Внешняя торговля Беларуси в сфере сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Одним из конкурентных преимуществ Республики Беларусь, является высокая степень обеспеченности сельскохозяйственными землями. По показателю обеспеченности пахотными землями на душу населения (0,6 га на 1 чел.) Беларусь более чем в 2 раза превосходит среднемировой уровень. В этой связи производство сельскохозяйственной продукции должно стать одним из приоритетов экономики Беларуси. При этом сельское хозяйство республики должно не только обеспечивать ее продовольственную независимость, но и являться важной экспортно-ориентируемой отраслью. Поэтому изучение динамики и структуры экспорта сельскохозяйственной продукции, является достаточно актуальным.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя торговля.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)

ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ Д. РИКАРДО

Идея А. Смита об абсолютных преимуществах как бы самоочевидна. Но как быть, если определенная страна ни в чем не располагает абсолютными преимуществами, а другие на единицу затрат могут производить любого товара больше, чем она. Захотят ли они торговать с этой страной?

Д. Рикардо доказал, что даже в том случае, если страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля для обеих стран остается выгодной, что и порождает необходимость международного разделения труда.

Механизм заключается в том, что, переместив труд и капитал в отрасли, страны, имеющие сравнительные преимущества в данной стране, экономят на затратах труда и капитала. Доказательства этого Д. Рикардо приводит в «Началах политической экономии и налого­вого обложения».

Рикардо так сформулировал свой закон: взаимовыгодная специа­лизация между двумя странами возможна до тех пор, пока внутренние соотношения труда и капитала для любых двух товаров неравны.

Если определенная территория специализируется на това­рах, в производстве которых имеет сравнительное преимущество и обменивает излишки на другие товары, более эффективно произво­димые другими территориями, эффективность мирового хозяйства в целом возрастает, т.е. из закона Д. Рикардо следует, что обмены между странами сами по себе создают дополнительное богатство. Внешняя торговля выгодна даже самой отсталой стране, потому что она полу­чает новые товары дешевле, чем могла бы сама производить. Д. Ри­кардо писал о том, что мировая торговля сплотит все Цивилизован­ные страны в одну всемирную общину [8].

ТЕОРИЯ СООТНОШЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА – УЛИНА)

Эта неоклассическая теория исходит из того, что причиной международных взаимодействий являются различия не в производительности              между странами, а в факторах производства, трансформируемых в предложение  на мировых рынках товаров.

Изменяющиеся от места к месту пропорции между факторами производства определяют географию международных торговых потоков. Классическая политэкономия считала, что главным фактором, влияющим на производительность труда, является труд. В последующих исследованиях учитывались также земля, неотъемлемые от нее естественные ресурсы, а также капитал, а в новейших исследованиях часто выделяется как самостоятельный фактор — информация. Рыночная цена труда выражается заработной платой, цена земли определяется величиной ренты, а капитала — процентной ставкой. Для информации пока устоявшегося индикатора не установлено. Сущность теории Хекшера—Улина (X—У) заключается в том, что при изучении торговых потоков необходимо учитывать не только общую величину издержек, но и их структуру. Основные положения  теории  Х—У можно свести к трем пунктам.

1.      Страны экспортируют товары, для производства которых используются имеющиеся в избытке факторы производства, а импортируют товары, для производства которых они дефицитны.

2.      Экспорт товаров может быть заменен перемещением самих факторов производства. Среди трех выделенных капитал и труд мобильны. Они могут передвигаться за пределы национальных границ. Например, страны с избыточным капиталом вместо расширения экспорта товаров в другие страны могут перевести туда свои капиталы для строительства предприятия по их производству.

3.      В международной торговле при соответствующих условиях выравниваются «факторные цены», т.е. заработная плата, процентная ставка и земельная рента. По идее авторов теории, международное разделение труда ведет к выравниванию указанных «факторных цен».

Однако в теории А—У имеются определенные противоречия. Главные из них:

1.      Согласно этой теории, торговля должна быть наибольшей и особенно эффективной между странами с максимально различа­ющейся структурой факторов производства. Однако это положение не совпадает с реальной географией торговых потоков. Потоки преобладают между экономически развитыми странами с примерно равно­ценной структурой факторов производства, а в торговле между эти­ми странами велика доля товаров-аналогов. Возможно, в данном случае несовпадение выводов теории X—У и результатов обмена объясняет­ся тем, что обмен идет сходными, но не идентичными товарами. Идет, образно говоря, обмен «красного сукна на зеленое». Современный спрос настолько дифференцирован, что обмен разновидностями то­варов может быть приравнен к обмену разными товарами.

2.      Другое противоречие в теории X—У, подмеченное американ­ским экономистом В. Леонтьевым, названо «парадоксом Леонтьева». На основе расчетов с помощью межотраслевого баланса он сопоста­вил трудоемкость и капиталоемкость экспорта и импорта США на коней 1940 — начало 1950-х годов. И обнаружил, что экспорт там был более трудоемким и менее капиталоемким, чем импорт. Это на­блюдалось в стране с избытком капитала и дорогой рабочей силой, что не соответствовало теории X—У.

В объяснении «парадокса Леонтьева» были две идеи:

1) США импортируют значительные объемы сырьевых товаров, производство которых очень капиталоемкое; 2) там наблюдаются по­вышенные темпы роста экспорта наукоемких товаров по сравнению с динамикой всего внешнеторгового оборота.

Сам В. Леонтьев склонялся в объяснении к тому, что США обла­дают избыточным количеством квалифицированного труда, уровень которого не учитывается в теории X—У [7].

Новейшие теории внешнеэкономических связей

В новейших теориях внешнеэкономических связей, в отличие от традиционных, вопросы о внешнеэкономическом взаимодействии ставятся более рационалистическими. Так, вопрос «Почему страны торгуют?» заменен более корректным: «Почему товары и услуги перемешаются между странами»? Это в корне меняет представление о субъектах, принимающих решения. Главными стали реальные хозяйствующие фирмы (предприятия), а не нации, если, разумеется, отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю.

По оценкам экспертов Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), на внутрифирменные связи ТНК в настоящее время приходится около 2/3 всей мировой торгов­ли, от 80 до 90% продаваемых лицензий и патентов, до 40% экспорта капитала. Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфаб­рикатами и запасными частями. Поэтому внутриотраслевой обмен развивается более быстрыми темпами, чем межотраслевой.

Международная фирма может в своей стратегии руководствоваться долгосрочными, стратегическими целями, а не придерживаться принципов сравнительных преимуществ. Например, при выборе источника сырья — предпочесть более дорогое, но находящееся в полной зависимости от нее предприятие за рубежом, или разместить капитал в стране с меньшей процентной ставкой, но с высокой гарантией рисков. В обоих случаях стабильность, высокая степень контроля и другие «неосязаемые факторы» оказываются более весомыми по сравнению с ценой факторов производства.

В одной из известных методик, используемых в ФРГ для оценки инвестиционной привлекательности страны, удельный вес такого фактора, как стабильность хозяйственной деятельности, в 1,5 раза выше значимости условий получения кредита и уровня заработной платы, т.е. цен капитала и рабочей силы.

В новейших теориях внешнеэкономических связей ставится и другой основополагающий вопрос: «При каких условиях фирме удается выйти на внешний рынок и успешно завоевать его?».

ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКТА В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА (МРТ)

В основе этой теории лежат идеи Кондратьева—Шумпетера об определяющей роли инноваций в МРТ. Теория жизненного цикла продукта (ЖЦП) исходит из того, что любой товар, какими бы пре­восходными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным. Могут быть товары-долгожители, но не может быть, как представляется, вечного товара.

Модель (теория) включает четыре фазы, различающиеся совер­шенно разными возможностями сбыта перспективного продукта.

1. Фаза внедрения, когда объем продаж невелик; покупатели пока еще не оценили достоинства нового продукта и не у всех дистрибь­юторов (распространителей) он имеется в продаже.

2. Фаза роста — продажи возрастают, продукт предлагается боль­шим числом дистрибьюторов; конкуренты выпускают свои аналоги товара.

3. Фаза зрелости характеризуется примерным равновесием спроса—предложения и стабилизацией продаж; эта фаза имеет наибольшую продолжительность и характеризуется острой конкуренцией.

4 Фаза упадка, в которой выход из положения заключается в выпуске нового продукта [7].

Американские исследователи С. Хирш и Р. Верной интерпретировали модель ЖЦП для внешней торговли.

ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ М. ПОРТЕРА

М. Портер (США) предпринял удачную попытку совмещения нео­классической теории конкурентоспособности на уровне страны с теорией внешнеэкономической деятельности отдельно взятой фирмы. Он поставил вопрос следующим образом: «Почему фирмы конкретных стран приобретают конкурентные преимущества в отдельных производствах и отраслях»?

Основной вывод таков: успех фирм в состязании с конкурентами зависит в первую очередь от экономической системы в стране.

М. Портер детально исследовал десять крупнейших индустриальных стран, на которые приходилось 1/2 мирового экспорта. В число проанализированных отраслей вошли химическая и типографическая отрасли ФРГ; производство текстильного оборудовании и Фармацевтика Швейцарии; производство горное о оборудования и гру­зовиков Швеции; программное обеспечение компьютеров, производство медицинского оборудования и кинофильмов США; производ­ило мебели, домашней утвари и керамики Италии и др.

В результате исследователь предложил «теорию международной конкурентоспособности наций», в которой обоснована взаимосвязь че­тырех параметров, от которых зависит конкурентоспособность стра­ны на мировом рынке. По Портеру, конкурентоспособное развитие — это история не использования абсолютных преимуществ, а борьбы с неблагоприятными условиями экономического развития.

Национальные неблагоприятные условия, если к ним подходить не фатально, а творчески, порождают в нации энергию для иннова­ционных изменений. Давление и вызов, а не «спокойная жизнь» привели фирмы и нации к процветанию.

Схематически М. Портер представил свою модель (теорию) в виде «национального ромба», включающего четыре формирующих параметра (рис. 1.1). Рассмотрим кратко каждый из них.

1.Факторы производства. В отличие от классиков и неоклассиков политической экономии, Портер считает, что факторы произ­водства страной не наследуются, а создаются в процессе творческого «о расширения или углубления. Например, нехватка такого факто­ра. как земля (или ее неимоверная дороговизна), стала основой в Японии для разработки территориально компактных технологичес­ких процессов: система жестко гарантированных поставок «точно в срок», чтобы не образовывать складов. Или считалось, что японская экономика стала процветать, опираясь на дешевую и избыточную рабочую сил. Но более глубокий анализ показал, что японские фир­мы начали преуспевать в мировом хозяйстве только после того, как прошли через острую нехватку рабочих рук и существенно снизили потребность и рабочей силе с помощью автоматизации и роботизации производства. Пример Дании. Творчески приобретенное преиму­щество ее фармацевтических фирм в том, что они наладили производство витаминов из природного сырья и созданные на искусственной основе экспортируют в незначительных количествах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Ромб конкурентных преимуществ М. Порьера

 

2.Условия спроса. Один из постулатов Портера: требования внутреннего рынка являются наиболее важными для производства и экспорта. Убедительное доказательство: японцы, проживающие в небольших квар­тирах, ориентируются на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стали выпускать японские фирмы. Впослед­ствии такие малоэнергоемкие кондиционеры широко распространи­лись во всем мире.

Вывод может быть один, страны через свои фирмы добиваются преимущества в тех отраслях и производствах, в которых спрос внутреннем рынке дает им представление о потребностях покупав лей раньше и точнее, чем конкурентам. Как пишет Портер, нужна простая внимательность.

3. Наличие эффективной среды для основного производства. Здесь тоже можно обратиться к примерам. Итальянские ювелирные фирмы процветают потому, что Италия — мировой лидер по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов. Обувная промышленность этой страны, занимающая лидирующие позиции в обязана высокому уровню выделки кожи и дизайну. Итак, системная «природа» ромба Портера способствует созда­нию кластеров конкурентоспособных производств.

4. Стратегия фирмы и конкуренция. Конкурентоспособность связана со стратегией и организационной структурой фирмы. В мире отсутствует какая-либо единая и универсальная система управления. Тем же итальянским фирмам, лидирующим в производстве обуви, мебели, светотехнических товаров, упаковочных машин, одежды, свойственны отсутствие жестких форм управления и способность к быстрым изменениям в менеджменте. Для фирм ФРГ, специализиру­ющихся на производстве оптики, химикатов, типична жесткая цен­трализованная система управления. Японский стиль менеджмента, отличающийся фирменным «патриотизмом», не принес, однако, ус­пеха в химической промышленности, сфере деловых услуг и др.

Помимо менеджмента, определяющего стратегию развития фир­мы, очень важно присутствие внутренних конкурентов. М. Портер категорически отрицает полезность концентрации специализирован­ного производства на одной национальной фирме, защищенной госу­дарственной поддержкой. Его исследование показало, что большинство такого рода фирм отличаются низкой эффективностью, расточитель­ным использованием ресурсов производства.

Информация о работе Внешняя торговля Беларуси в сфере сельского хозяйства