Психолого-философские основы формирования личностного роста преподавателя военно-учебного заведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:14, реферат

Краткое описание

Актуальность работы определяется рядом психологических и социокультурных факторов.
Значительные перемены, происходящие в настоящее время в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни России, отражаются и на внутренних войсках МВД России. Особое значение имеет профессиональная подготовка офицерских кадров.
Возрастающее количество внутренних угроз, напряженная обстановка в Северо-Кавказском регионе, требует от офицера внутренних войск МВД России, высокого уровня профессионализма при решении служебно-боевых задач, постоянного совершенствования его личностного развития.

Содержание

Введение
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности. Психолого-философское понимание личностного роста. Структура личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности.
Психолого-философское понимание личностного роста.
Проблематика личностного роста и ее изучение в теории развития личности.
Сущность и характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Сущность личностного роста преподавателя военно-учебного заведения
Характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат - Оспенников.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

- способен к проявлению  самоактуализации,

- имеет  мотивацию  и убежденность в необходимости  личностного роста, возможности совершенствования профессионального мастерства,

- грамотно планирует  работу по всем направлениям  своей военно-профессиональной деятельности,

- эффективно используя  время и формы личностного  роста.

Добиваясь выполнения данных условий необходимо выявлять факторы и условия, влияющие на динамику личностного роста и качественное повышение его компонентов, определить возможности построения модели личностного роста у преподавателей военно-учебных заведений в процессе повседневной служебно-боевой деятельности и в ходе выполнения служебно-боевых задач и на ее основе выявить сущность, содержательные компоненты, структуру и этапы личностного роста преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск.

В настоящее время  деятельность преподавателя военно-учебного заведения проходит в условиях наличия взаимосвязанных противоречий возможности личностного роста и отсутствия такового у преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения

 

В соответствии с общей теория деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская и др.), теорию профессионального развития личности (А.К.Маркова и др.) можно определить такой компонент личностного роста преподавателя военно-учебного заведения как деятельностный.

Он будет включать в себя4:

- профессионально важные  качества (активность, креативность, профессиональная обучаемость и др.)

- направленность (саморазвитие в профессии)

- компетенции (рефлексивная, коммуникативная, обучающая и др.)

Опираясь на теорию субъектности  (С.Л.Рубинштейн, Н.Я.Большунова и др.) возможно предположить, что при изменении условий и факторов деятельности преподавателя военно-учебного заведения, должны произойти изменения мотивационно-ценностного компонента с последующими изменениями в субъектной сфере и как следствие в сфере самой деятельности преподавателя ВУЗ.

Необходимость изменений мотивационно-ценностного компонента обуславливается наличием противоречий, которые неизбежно имеют место в военно-профессиональной деятельности преподавателя военно-образовательного заведения. Противоречия возникают из имеющих место быть условий военно-профессиональной деятельности. Важно обладать умением разрешать данные жизненные противоречия, что является способностью стойкого развития личности в соответствии с выбранной жизненной стратегией. Здесь уместно вспомнить С.Л. Рубинштейна, который сам лично был в сложнейших жизненных ситуациях и данное умение понимал как способность «…убить в себе раба».

Ситуации личностного  и профессионального развития, которые  возникают в психологическом  пространстве взаимодействия личности и профессии (табл.1). 

Ситуации личностного  и профессионального развития

Профессионально обусловленные  психологические проблемы

1

2

Выбор дальнейшей формы образования  и трудоустройство после окончания  полной средней общеобразовательной  школы

Профконсультирование при выборе формы получения профессионального  образования и подготовки. Профотбор  и профсобеседование, оказание психологической помощи соискателям, не выдержавшим профиспытания

Получение профессионального образования  и подготовки. Разочарование в  выборе профессии, неудовлетворенность  профессионально-образовательным процессом.

Усиление учебно-профессиональной мотивации, внедрение инновационных технологий обучения и вариативного содержания профобразования, самоактуализация личности обучаемого

Поиск места работы, трудоустройство, принятие квалификационных требований и должностных обязанностей, освоение новой социально-профессиональной роли

Профотбор и определение профпригодности. Принятие молодым специалистом новых  социально-профессиональных санкций  и ответственности

Вхождение в профессию, приобретение профессионального опыта. Новый  режим жизнедеятельности. Новая  социально-экономическая ситуация

Трудности социально-профессиональной адаптации, скрытая профессиональная непригодность, сложности в освоении профессионального поведения и  нового образа жизни

Неудовлетворенность профессиональным трудом, перспективами роста, зарплатой, взаимоотношениями с коллегами и руководителями. Кризисы и конфликты профессионального развития

Нахождение личностного смысла в профессиональном труде, поиск  новых сценариев профессиональной жизни, преодоление «позора межлюдских отношений» (И. И. Павлов). Выход из кризисов и продуктивное разрешение конфликтов, снятие психологической усталости

Вынужденное увольнение, поиск места  работы, переквалификация и смена  профессии

Утрата профессиональной идентификации, профессиональная реориентация, выбор  новой траектории профессиональной жизни

Деструктивное профессиональное развитие специалиста: профессиональные деформации, профессиональная усталость, потеря смысла профессиональной жизни

Определение и диагностика профессиональных деформаций личности, выявление причин их образования, коррекция профессионального профиля, преодоление профессиональной дезадаптации

Уход из профессиональной жизни (выход  на пенсию)

Снятие психологической напряженности, обусловленной социально-профессиональной «ненужностью», нахождение нового смысла и стиля жизни


 

 

 Перечисленные выше проблемы лежат в плоскости  взаимодействия личности и профессии. Реализуется этот сложный и подчас драматический процесс на фоне социально-экономической  жизни общества. Важное значение в  согласовании личности с профессией, в разрешении возникающих на протяжении всей профессиональной биографии ненормативных ситуаций, кризисов, противоречий имеет психология. Именно она призвана ответить на поставленные вопросы, должна помочь установить оптимальные взаимоотношения человека и профессии, «согласовать» человека с миром профессий.  Многоаспектные психологические феномены согласования личности и профессии традиционно исследовались психологией труда. [7, с.8]. Важно обращение психологии к новым, мотивационно-ценностным характеристикам личностного роста, что обусловлено иным пониманием человека - человек-цель, вместо пресловутого человек-средство. Возвращение к таким детерминантам развития личности как: духовность, смысл, ценность, ответственность способствует развитию индивидуальной ментальности личности.

Характеристика субъектного компонента позволяет представить преподавателя военно-профессионального заведения в психологическом плане не как бесстрастного деятеля-исполнителя, а как пристрастного сценариста своих действий на высших уровнях развития, которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя. Выраженность субъектности хорошо, обнаруживается при определении степени соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом активности (чаще - деятельности), в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни. Определяются волеизъявления благодаря накопленному опыту субъектного поведения, богатству личностно значимых целей, ценностей и сконструированной картины мира, в котором он живет.

Таким образом наличие  и развитие вышеназванных компонентов  позволяет определить взаимную зависимость  результатов деятельности от мотивов, повышать субъектность деятельности  в зависимости от ценностно-смыслового наполнения жизненной стратегии преподавателя военно-образовательного заведения. Важно также выявить противоречия и найти наиболее обоснованные способы решения проблем, возникающих в процессе личностного роста преподавателя военно-образовательного заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог проведенной  работе, можно предположить с высокой  степенью вероятности, что основами личностного роста для преподавателя  военно-учебного заведения будут  являться:

1. Самоактуализация – восхождение на более высокий уровень своей жизни, при условии, что преподаватель как личность и человек решает противоречия обстоятельств (факторов) и условий своей военно-профессиональной деятельности, жизни общества и возможностей, способностей, которыми он потенциально обладает, и движется вверх к человеческому, этическому, социальному, психологическому совершенству.

2. Непрерывное профессиональное образование преподавателей военно-учебных заведений ВВ МВД России.

3. Социокультурное  и   духовно-нравственное  развитие   личности преподавателя военно-учебного заведения на основе мотивационно-ценностного компонента и деятельностного подхода, обретение субъектных качеств личности.

4. Успешность профессиональной  деятельности преподавателя военно-учебного заведения является необходимой компонентой устойчивой положительной мотивации к личностному росту. И, наоборот - при наличии неразрешимых противоречий среды, таковые снижают мотивацию и динамику личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.

Целесообразно в целях достижения перехода к новым образовательным стандартам, реализации требований к преподавательскому составу высшего военно-профессионального образования теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному развитию личностного роста преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск.

Развитие научного знания о содержании личностного роста  и путях его развития у преподавателей военных военно-учебных заведений  внутренних войск МВД России должно значительно способствовать коррекции основных целей реформирования военного образования.

На этапе реформирования войск и развития образования ВОУВПО необходимо решать важные задачи по адаптации высшей военной школы к новым политическим, экономическим, и социальным условиям и внедрению в образовательную практику системных инновационных изменений. От того, в каком направлении и по каким критериям будет развиваться высшая военная школа, зависит качество подготовки военного специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы:

 

1. Абульханова-Славская  К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299с.

2. Андреев В.И. «Педагогика творческого саморазвития». – Казань: Логос, 2006. – 455с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2000. – 528с.

4. Бодалев А.А. О предмете акмеологии//Психологический журнал. – 1993. - №5. – Т.14. – С.73-79.

5. Большунова Н.Я. Эмоциональный интеллект. Монография.

6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208с.

7. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - Москва-Белгород, 1993. -217 с.

7. Зеер Э.Ф. «Психология профессий»

8. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. — 36 с.

9. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.

10. Новиков А.М. Основания педагогики./Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.

11.  Фромм Э. Иметь или быть.  

1 Приложение №1

2 Приложение №2

3 Приложение №3

4 Приложение №4


Информация о работе Психолого-философские основы формирования личностного роста преподавателя военно-учебного заведения