Психолого-философские основы формирования личностного роста преподавателя военно-учебного заведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:14, реферат

Краткое описание

Актуальность работы определяется рядом психологических и социокультурных факторов.
Значительные перемены, происходящие в настоящее время в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни России, отражаются и на внутренних войсках МВД России. Особое значение имеет профессиональная подготовка офицерских кадров.
Возрастающее количество внутренних угроз, напряженная обстановка в Северо-Кавказском регионе, требует от офицера внутренних войск МВД России, высокого уровня профессионализма при решении служебно-боевых задач, постоянного совершенствования его личностного развития.

Содержание

Введение
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности. Психолого-философское понимание личностного роста. Структура личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности.
Психолого-философское понимание личностного роста.
Проблематика личностного роста и ее изучение в теории развития личности.
Сущность и характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Сущность личностного роста преподавателя военно-учебного заведения
Характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат - Оспенников.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

Философы всегда стремились рассматривать  сущность человека через призму высших социальных ценностей, главными из которых  являются такие, как деятельная активность и гуманистическая нацеленность, нравственность и толерантность, научно-художественное творчество и личная ответственность, свобода выбора и т.д. «Я дам вам истину, и она сделает вас свободными», - проповедовал Христос. В этих словах лучше всего выражается следующая внутренняя логика: от человеческих ценностей как атрибутных свойств через истину к свободе. Все человеческие ценности составляют относительно устойчивую систему развития социально значимых качеств и черт, которые характеризуют индивида как равноправного члена того или иного общества или группы людей. Иными словами, для становления личности и проявления ею атрибутных личностных качеств существенное значение имеет социум. Если качества темперамента или иные черты характера могут проявляться в жизни вне зависимости от социального окружения (такие, например, как интеллектуальность, эмоциональность, чистоплотность и т.п.), то свойства личности не смогут реализоваться вне активного общения и взаимодействия человека с другими людьми или общественными образованиями.

Люди живут в конкретном обществе, но каждый индивид при этом имеет  и свою собственную нишу в жизни, он обособляется в относительно самостоятельную  ипостась, заключающую в себе самобытный внутренний мир. Однако отметим, что человек приобретает самодостаточность прежде всего благодаря той роли, которую ему приходится выполнять в обществе. Сущность человеческой личности составляет не только ее природная самобытность, но и способность к адаптации в ситуациях радикальных жизненных перемен. Определяя цели и смысл жизни, позицию в сфере общественных отношений, личность выступает как некая регулятивная система в обществе.

За качеством самобытности индивида зорко следит сама природа. Она «бережет»  в каждом человеке не только его родовую сущность, но и нечто сугубо индивидуальное, уникальное, особенное в нем, «хранимое» в его генотипе. Русский философ Н.А. Бердяев справедливо заметил, что «...личность человеческая более таинственна, чем мир», ее тайна «никому не известна до конца».

Совершенно очевидно, что индивида «делают» личностью его социально-психологические  свойства: разум, воля, темперамент, социальное положение и связанные с ним  ориентиры, ценностные пристрастия  и морально-этические установки. Можно утверждать, что личностью человеческий индивид способен стать только тогда, когда научится управлять собой (своими эмоциями, умом, телом, поведением), а также властвовать над собственными пристрастиями и влечениями. Личность не задается естественной природой. Она формируется в историческом движении человеческой цивилизации.

Немаловажным параметром личности считается ориентация ее потребностей, интересов и целей на общественные нужды. Выделяют, как правило, два  типа личностных ориентировок: коллективизм и индивидуализм. Под индивидуализмом понимается приоритет целей и потребностей самого индивида над интересами основных групп общества. При коллективистской модели интересы и запросы личности ориентированы исключительно на общественные потребности и нужды. В процессе перманентной социализации, или, иначе говоря, культурного роста, индивид самостоятельно овладевает философией жизни, ранжирует общественные ценности и некоторые из них «делает» своими. В зависимости от морально-нравственных позиций и устремлений он решает наиболее сложный вопрос, касающийся его существования в обществе - вопрос о смысле жизни. Все это позволяет каждому человеку творчески проявлять себя в соответствии со своими природными задатками и индивидуальными способностями.

Исходным понятием, с рассмотрения которого обычно и начинается философское осмысление человека как личности, является понятие «индивид». Это самая простая, но весьма абстрактная характеристика человека. Индивида можно представить как неделимую частицу целостного человечества. Это некий «биосоциальный атом», единичный представитель рода человеческого, с индивидуальным набором морфофизиологических особенностей организма, а также определенных социальных ролей. Гораздо более содержательной является другая характеристика человека - его индивидуальность. Она предполагает наличие уникальных, неповторимых свойств и качеств, диалектически объединяет единичное, особенное и общечеловеческое в личности. Причем индивидуальность тем значительнее, чем шире и оригинальнее в ней представлена всеобщность.

Индивидуальность личности состоит в том, что каждый человек представлен самобытным миром внутреннего бытия, включенным в социально-психическую структуру личности и постоянно хранящим относительную самостоятельность. Из этого следует, что индивидуальность составляет важнейшее качество личности. Все предметы и явления в системе Мироздания всегда конкретизируются в сугубо индивидуальном проявлении. Но человеческая индивидуальность качественно отличается от естественной индивидуальности любой вещи или даже духовного явления. Если об индивиде можно говорить только то, что он «есть» на этом свете, то индивидуальность всегда характеризуется как некая уникальная самость, своеобразно проявляющаяся в жизнедеятельности индивида. Личность же - это всегда целостный человек, его социотелесная индивидуальность, развившаяся в результате творческой, активной социально-исторической и культурно-созидательной деятельности, в процессе коллективного труда, общения с другими людьми.

Личность как философская  категория, конечно, является абстракцией, которая объективно конкретизируется в реальных человеческих индивидах. Индивид же со всеми своими природными качествами, свойствами психики, особенностями строения тела является единичным представителем рода человеческого, неким «индивидуальным общественным существом» (Маркс). Отсюда можно сделать вывод, что личность есть индивидуализированный способ социально-культурного бытия человека. И чем более самобытно отражено в отдельном человеке социальное бытие, тем значительнее масштабность его личности. Каждое конкретное общество всегда заинтересовано в как можно большей представленности исторического типа личности.

Американский психолог и философ Э. Фромм справедливо  заметил, что капитализм «рождает»  тип личности с рыночной ориентацией, «для которой свойственно глубинное  отношение к себе и другим людям  как к товару, ценность которого определяется меновой стоимостью». «Чиновники и коммерсанты, администраторы и врачи, ученые, юристы и артисты, - писал он, - все выходят на рынок... Принцип оценки одинаков и для рынка товаров, и для рынка личностей». Для достижения успеха в обществе и индивидуального благополучия личность в буржуазном обществе «должна иметь спрос». Соответственно, в стремлении выгодно себя продать она вынуждена выстраиваться как товар, но должна стараться сохранять в себе неповторимую индивидуальность, внося свою лепту в общественное развитие.

Личность, будучи выразителем социальных интересов и потребностей, в общественных связях и отношениях предстает как человеческая индивидуальность. Последняя, как мы уже говорили выше, свидетельствует о развитости в индивиде специфических черт, свойственных только ему и никому больше. Индивидуальность несет в себе идеальный ценностный смысл своего бытия в природе и обществе. Привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что она не «растворяется» в общественном многообразии. При этом речь идет не только о наличии врожденных свойств и качеств. Индивидуальность формируется в активном и целенаправленном противоборстве с укоренившимися в обществе моральными нормами, национальными традициями, социальными установками, что говорит о ее вере в собственные силы и предполагает ответственность за все свои действия. Истинное величие индивидуальности состоит не столько в ее уникальности, сколько в том, что она открывает людям новый мир ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблематика личностного роста и ее изучение в теории развития личности.

Существующая практика подготовки преподавателей военно-учебных  заведений внутренних войск МВД  России характеризуется рядом особенностей, сложившихся в рамках административно-догматической  образовательной парадигмы, которые  негативно влияют на эффективное решение задач повышения уровня профессионализма у преподавателей.

К наиболее сущностным особенностям исследователи (Сластенин В.А. и другие) обычно относят:

1. Относительную закрытость  системы военного профессионального  образования, ее искусственную изолированность от активного влияния общественных организаций социокультурной направленности;

2. Отсутствие личностно ориентированного подхода к преподавателям со стороны руководства кафедр и управления военно-учебных заведений.

Интеграция военного образования в систему общего образования, организация процесса развития личности преподавателя военно-учебного заведения на основе личностно – ориентированного подхода позволит более эффективно проводить подготовку кадровых офицеров для внутренних войск МВД России.

Пересматривая данные требования применительно к настоящему времени, можно предположить, что имеет  место недостаточная разработанность  условий, факторов, законов, влияющих на формирование психологической детерминанты личностного роста преподавателя  военно-учебных заведений внутренних войск МВД России.

Анализ научных источников показывает, что к настоящему времени  не предпринималось специальных  научных исследований проблемы личностного  роста преподавателей военно-образовательных  учреждений.

Анализируя исследования в области военной педагогики и психологии, проведенные видным ученым А.В.Барабанщиковым можно констатировать, что в рамках исследования профессиональной культуры офицера преподавателя была определена сложная структура ее компонентов, что можно интерпретировать как основу профессионального развития.

Развивая данные положения  можно утверждать, что личностный рост (развитие личности) офицеров преподавателей взаимодополняет профессиональное развитие преподавателя военно-учебного заведения внутренних войск МВД России, так как профессионально важные качества, компетенции, направленность заложены в основу профессионального развития (Л.М.Митина), являющегося одним из  компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения и должны исследоваться с позиции выявленных противоречий в существующей практике военных образовательных учреждений. Главное противоречие (личностно-профессиональное) заключается между потребностью в квалифицированных, обладающих высокой компетентностью и способных к личностному росту преподавателях и несоответствия данным требованиям настоящей военно-образовательной системы. Другое же противоречие (профессиональное) заключено в необходимости перехода к знаниевой парадигме от сложившейся административно догматической образовательной парадигмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сущность и характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения

3.1. Сущность личностного роста преподавателя военно-учебного заведения

Личностный рост преподавателя  военно-учебного заведения должен быть стержнем общего прогрессивного развития личности преподавателя военно-учебного заведения в процессе ее деятельности на основе гуманистического и общенаучного подхода (Л.С.Выготский).

По мнению К.А. Абульхановой  «У человека всегда должна быть возможность осознавать себя личностью, перспектива стать лучше…». Следовательно, мотивированная потребность личностного роста преподавателя военно-учебного заведения должна обуславливаться необходимостью овладения технологиями личностного роста, повышению профессионализма и социальной активности, способной эффективно вывести преподавателя военно-учебного заведения на новый уровень всестороннего развития, ведения активной профессиональной деятельности.

Необходимо опираясь на взаимосвязь психологии и педагогики в системе высшего военно-профессионального образования теоретически разработать и экспериментально проверить модель личностного роста преподавателя военно-образовательного заведения внутренних войск МВД России.

В сущности личностного роста необходимо рассматривать само понятие личностного роста, личности преподавателя3 и процесс личностного роста преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск МВД России, ориентированный на обучение и воспитание офицеров для внутренних войск МВД России, а также условия и факторы процесса личностного роста преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск МВД РФ.

Наиболее сущностные условия личностного развития преподавателя  военно-образовательного учреждения:

1. Прогрессивное развитие личности преподавателя должно происходить в процессе ее деятельности на основе гуманистического и общенаучного подхода происходит на основе самоактуализации, потребности овладения технологиями личностного роста, развития и совершенствования профессионально важных качеств и социальной активности  (А.К.Маркова, И.Ф.Исаев, Э.Ф.Зеер).

2. Преподаватель как личность и человек:

- решает противоречия обстоятельств (факторов и условий) своей военно-профессиональной деятельности, жизни общества и возможностей, способностей, которыми он потенциально обладает и движется вверх к человеческому, этическому, социальному, психологическому совершенству,

Информация о работе Психолого-философские основы формирования личностного роста преподавателя военно-учебного заведения