Внешнеэкономическая деятельность Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 04:15, контрольная работа

Краткое описание

Каждая страна мира имеет свою индивидуальность. Есть богатые страны, а есть те, в которых большая часть населения живет за чертой бедности. Существуют развитые страны, развивающиеся, а так же страны третьего мира, многие из которых борются за выживание. Есть многонациональные государства, но при этом существуют и страны с небольшой численностью населения, в которой большая часть населения относится к той или иной расе, религии и разговаривают на одном языке. Каждое государство мира имеет свою историю, обычаи и традиции, которые видоизменяются со временем развития страны.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
1 Наука и культура Италии……………………………..…………………
3
1.1 Система образования …………………………………………………..…
4
1.2 Изобразительное искусство и архитектура …………………………….
6
1.3 Литературное и художественное творчество ………………………….
7

2 Экономика Италии……………………….………………………………
9
2.1 Валовой внутренний продукт …………………………………..………..
9
2.2 «Новый курс» …………………………………………………………….
15
2.3 Внешнеэкономическая деятельность …………………………………….
10
Заключение …………………………………………………………………...
20
Список использованных источников ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ИТАЛИЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

В структуре ВВП (% по добавленной стоимости) доля промышленности составляет 25,8 (в т.ч. обрабатывающей — 22,8), сельского хозяйства — 3,2, строительства — 5,5, сферы услуг — 65,5. В структуре занятости они занимают соответственно 21,7 (21,0); 5,5; 6,9; 65,9. Масштабы теневой экономики оцениваются в 25—30% ВВП. Неформальная трудовая деятельность охватывает 20% трудоспособного населения. Самым распространённым её видом является совместительство — официально декларируемое (около 1 млн чел.) или неофициальное, особенно широко представленное неполной занятостью в сельском хозяйстве (около 7 млн). На Юге основой благосостояния некоторой части населения служит криминальный бизнес. Около 3% работающего населения — иммигранты.

И. входит в ведущую европейскую четвёрку производителей стали и ферросплавов, электроэнергии, цемента и других основных видов продукции тяжёлой индустрии. Она является одним из мировых лидеров автомобилестроения (более 1 млн легковых автомобилей в год). Сильные экспортные позиции И. занимает в производстве электробытовых товаров длительного пользования, конторского оборудования и вычислительной техники, машин и оборудования для обработки пластмасс, текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности. В то же время это один из ведущих мировых поставщиков продукции лёгкой промышленности: текстильных и швейных изделий, обуви, керамики и т.д. По выпуску обуви (более 400 млн пар в год) она уступает только США. Многие итальянские компании доминируют на мировых рынках готовой одежды. Важной экспортной отраслью является дизайн, приносящий стране около 10 млрд долл. в год.

Энергосырьевая база промышленности обеспечивается преимущественно за счёт импорта. Ввозится около 90% нефти, практически весь коксующийся уголь, более 90% железной руды, 2/3 марганцевой руды, а также руды легирующих металлов. В структуре производства электроэнергии 78% приходится на ТЭС, 20,2% — на ГЭС, 1,6% — на геотермальные источники, 0,4% — на использование энергии ветра; 16% электроэнергии импортируется. Север располагает 71,2% установленной мощности ГЭС и 44,4% — ТЭС.

Особенность итальянской промышленной структуры — в стране мало крупных ТНК и абсолютно преобладают малые и средние предприятия (МСП). Среди 500 ведущих мировых ТНК в 2001 насчитывалось лишь 8 итальянских, первая из которых, «ФИАТ», занимала 49-е место, а восьмая, пищевкусовая «Эдисон», — 353-е. В число 50 ведущих европейских ТНК входили только три итальянские компании, причём «ФИАТ» стояла лишь на 17-м месте. В мировом отраслевом рейтинге позиции итальянского крупного капитала были более впечатляющими: «Эдисон» занимала 2-е место, «ФИАТ» и нефтеперерабатывающая ЭНИ — 7-е, телекоммуникационная «Оливетти» — 10-е. Кроме того, итальянский крупный капитал заметен в страховом бизнесе и в банковской сфере. Широкое присутствие итальянского бизнеса на внешних рынках в значительной мере обеспечивается деятельностью средних и малых компаний, многие из которых не только экспортируют свою продукцию, но и создают зарубежное производство.

На предприятия с числом занятых до 10 чел. приходится 94,8%, до 20 чел. — 98,0% действующих в стране производственных единиц, с числом занятых 250 чел. и больше — 0,1%. Средний размер предприятий по этому показателю вдвое ниже, чем в ЕС. Прослойка крупных предприятий (более 500 чел.) сосредоточивает менее 15% занятых (против 40% во Франции и 50% в Великобритании). Тенденция к рассредоточению производства усиливается: за 1991—2001 средняя численность занятых на предприятии снизилась с 6,7 до 6,3 чел.

Малое и среднее предпринимательство образует основу промышленных округов (кластеров) — типичных для Севера и Центра территориально-производственных комплексов, функционирующих на основе специализации и кооперирования в секторах производства, составляющих международную специализацию И. В округах, которых насчитывается около 200, сосредоточено почти 45% занятых в промышленности; на них приходится более 40% национального экспорта. Многие округа отправляют за рубеж от 1/3 до 2/3 продукции, а некоторые и больше. Например, округ Прато (85 тыс. предприятий с 44 тыс. занятых) экспортирует 66% своего производства текстиля и готовой одежды; он один обеспечивает 10—11% этой статьи национального вывоза. Округ Монтебеллуна (416 предприятий с 8,8 тыс. занятых) экспортирует 73% своего производства спортивной обуви. Активная роль МСП в продвижении национальной продукции на внешние рынки является особенностью итальянской экономики. Имеются и округа, специализирующиеся на туризме, которых насчитывается около 300.

В округах благодаря сосредоточению технического опыта, информации, кадров, финансовых ресурсов (местные сбережения и малые банки) и производственных мощностей идёт непрерывный («возрастающий») процесс обновления и диверсификации выпускаемой продукции. Согласно проведённому в 2001 исследованию Комиссии ЕС, И. лидирует по интенсивности этого процесса (новая продукция составляла 13,5% годового оборота продаж против 6,5% в среднем для ЕС). Благодаря специфике своей инновационной модели И. удаётся сохранять статус мирового поставщика не только многих видов потребительской продукции, но и современного промышленного оборудования среднего технологического уровня.

В структуре сельскохозяйственного производства на продукцию земледелия приходится 95,4%, лесного хозяйства — 1,2%, рыболовства — 3,4%. И. является одним из мировых лидеров по производству «средиземноморских» видов продукции — оливкового масла, вина, субтропических фруктов и овощей. Зерновое хозяйство и животноводство развиты слабее. Высокопродуктивное аграрное производство сосредоточено на Севере, где используются современная техника и земледелие на орошаемых площадях. В остальных районах ирригация недостаточна, местами наблюдается эрозия почв.

Пригодная для использования площадь — 20,2 млн га, реально используется 74,4%, посевы занимают 41,6%. На производстве зерновых специализируется 16,4% хозяйств, а вместе с другими видами посевов — 26,0%. На орошаемых землях Паданской равнины выращивается рис, по урожайности которого И. входит в число мировых лидеров. Сбор зерновых в 2000 составил 20,6 млн т, в т.ч. пшеницы — 7,5 млн т. Производством «средиземноморских» культур занято 47,4% хозяйств, главным образом на Юге. На молочном животноводстве специализируется 2,3% хозяйств, мясном — 1,0% (оба направления характерны для Севера), на разведении овец и коз — 4,9% (Юг). Смешанную специализацию имеет 10,2% хозяйств.

И. располагает плотной сетью железных дорог стандартной колеи общей протяжённостью 19,8 тыс. км, из которых 60% электрифицировано, и 1,0 тыс. км узкоколеек. Сеть шоссейных дорог с твёрдым покрытием имеет протяжённость 668,7 тыс. км, в т.ч. 6,5 тыс. км скоростных магистралей. Автопарк насчитывает 40 млн единиц (св. 32 млн — легковые, 2000). Небольшая сеть внутренних водных путей обслуживает товарные перевозки. Трубопроводы обеспечивают транспортировку природного газа (протяжённость — 19,4 тыс.км), нефтепродуктов (2,2 тыс. км) и сырой нефти (1,7 тыс.км). Воздушный транспорт располагает 135 аэропортами, в т.ч. международными — в Риме, Милане, Неаполе, Болонье, Генуе, Пизе, Турине и Венеции. Торговый флот насчитывает 467 крупных судов общим тоннажем 8499,3 тыс. т, из которых 62 — иностранные под итальянским флагом. На нефтеналивные суда приходится 40% тоннажа.

В отраслевой структуре сферы услуг на первом месте находится статья «торговля, ремесло и предложение товаров бытового назначения». Вклад этого сектора в ВВП 14,8%, доля в общей занятости 15,2%. На долю торговли (оптовой, комиссионной, розничной) в 1998 приходилось около 40% общего числа занятых сферы услуг, около 55% оборота продаж этого сектора и 1/3 добавленной стоимости. Соотношение оптовой (вместе с комиссионной) и розничной торговли по объёму продаж равнялось 1,5:1. Сеть розничной торговли насчитывала в 2001 636,5 тыс. точек, из которых 39,8% на Севере, 20,6% в Центре и 30,6% на Юге. Преобладают предприятия традиционного, «семейного» или индивидуального типа, специализированные на продаже определенного вида товаров. В среднем на 1 тыс. населения приходится 8 специализированных и 0,04 неспециализированной торговой точки. Средняя численность персонала на предприятии розничной торговли — 2,4 чел. В 2000 в стране имелось 6,2 тыс. супермаркетов и 301 гипермаркет.

И. — одна из стран-лидеров международного туризма (4-е место). Доходы этой отрасли в 2002 составили 10,4 млрд евро. Хорошо развит и внутренний туризм. В 2000 по количеству ночёвок коллективных туристов-резидентов в расчёте на 100 тыс. населения (338) И. далеко опережала средний уровень ЕС (297).

Крупными отраслями сферы услуг являются также финансовое посредничество (вклад в ВВП — 6,9%, доля в занятости — 2,6%), здравоохранение и связанные с ним общественные услуги (соответственно 5,1 и 5,6%), деятельность государственной администрации (5,5 и 6,6%). На долю «различных услуг предприятиям и частным лицам» приходится соответственно 11,1 и 10,8%. Экономическая и социальная политика И. с нач. 1990-х гг. строится на основе структурных реформ, ставящих целью модернизацию экономики и социальной сферы в общих рамках углубления процесса европейской интеграции и гармонизации национального законодательства с нормативами ЭВС. Ключевыми направлениями этого нового курса были приватизация значительной части государственного сектора и бюджетно-финансовая стабилизация, соединившая в себе ряд институциональных преобразований — реформы налоговой и пенсионной системы, рынка труда, банковской системы и фондовой биржи, административного аппарата, регионального управления.

 

2.2. «Новый курс»

 

Для оздоровления финансовой ситуации был проведён бюджетный манёвр, включавший сокращение ряда статей расходов и чрезвычайные налоговые меры (в т.ч. «европейский налог» на активы компаний). Был пересмотрен порядок расходования бюджетных средств на экономику Юга, где предполагается более эффективно использовать поступления из структурных фондов ЕС. Благодаря этим усилиям и поступлениям от приватизации И. удалось относительно быстро, за 1992—98, сократить бюджетный дефицит с 12,1 до 2,8% ВВП, а темпы инфляции до менее чем 2%. Это дало основание странам-партнёрам согласиться на присоединение страны к ЭВС уже в «первой волне», с января 1999.

Среднесрочная бюджетная политика направлена на ликвидацию дефицита, постепенное снижение налоговой нагрузки и увеличение вложений в инфраструктуру. Программа на 2002—06 содержит схему двухлетнего снижения налогов, стимулирующую капиталовложения (уже доказавшую свою эффективность в 1994— 96): 50% инвестиционных расходов, превышающих средний уровень 5 предшествующих лет, могут вычитаться из налогооблагаемого дохода.

Параллельно была начата реформа рынка труда. Она включала согласованное с профсоюзами сдерживание роста заработной платы в обмен на среднесрочные меры властей и бизнеса по расширению занятости. С 1993 эти «социальные контракты» регулярно перезаключаются и вводятся как составная часть в среднесрочные «скользящие» бюджетные программы. Комплекс мер, расширяющих сферу занятости, включает: более широкое использование «нестандартного» найма — ученичества, неполного рабочего дня, временной занятости; допуск в сферу найма частных агентств (до недавнего времени она находилась в руках государства); в проблемных районах — соглашения социальных партнёров с местными властями по созданию новых рабочих мест.  Важным направлением политики реформ стал пересмотр пенсионной системы, поглощавшей около 80% затрат на социальное обеспечение и накопившей огромный дефицит. Законодательство 1995—97 ставило целью упорядочение сложившегося, довольно «пёстрого» пенсионного режима (устранение ряда привилегий) и постепенный переход от распределительной системы к накопительной, а также постепенное снижение пенсионного возраста. Началось создание частных пенсионных фондов, куда, согласно имеющимся проектам, в перспективе перейдет до 2/3 трудящегося населения.

Реформирование кредитно-денежной системы началось ещё с «развода» в 1981 Центрального банка (ЦБ) и казначейства, что означало отказ от существовавшего ранее порядка автоматического финансирования роста государственного долга в рамках политики бюджетной поддержки приоритетных направлений и отраслей. В 1993 ЦБ получил независимый статус. Законодательство 1993 и 1998 либерализовало огосударствленную в 1936 кредитно-денежную сферу, осуществив перевод банковской деятельности на предпринимательскую основу и ликвидировав административно установленную сегментацию рынка финансовых услуг. Специализированные кредитные институты публичного права, занимавшиеся долгосрочным кредитованием, были преобразованы в АО с продажей 49% их капитала на открытом рынке; коммерческим банкам теперь разрешалось владеть акциями нефинансовых предприятий и быть представленными в их административных советах. Ключевыми моделями новой структуры становились универсальный банк и многопрофильная финансовая группа. Реформа сохранила также статус кооперативного банка в обеих его формах — народного банка и банка кооперативного кредита (последний обслуживает сельскую среду и ремесленничество).

Слабое место её, обусловленное спецификой корпоративной структуры, заключается в недостаточном развитии фондовой биржи. Совокупная капитализация 4 имеющихся в стране бирж (в Милане, Риме, Турине и Генуе) эквивалентна 70% ВВП, тогда как одной лишь Лондонской биржи — 150% ВВП. Большинство итальянских предпринимателей избегает выходить на биржу. В 2002 в листинге насчитывалось всего 265 компаний, тогда как требованиям котировки объективно удовлетворяло в 4,5 раза большее их число. Относительно слабо развита в И. и сфера потребительского кредита, объём операций которой эквивалентен 3% ВВП (против 8% в среднем для зоны евро).

Через консолидированный государственный бюджет в его доходной части в 2002 прошло 44,9% ВВП, в расходной — 47,2%. Доходы составили 551,4 млрд евро, в т.ч. прямые налоги — 31,4%, косвенные — 32,5%, социальные отчисления — 28,2%. Расходы достигли 594,3 млрд евро, дефицит увеличился на 29,1 млрд и составил 2,3% ВВП. Главными статьями доходов были подоходный налог (36,8% общих поступлений) и НДС (29,0%), расходов — трансферты госучреждениям (34,7%), содержание персонала (22,0%) и выплата процентов по долгу (20,3%).

Через региональные и местные бюджеты в их доходной части прошло 13,9% ВВП, в расходной — 14,5%. Доходы составили 182,6 млрд евро, в т.ч.: прямые налоги — 12,4%, косвенные — 33,3%, трансферты — 33,4%. Расходы достигли 182,6 млрд евро, в т.ч.: содержание персонала — 30,9%, промежуточное потребление — 24,4%, покупка услуг социального характера — 17,8%. Дефицит увеличился на 7,9 млрд евро и составил 0,6% ВВП.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Италии