Гармония и красота окружающего мира. Эстетика ландшафта и ландшафтное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:26, реферат

Краткое описание

Эстетическое восприятие возникло в процессе многотысячелетнего приспособления человечества (как представителя животных) к среде обитания как оптимальная (и очень сложная) система отношений представителей человеческого рода к визуальным проявлениям явлений (прежде всего) неживой и (вторично) живой природы, закрепившаяся в сфере бессознательного (например, в виде инстинктов). Мозг обращается к бессознательному за информацией о цвете и форме и получает архаичную информацию об их значении в природе. Она никак не интерпретирована, часто не осознается человеком в жизни и сформирована предками за тысячелетия жизни человечества. Проявляется данный механизм на архаичном (инстинкты), древнем (мифологемы) и современном (архетипы и ассоциации) плане бессознательного.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Красота и гармония, как исходные понятия эстетики. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном……4-9

Садово-парковые ландшафты Древнего мира………………………….10-13

История ландшафтного дизайна. Архитектурные формы……………..14-18

Эстетика ландшафта. Ландшафтное искусство…………………………19-28

Заключение……………………………………………………………………...29-30
Иллюстрации………………………………………………………………..…..31-35
Использованная литература……………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ландшафту.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Ландшафтное проектирование среды»

по теме: «Гармония и красота окружающего мира. Эстетика ландшафта и ландшафтное искусство»

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. ДД-52

Проверил: профессор

 

 

 

 

 

Уфа 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

  1. Красота и гармония, как исходные понятия эстетики. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном……4-9

 

  1. Садово-парковые ландшафты Древнего мира………………………….10-13

 

  1. История ландшафтного дизайна. Архитектурные формы……………..14-18

 

  1. Эстетика ландшафта. Ландшафтное искусство…………………………19-28

 

Заключение……………………………………………………………………...29-30

Иллюстрации………………………………………………………………..…..31-35

Использованная литература……………………………………………………….36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эстетическое восприятие возникло в процессе многотысячелетнего приспособления человечества (как представителя животных) к среде обитания как оптимальная (и очень сложная) система отношений представителей человеческого рода к визуальным проявлениям явлений (прежде всего) неживой и (вторично) живой природы, закрепившаяся в сфере бессознательного (например, в виде инстинктов). Мозг обращается к бессознательному за информацией о цвете и форме и получает архаичную информацию об их значении в природе. Она никак не интерпретирована, часто не осознается человеком в жизни и сформирована предками за тысячелетия жизни человечества. Проявляется данный механизм на архаичном (инстинкты), древнем (мифологемы) и современном (архетипы и ассоциации) плане бессознательного.

Среда обитания (ландшафт) является исторической базой, на которой в качестве надстройки сформировалось восприятие человека, в том числе эстетическое. Более популярно объясняет В.Н. Невский: «Мировоззрение человека «питается» окружающей средой» 

Начало развития направления эстетического ландшафтоведения связывают с фигурой А.Гумбольдта (1769-1859). Повлиявшая на него немецкая классическая философия (главным образом философия И.Канта) сказалась на его 6-томном труде «Космос». В начале своего труда А.Гумбольдт пишет: «…Природа есть единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого». Дополняющие друг друга рационализм и эмоциональность выделяют его работы.

 

  1. Красота и гармония, как исходные понятия эстетики. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном.

 

Эстетика (от др. греч. - чувствующий) - философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт. - с.1526

Эстетика (от др.греч. - чувствовать; воспринимаемый чувствами) - наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

На протяжении всей истории эстетика развивалась в тесной связи с  философией и различными отраслями  философского знания, в частности  с логикой, диалектикой, теорией  познания и т. д.

У первых древнегреческих натурфилософов в единстве выступают эстетическое и космологическое: прекрасное — это вселенски прекрасное, это всеобщая гармония и красота мироздания (слово "космос" означает одновременно: мироздание, мир, украшение, наряд, красота, порядок, гармония).

Красота гармонична. Причем гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Равное и  непротиворечивое в гармонии не нуждается. Там же, где противоположности  находятся в "соразмерной смеси", там благо, здоровье человека. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. Красота выступает как мера гармоничности и истинности бытия, как мера созвучности космосу.

Пифагорейцы развивали учение о "гармонии сфер": планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами соотносятся между собой, как интервалы тонов октавы. Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти фантастические представления пифагорейцев — свидетельство их наивной и жизнерадостной уверенности в том, что Вселенная — прекрасно звучащий оркестр.

Для Гераклита гармония не статичное  равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамическое состояние.

Сократ отождествлял прекрасное и полезное: эстетическое — производное от утилитарно-практической значимости предмета. Искусно разукрашенный щит, плохо защищающий воина от врагов, нельзя, с его точки зрения, назвать прекрасным, но прекрасен пусть даже неукрашенный щит, хорошо выполняющий свою основную функцию. Однако трудно согласиться с утверждением, которым логически завершалась сократовская концепция: корзина с навозом прекрасна, если она полезна.

Аристотель выдвинул принцип соразмерности  человека и прекрасного предмета: "...ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряются...". По Аристотелю, прекрасное — не слишком большое, не слишком маленькое. Это по-детски наивное суждение содержит в себе гениальную идею. Красота здесь выступает как мера, а мерой всего является человек. Это в сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть "чрезмерным".

Аристотелевская концепция прекрасного теоретически соответствовала гуманистической художественной практике античного искусства. Греческий Парфенон, например, в отличие от египетской пирамиды не слишком большой и не слишком маленький: он достаточно маленький, чтобы не подавлять человека, и достаточно большой, чтобы выразить величие афинян, его создавших.

В средние века господствовала концепция  божественного происхождения красоты (Фома Аквинский, Тертуллиан, Франциск Ассизский): бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические свойства. Чувственная красота казалась греховной и наслаждение ею — недозволенным.

В противовес этому гуманисты эпохи  Возрождения (Леонардо да Винчи, Шекспир) утверждали красоту самой природы  и радость ее восприятия. Искусство  они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед природой.

Эстетика классицизма (Буало) сводила  прекрасное к изящному, и уже не вся природа в ее цветении и  буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная  природа, как, скажем, Версальский парк, выступала в качестве прекрасного. Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в общественной жизни, отождествляемую им с добром и государственной целесообразностью.

Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Дидро и др.) вновь расширяют  сферу красоты и возвращают ее всей действительности. Для них прекрасное — естественное свойство самой природы, так же как вес, цвет, объем и т. д. Однако непонимание роли практики, роли общественного производства и метафизический характер мышления не дали возможности просветителям последовательно материалистически объяснить сущность прекрасного.

Немецкая классическая эстетика внесла ряд диалектических идей в понимание  природы прекрасного. Кант трактовал  прекрасное как объект незаинтересованного  отношения. Подход Гегеля к этой категории пронизан историзмом. В прекрасном он видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своем развитии дух обретает гармоническое единство с материальной формой, идея находит полное и адекватное выражение в форме, и это прекрасно. Такого состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (Древняя Греция). Красота для Гегеля — сфера искусства. Он принципиально не анализирует красоту природы.

Русский революционный демократ Н. Г. Чернышевский полагал, что "прекрасное есть жизнь, соответствующая нашим понятиям о том, какой она должна быть". Его концепция ориентирована на материалистическую философию.

 

Прекрасное как эстетическая категория.

 

Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки  зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цвето-световых отношениях, характеризующая внешний облик явлений и т. д. Эти конкретно-чувственные проявления прекрасного можно было бы продолжать до бесконечности, так как они относятся к эмпирическим объектам. Основной же вопрос, волновавший мыслителей всех времен и народов, это - какова природа прекрасного? И здесь можно вычленить ряд наиболее характерных подходов.

1. Прекрасное - объективное свойство  самих вещей. Такой подход к  прекрасному был сформулирован  уже в раннегреческой натурфилософии, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космос. Такая трактовка прекрасного в той или иной форме воспроизводится в домарксистской материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для них прекрасное - естественное свойство самой природы, такое как вес, цвет, объем и т. д.

2. Действительность эстетически  нейтральна, источник прекрасного  таится в душе индивида. Красота:- результат определенного восприятия  субъектом явлений действительности, «суждений вкуса», «проецирования духовного богатства на действительность» и т. д.

3. Прекрасное - есть результат соотнесения  свойств объективной действительности  с человеком как мерой красоты  или с его практическими потребностями,  идеалами и представлениями о прекрасном в жизни. При этом подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей.

Третий подход является доминирующим в истории культуры. Основоположниками такого подхода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон, Аристотель. Они, рассматривали красоту не как чисто природное свойство вещей, а как свойство особого рода, как результат эстетически-духовного отношения человека к миру. Характеристика прекрасного, данная Н. Г. Чернышевским: «прекрасное есть жизнь, соответствующая нашим понятиям о том, какой она должна быть», является наиболее точным выражением этого подхода. Марксистская эстетика внесла в этот подход социально-исторический аспект. Связав субъективные оценки человека с конкретно-историческими, социальными условиями бытия людей, с предметно-практической деятельностью человека по преобразованию действительности, марксистская эстетика рассматривает прекрасное объективное свойство мира, определяющее значимость его предметов для человечества как сферу освоенности мира человеком и потому и сферу свободы. С позиций этого подхода предметы, явления, можно считать прекрасными, когда они выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человечества в мире и характеризующие его свободу.

С гносеологической точки зрения прекрасное - это мысленный образ реального  предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его гармоничности и совершенства до определенного завершения. В этом плане прекрасное есть построенная воображением мысленная модель предмета, гармоничные черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.

 

2. Садово-парковые ландшафты Древнего мира.

 

Древний Египет.

 

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление  садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч  лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное  среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся  документам, подтверждается, что все элементы сада — пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны — были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Информация о работе Гармония и красота окружающего мира. Эстетика ландшафта и ландшафтное искусство