и внедрение Производственной системы "ГАЗ" коллектив

авторов-автозаводцев удостоен Премии г. Нижнего Новгорода, а генеральному директору А.Г. Баранцев присуждено звание "Лидера Российской экономики".

    Страна по достоинству оценила трудовые заслуги автозаводцев. Тысячи

передовиков производства награждены орденами и медалями. Пятнадцать -

удостоены звания Героев Социалистического Труда, более восьмидесяти

рабочих, техников, инженеров, организаторов производства удостоены

     Ленинской и Государственной премий СССР. Также ОАО «ГАЗ» играет немаловажную роль в жизни города. Автозавод приносит в городской бюджет гораздо больше средств, чем остальные предприятия. В настоящее время большую проблему составляет безработица. В этом направлении ОАО «ГАЗ» также сделало большой шаг для укрепления экономики города. Только на самом автомобильном заводе работает более 100 тысяч человек - и это, не считая больниц, школ, детских садов и т.д.

      В ОАО «ГАЗ» уделяется большое внимание социальному обеспечению и

социальной защищенности, отдыху, культуре, образованию, медицинскому

обслуживанию работающих. В структуру предприятия входят такие

подразделения, как агропромышленный комплекс, управление

жилищно-коммунального хозяйства, медсанчасть, комбинат питания, торговый центр, детские учреждения. ГАЗ содержит стадион "Торпедо", центр культуры и досуга ДК ГАЗ, музей.

     В 2004 году эксперты сертификационной компании "TUV Management Service GmbH" (Германия) провели тщательный аудит многих подразделений ОАО "ГАЗ" на соответствие системы качества мировым стандартам и отметили существенные усовершенствования по сравнению с 2003 годом.

      ОАО "ГАЗ" стал Лауреатом Главной Всероссийской общественной премии "Российский национальный Олимп" за высокие достижения в области промышленности.

     ОАО "ГАЗ" признано победителем в номинации "За полезные труды" в рамках 7-го Всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия",

организованного по инициативе Российского союза промышленников и

предпринимателей и Торгово-промышленной палаты РФ. Награда в этой

номинации вручена ОАО "ГАЗ" за высокую социальную ответственность бизнеса.

     Символом международного признания продукции ГАЗ является международный приз «За качество» и награда «Золотой Меркурий».

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   В моей работе я разобрал машиностроительный комплекс как систему; опираясь на пример ОАО «ГАЗ», рассмотрел отдельную отрасль -

автомобилестроение. Проделав анализ, выявил основные проблемы,

пути     их решения.

       Цель моей работы - разобрать ОАО «ГАЗ», его работу, проблемы и тп.

Заглянув в историю предприятия, я увидел, что в начале 20 века и до

середины 90-х годов наши авто ценились на мировом рынке, на различных

выставках автомобилей занимали первые места, как по дизайну, так и по

Информация о работе Значение отрасли в системе народного хозяйства