Значение отрасли в системе народного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

В моей работе я хотел бы рассказать о машиностроительном комплексе в общем, а также разобрать подробнее ситуацию по Нижегородской области на примере ОАО «ГАЗ».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по географии на теМУ-География отраслей машиностроительного комплекса РФ.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Москве- Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86, Ил-96-300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204, Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70; Саратове- Як-42, Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве, Казани производят вертолеты.  Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из самых передовых в мире.

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном    (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземный (Воронеж) районах.

Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила.  Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов,  но широкого ассортимента  (черные,  цветные, благородные, редкие металлы,  разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции  предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург).

 

 

 

 

 

 

   3. Особенности машиностроения в Нижегородской области.

    Основа экономики области - тяжелая индустрия, главным образом

машиностроение и металлообработка. По производству автомобилей область

занимает 1-е место в России. В Нижнем Новгороде - легковые и грузовые, в

Павловске - автобусы, в Арзамасе - запасные части к автомобилям, в

Заволжье - автомобильные двигатели, Бор поставляет автомобильные стекла. В ряде городов по Волге развито речное судостроение. Производятся судовые дизели, газомотокомпрессоры, станки. В области производятся: оборудование для химической промышленности (Дзержинск), дорожно-строительные машины (Выкса), железнодорожные тормозные системы (Первомайск), а также фрезерные станки, медицинские инструменты, телевизоры и др. Работают крупные нефтеперерабатывающие заводы (Кстово, Дзержинск), выпускают минеральные удобрения, кислоты, полиэтилен, пластмассы. Имеется крупный авиационный завод.

     В этой главе я решил разобрать подробнее предприятие машиностроительного комплекса - ОАО «ГАЗ». Я решил проследить от истоков, т.е. от создания предприятия до сегодняшнего дня. Также, мне было интересно проследить за развитием моделей, производимой продукции.

 

   В настоящее время ОАО «ГАЗ» является одним из немногих предприятий России, в большом количестве выпускающих конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом. ОАО «ГАЗ» внедряет современные технологии, осваивает производство новых моделей автомобилей.

       История ОАО «ГАЗ»

   Ранее он назывался "Горьковский автомобильный завод", и берет свое начало в 1929 г.

    4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о

строительстве автомобильного завода, 6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода - около города Нижнего Новгорода, 31 мая 1929 г. ВСНХ СССР и американская фирма "Ford Motor Company" заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой "Ford Motor Company". Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой "Austin & K".

      1 января 1932 г. автозавод вступил в строй действующих. 29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль - грузовик НАЗ-АА.

     С декабря 1932 г. на автозаводе началась сборка легкового автомобиля

среднего класса ГАЗ-А. Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА

изготавливались по чертежам американской фирмы "Форд". Сочетая

использование фордовских разработок с поиском и внедрением своих решений,

конструкторы создали немало модификаций на базе "полуторки". В 1933 г.

появился автобус служебного назначения ГАЗ-03-30. В конце 1934 г. на

конвейер встал трехосный грузовик ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал

ГАЗ-410. А в 1937 г. на филиале Горьковского автомобильного завода начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55. Также в те годы был создан и

газогенераторный грузовик ГАЗ-42. На базе автомобиля ГАЗ-А был создан

пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза. Пикапы ГАЗ-4 стали сходить с конвейера в 1933 г.

      Важной датой в биографии завода стал день 17 апреля 1935 года, когда с

конвейера сошел стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А.

      Новой вехой в истории завода стало создание и освоение легкового

автомобиля М-1. По соглашению, подписанному с фирмой "Форд", этому

автомобилю, как и ГАЗ-А, был также определен свой фордовский прототип.

Однако конструкторский коллектив ГАЗа, возглавленный в 1933 г. талантливым специалистом и организатором А.А. Липгартом, учитывая не только полученный опыт производства и эксплуатации первой модели, но и свою собственную точку зрения на отечественный автомобиль, решительно отказался от копирования американского образца. В итоге ГАЗ-М1, как и все последующие модели легковых автомобилей ГАЗ, получился выносливым, прочным, неприхотливым. В 1937 г.  автомобиль М-1 достойно представил СССР на Всемирной промышленной выставке в Париже.

      К концу 30-х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны и дал СССР 450 тысяч автомобилей. Он освоил выпуск 17-ти моделей и модификаций

автомобилей и производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомобилей.

Большая заслуга в этом принадлежит первому директору завода С.С. Дьяконову (1898-1938).

     Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения.

     "Все для фронта, все для победы" - так, не жалея сил, автозаводцы работали в тылу. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов.

     Разрушительные налеты вражеской авиации летом 1943 года не сломили

автозаводцев. Под руководством директора завода И.К. Лоскутова (1900 -

1982 г.) за сто дней и ночей они восстановили 50 зданий и сооружений,

отремонтировали 9 тысяч единиц оборудования.

 

     * За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил:

         автомобилей - 176221 шт.

 

     * танков - около 12000 шт.

 

     * самоходных установок - более 9000 шт.

 

     * минометов - 24000 шт.

 

     * автомобильных моторов - 232000 шт.

 

     * снарядов для ракетной установки "Катюша" - 30000 шт.

 

     Правительство высоко оценило труд автозаводцев в годы войны, наградив

завод орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

     Война еще не закончилась, когда на Горьковском автозаводе начинали

создавать новые модели грузовых и легковых автомобилей, в первые

послевоенные годы, изменившие практически весь модельный ряд завода. Такая скорость обновления стоила поистине гигантских усилий по переоборудованию производства. Стоит сказать, что всего за год было смонтировано заново и перемонтировано 4036 единиц оборудования.

     Первым в ряду новинок стоял грузовик ГАЗ-51. Их массовый выпуск начался в январе 1946 г.

     Этот автомобиль вошел в историю как безупречно надежный, рациональный, экономичный. Он продержался на конвейере 29 лет и, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор встречается на дорогах.

     Конструкция автомобиля оказалась настолько удачной, что его производство было развернуто в Польше, Китае, КНДР. ГАЗ-51 послужил базой для многочисленных моделей и модификаций: автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-63, автобусов ГАЗ-651 (позже ПАЗ-651 и ПАЗ-653), самосвала ГАЗ-93, седельного тягача ГАЗ-51П и ряда других машин.

     Вторым был освоен автомобиль ГАЗ М-20, знаменитая"Победа".

Первая партия была собрана в июне 1946 г.

     Этому автомобилю суждено было стать не просто этапным, а вписать яркую страницу в историю не только отечественного, но и мирового

автомобилестроения.

     В соответствии с развитием в стране таксомоторного сообщения, было

изготовлено более 37 тысяч автомобилей модификации "такси". Всего же за

двенадцать с половиной лет с конвейера сошло более 235 тысяч автомобилей

ГАЗ М-20. На его базе выпускалась и полноприводная модель ГАЗ-72.

     "Победа" получила хорошие отзывы за рубежом. Её экспортировали не только в страны Восточного блока, но и в некоторые западноевропейские страны. По советской лицензии ГАЗ М-20 под маркой "Варшава" в течение 23 лет производили в Польше на заводе ФСО.

     В 1948 году коллектив конструкторов во главе с А.А. Липгартом и

Н.А. Юшмановым по правительственному заданию начал проектирование нового легкового автомобиля большого класса, получившего индекс ГАЗ-12 "ЗИМ".  Первая промышленная партия была выпущена уже в 1950 году. Автомобиль обладал рядом прогрессивных для того времени технических

решений и отличался высоким уровнем комфорта: обогрев задних сидений,

трехдиапазонный радиоприемник, переключатель указателей поворота с

автоматическим сбросом. Автомобиль с форсированным двигателем ГАЗ-51 был самым мощным (95л.с.) и самым скоростным (до 125 км/час) в модельном ряду. Помимо ГАЗ-12 с закрытым шестиместным кузовом типа седан разработана модификация с кузовом кабриолет, а также машина

"скорой помощи" ГАЗ-12Б, которая выпускалась серийно.

     Внедорожник ГАЗ-69 в 1953 году сменил своего предшественника ГАЗ-67. Максимально унифицированная с выпускавшимися тогда газовскими

автомобилями, простая, прочная и очень выносливая машина успешно

эксплуатировалась как в нашей стране, так и за рубежом.

     Нельзя не отметить "Волга" ГАЗ-21, вставшая на конвейер в конце 1956 года, она является особым, классическим для нас автомобилем.   

     Для множества людей "двадцать первая" стала символом целой эпохи.

Передовая для своего времени, она и сейчас имеет немало поклонников. В

последние годы наблюдается даже определенное повышение интереса к этой

модели. Модные "хот-роды" на базе "двадцать первой", да и конвейерные

машины попадаются на глаза на улицах, лишний раз, подтверждая, что "Волга" относится к числу самых прочных и долговечных автомобилей. К слову, она прекрасно вела себя в роли "такси".

     В 1959 году настало время и для нового флагмана предприятия. Им стала

семиместная "Чайка" ГАЗ-13. Дизайн машины навеян образцами американских производителей, тогдашних законодателей автомобильной моды.

     Наряду с базовой моделью, имевшей кузов Седан, небольшими партиями

выпускались лимузины ГАЗ-13А и кабриолеты ГАЗ-13Б.

     Отмечая достижения конструкторов и дизайнеров, автомобилям "Волга" ГАЗ-21, "Чайка" ГАЗ-13 и ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе

(1958 г.) была присуждена высшая награда - Гран-При.

     Можно ещё бесконечно перечислять различные модели машин, но ведь самое главное, что я и хотела подчеркнуть это то, что наши машины ценились не только на отечественном, но и на мировом рынках.

      В 60-70-х годах была проведена широкомасштабная реконструкция завода. Она началась с переоборудования литейных цехов. Были расширены корпуса серого и ковкого чугуна, произведен монтаж нового оборудования, создан литейный №6 - первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям (1962 г.), пущена автоматическая линия формовочного литья, также первая в стране. Были возведены новые заводы: штампов и пресс-форм

(1967 г.), коробок скоростей (1968 г.), мостов грузовых автомобилей

(1972 г.).

      24 августа 1971 г. на базе заводов-филиалов и производств головного

предприятия образовано производственное объединение "АвтоГАЗ". В 1973 году оно переименовано в АО "ГАЗ", в состав которого вошли 11 заводов. 21 декабря 1992 г. ГАЗ зарегистрирован как открытое акционерное общество.

 

 

Общие сведения о холдинге «ГАЗ»

    ОАО «ГАЗ» за 76 лет своей истории стал центром отечественного

машиностроения. Коллективом предприятия освоено более 100 различных

моделей и модификаций автомобильной техники, изготовлено свыше 16

миллионов легковых и грузовых автомобилей.

     ОАО «ГАЗ» и сегодня занимает особое место в российском автомобилестроении. Сохраняя за собой роль завода-универсала, он,

единственный в стране, выпускает столь широкую гамму грузовых и легковых автомобилей.

     ОАО «ГАЗ» - градообразующее предприятие. Доля автозавода в промышленном производстве города составляет 75,3 %, в области - 48,4 %. Автозавод является налогоплательщиком: в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в 2003 году выплачено 6 млрд. 658 млн. 403 тыс. рублей, что на 9,7 % больше, чем за аналогичный период 2002 года.

     В конце 2000 года на ОАО «ГАЗ» произошла смена собственника и основным акционером стала промышленная группа «Сибирский алюминий» в лице дочерней структуры «РусПромАвто».

   После прихода на предприятие нового собственника была измена структура ОАО«ГАЗ». В декабре 2000 года сбытовой отдел автозавода был выделен в отдельное предприятие - ООО «РусавтоГАЗ». С этого времени реализация всех автомобилей и запчастей, произведенных на автозаводе, осуществляется только через ООО «РусавтоГАЗ». В марте 2001 года было создано ООО«Торговозакупочная компания ГАЗ» (ООО «ТЗК ГАЗ»). Основной задачей образования ООО «ТЗК ГАЗ» являлась передача на данное предприятие всех функций по снабжению ОАО «ГАЗ» сырьем и комплектующими (фактически ООО«ТЗК ГАЗ» создано на базе бывшего отдела снабжения автозавода).

     В январе 2005 года ОАО «ГАЗ» выделил в отдельное предприятие ООО

Информация о работе Значение отрасли в системе народного хозяйства