Гармония и красота окружающего мира. Эстетика ландшафта и ландшафтное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:26, реферат

Краткое описание

Эстетическое восприятие возникло в процессе многотысячелетнего приспособления человечества (как представителя животных) к среде обитания как оптимальная (и очень сложная) система отношений представителей человеческого рода к визуальным проявлениям явлений (прежде всего) неживой и (вторично) живой природы, закрепившаяся в сфере бессознательного (например, в виде инстинктов). Мозг обращается к бессознательному за информацией о цвете и форме и получает архаичную информацию об их значении в природе. Она никак не интерпретирована, часто не осознается человеком в жизни и сформирована предками за тысячелетия жизни человечества. Проявляется данный механизм на архаичном (инстинкты), древнем (мифологемы) и современном (архетипы и ассоциации) плане бессознательного.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Красота и гармония, как исходные понятия эстетики. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном……4-9

Садово-парковые ландшафты Древнего мира………………………….10-13

История ландшафтного дизайна. Архитектурные формы……………..14-18

Эстетика ландшафта. Ландшафтное искусство…………………………19-28

Заключение……………………………………………………………………...29-30
Иллюстрации………………………………………………………………..…..31-35
Использованная литература……………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ландшафту.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Недовольство безобразием и  зловонием – не каприз пресытившегося горожанина, а серьезный сигнал об эстетическом и, в конечном счете, об экологическом неблагополучии. Эстетическое чутье и вкус способны оценить ландшафт не хуже, чем односторонние характеристики по ведомственным показателям. Психологи уверяют, что эмоциями восполняется дефицит информации. Недостает нам строгих научных знаний о природных комплексах – тем более необходимо эмоциально-эстетическое к ним отношение. Чтобы не погибла природа раньше, чем мы сможем ее хорошо изучить. Чтобы красота окружающей среды помогла нам выжить.

Небезынтересным будет привести данные об оценках сравнительной эстетической привлекательности различных городов  мира опрошенными респондентами  в России. Ответы респондентов-экспертов  опирались на их собственные личные представления, основанные на пребывании в указанных городах. Респонденты оценивали не только архитектурную, но и социокультурную среду городов во взаимосвязи со средой стран и регионов.

 

 

 

 

 

Ландшафтное (садо́во-па́рковое) иску́сство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам —регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при различных сооружениях: храмах, дворцах, усадьбах. Планировка садов в Древнем Египте была строго регулярной, поскольку это облегчало орошение растений. В Древней Греции в садах впервые появляется скульптура и архитектурные сооружения — колоннады и алтари для различных церемоний. В древнеримских садах были использованы сложные гидротехнические сооружения — искусственные водоёмы и фонтаны.

В Средние века регулярные сады в арабских странах состояли из двух половин — цветочной (гюлистан) и плодовой (бустан). На Пиренейском полуострове, завоёванном арабами, сложился особый тип небольшого сада в дворике при замке. В отличие от европейских, сады в Японии, Китае и Корее строились по принципу пейзажной композиции, воплощающей идею вечной обновляемости природы.

Первая в истории концепция  регулярного сада была разработана  лишь в эпоху Возрождения итальянским архитектором Джакомо Виньолой. Настоящая эпоха расцвета паркового строительства связана с господством стилей барокко и особенно классицизма. В это же время сложились и основные принципы паркового строительства. В садах XVI века и регулярных парках XVII—XVIII веков строения и деревья выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок-шпалер.

Позднее на их основе сложились основные типы парков:

террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами);

регулярные «французские» (с боскетами, аллеями, партерами и водоёмами геометрически правильных форм;

пейзажные «английские» (живописная композиция наподобие естественного ландшафта — с лужайками);

миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испано-мавританских дворах; японские сады — символические композиции из воды, растений и камней).

Первые сведения о русских садах  относятся к XII веку. Вначале они располагались лишь при княжеских усадьбах, но со временем сады и парки стали разбивать и в монастырях, вокруг храмов, в богатых усадьбах. В XVII веке в Москве был построен Верховой сад Кремлёвского дворца, располагавшийся в верхних этажах зданий и отличавшийся богатым декоративным убранством. Для русских садов всегда было характерно сочетание декоративных садов с утилитарными. В садах устраивались рыбные пруды, для посадок выбирались плодовые деревья (яблони, груши, вишни). Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б. Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго.

С середины XIX века наряду с частными получают распространение общественные парки. В них обычно сочетались приёмы регулярного и ландшафтного построения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безусловный критерий красоты –  это природная целостность со свойственными ей гармонией и соподчинённостью составляющих элементов. Вся история эстетической мысли убеждает в том, что первоисточником представлений о прекрасном служит гармония окружающего нас мира.

У природы есть свой излюбленный  набор гармонических сочетаний, своего рода шаблонов, стандартов, стереотипов. Многие весьма далёкие по своей природе объекты предстают перед нашим взором как сходные. Например: 1) дендритовая форма деревьев, речной сети, кровеносной системы; 2) спиралевидные структуры раковин моллюсков, лианоподобных вьющихся растений, молекулы ДНК и пр. Гармония природы выступает как некая совокупность повторяющихся структурных канонов. Важнейшими из них являются: золотая пропорция (золотое сечение), симметрия, спиралевидные структуры, нуклеарные системы, фрактальность, ритм.

Гармоническому стандарту следует  множество произведений искусства: в архитектуре, скульптуре, поэзии, музыке. Золотая пропорция пронизывает  всё мироздание – от неисчерпаемой  Вселенной до мельчайших организмов.

Садово-парковое искусство, в свою очередь, является художественным творчеством. Любое художественное творчество подчиняется одним и тем же законам, начиная с глубокой древности.

В ландшафтоведении есть такое понятие  как эстетика ландшафта. Есть красивое и приятное для любого глаза.

Эстетика ландшафта — особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных ландшафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки. Прикладной стороной эстетики ландшафта является ландшафтный дизайн, т.е. обустройство природно-антропогенного ландшафта по законам эстетики, красоты.

Известно, что истинно культурные современные ландшафты должны не только оптимально выполнять свойственные им социально-экономические и экологические  функции, но и в то же время обладать немалыми эстетическими достоинствами. Поэтому ландшафтный дизайн представляется непременной составляющей культурного ландшафтного строительства. 
Вступив на путь освоения эстетических подходов, ландшафтоведение сближается с искусством. Родственными ему становятся пейзажная живопись и художественная пейзажная фотография, ландшафтная архитектура, садово-парковое ландшафтное искусство.

 

Начало развития направления эстетического ландшафтоведения связывают с фигурой А.Гумбольдта (1769-1859). Повлиявшая на него немецкая классическая философия (главным образом философия И.Канта) сказалась на его 6-томном труде «Космос». В начале своего труда А.Гумбольдт пишет: «…Природа есть единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого».

Эстетика А.Гумбольдта имеет несколько  отличительных особенностей:

1. Вопреки бытовавшему в то  время мнению, что знание губит  чувство прекрасного (т.е. наслаждаться  прекрасным могут только простые люди, но не ученые), А.Гумбольд считал, что путь к прекрасному лежит через знание.

2. Понимание целостности природы  есть необходимый эстетический  принцип. Обособление отдельных  частей целого как самостоятельных  образований нарушает ощущение  прекрасного.

 

Ландшафтное (садо́во-па́рковое) иску́сство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам —регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).

 

Иллюстрации.

Ландшафты Древнего Мира. Древний Египет

 
Древняя Греция

 

 

 

Древняя Индия

 

Джайпур

 

 

Современный ландшафтная среда

 

 

 

 

Эдинбургский замок, Шотландия

 

Букингемшир, Англия 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

Николаев В.А. Гармонические  каноны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 2 . С.3-10.

Радугин А. А. Эстетика: Учеб. пособие  для вузов. - М.: Центр, 2000.- с.97

Вергунов А.Н. Архитектурное  проектирование садов и парков. М.: Стройиздат. 1987.

Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 175с.

Фролова М.Ю. Оценка эстетических достоинств природных ландшафтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 1994. № 2. С.27-33.

Николаевская З.А. Садово парковый ландшафт. М.: Стройиздат, 1989. 
Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. Вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985.

Система. Симметрия. Гармония. М.: Мысль, 1988.

Шафрановский И.И. Симметрия  в природе. Л.; Недра, 1968.

 

 

ССЫЛКИ В ИНТЕРНЕТЕ

 

http://3ys.ru/tipy-landshaftov-i-ikh-rol-v-zhizni-cheloveka/estetika-landshafta.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1000917

http://www.referat.ru/referats/view/30028

http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00037497_0.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-366534.html

http://gazeta.rodpomestye.info/statya/1213-printsipy-formirovaniya-okruzhayushchego-landshafta




Информация о работе Гармония и красота окружающего мира. Эстетика ландшафта и ландшафтное искусство