Конверсия военного производства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Военная политика Российской Федерации переживает самые сложные этапы развития. Формирование военной политики осуществляется в сложных условиях военной реформы.
Военная политика тесно связана с конверсией военного производства. Сложная обстановка в стране, высокие издержки военного производства порождают проблему конверсии, которая вызывает неоднозначное отношение к ней в современном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………................................4
Глава 1. Конверсия военного производства в России
1.1 Цели и принципы проведения конверсии военного производства в современной России…………………………...................................................6
1.2 Правовое регулирование и финансирование конверсии военного производства в современной России………………………………………………………………………………10 Глава 2. Конверсия военного производства в современной России в контексте модернизации российской экономики
2.1 Проблемы конверсии военного производства в России................................17
2.2 Пути развития конверсии военного производства в России в контексте модернизации российской экономики……………………………………..…......20
Заключение………………………………………………………………................34
Список использованной литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 79.83 Кб (Скачать файл)
    • разрабатывают предложения по вопросам государственной политики в области проведения конверсии;
    • осуществляют реализацию государственной политики в области проведения конверсии;
    • участвуют на основании решения Правительства Российской Федерации в разработке и реализации федеральной целевой программы конверсии и федеральных целевых программ в смежных областях;
    • разрабатывают совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями предложения о государственной поддержке конверсии и вносят их в Правительство Российской Федерации;
    • организуют выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и проектных работ гражданского назначения, в том числе работ по разработке технологий двойного применения, внедрению военных технологий в производство продукции (работ, услуг) гражданского назначения, созданию производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения на основе высвобождающихся производственных мощностей;
    • разрабатывают мероприятия по наиболее эффективному использованию при проведении конверсии высвобождаемых производственных мощностей, научно - технического потенциала и трудовых ресурсов организаций оборонной промышленности и координируют выполнение таких мероприятий;
    • совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями участвуют в разработке и реализации мер по содействию конверсируемым организациям в привлечении инвестиций, в том числе иностранных;
    • обеспечивают предоставление конверсируемым организациям компенсаций и осуществление мер социальной защиты их работников;
    • осуществляют иные возложенные на них федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации функции.

Финансирование конверсии  осуществляется за счет:

    • средств федерального бюджета;
    • кредитов и займов, привлекаемых под государственные гарантии;
    • средств, предоставляемых международными валютно-кредитными организациями;
    • средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, направляемых на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления на финансирование конверсии;
    • целевых фондов денежных средств, аккумулируемых организациями на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ гражданского назначения;
    • собственных и заемных средств конверсируемых организаций; 
    • средств российских и иностранных инвесторов, в том числе средств долевого участия организаций заказчиков продукции гражданского назначения, а также средств иных внебюджетных источников.

 В предусмотренных  федеральным бюджетом расходах  на финансирование федеральной  целевой программы конверсии  отдельно выделяются расходы  на:

    • проведение конверсируемыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ гражданского назначения, в том числе работ по разработке технологий двойного применения, внедрению военных технологий в производство продукции гражданского назначения, созданию производства продукции гражданского назначения на основе высвобождающихся производственных мощностей;
    • предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе на финансирование инвестиционных программ конверсии;
    • предоставление компенсаций конверсируемым организациям и социальных выплат их работникам.

Объем указанных расходов должен соответствовать требованиям  экономической безопасности Российской Федерации.

 Средства федерального  бюджета на возвратной и платной  основе предоставляются конверсируемым  организациям на финансирование  инвестиционных программ конверсии  организаций по итогам конкурсного  отбора указанных инвестиционных  программ в порядке и на  условиях, которые определяются  Правительством Российской Федерации,  и перечисляются на специальные  банковские счета конверсируемых  организаций.

В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, российским организациям могут предоставляться связанные  бюджетные ссуды на финансирование целевых закупок у конверсируемых организаций производимой ими продукции (работ, услуг) гражданского назначения.

 Конверсируемым организациям в форме хозяйственных обществ в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, могут предоставляться средства федерального бюджета на финансирование расходов на осуществление инвестиционных программ конверсии на условиях участия Российской Федерации в уставном капитале конверсируемых организаций посредством приобретения в федеральную собственность по номинальной стоимости пакета акций (долей в уставном капитале) на сумму предоставленных средств с последующей продажей таких акций (долей в уставном капитале) на аукционах в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

 Государственная поддержка  инвестиционных программ конверсии  может осуществляться посредством  предоставления конверсируемым  организациям на конкурсной основе  Правительством Российской Федерации  государственных гарантий под  заемные средства (в виде кредитов  и облигационных займов), привлекаемые  для инвестирования в такие  программы.

 Средства федерального  бюджета на проведение научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и проектных  работ гражданского назначения, в том числе работ по разработке  технологий двойного применения, внедрению военных технологий  в производство продукции гражданского  назначения, созданию производства  продукции гражданского назначения  на основе высвобождающихся производственных  мощностей, предоставляются конверсируемым  организациям на конкурсной основе.

В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, конверсируемым организациям может быть разрешено направлять часть указанных в настоящем пункте средств на финансирование работ по освоению и подготовке производства новой продукции (работ, услуг) гражданского назначения, в том числе работ по модернизации оборудования для внедрения технологий двойного применения6.

Таким образом, главной целью конверсии военного производства в России является перевооружение промышленности  для производства высокотехнологической и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции (работ, услуг). Принципы проведения конверсии способствуют сохранности обороноспособности и безопасности Российской Федерации, рациональному использованию природных ресурсов и защите окружающей среды, а также созданию и широкому использованию комплексных методов организации конверсии и управления конверсией. Основаниями для проведения конверсии являются решение Президента Российской Федерации, решение Правительства Российской Федерации.

По своему содержанию государственное регулирование конверсии военного производства представляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию и стимулирование военно-экономической деятельности производителей военной продукции с целью наиболее полного удовлетворения военно-экономических потребностей страны в мирное время и в условиях войны. В современных условиях роль государственного регулирования конверсии военного производства остается ведущей, но должна быть более динамичной, гибкой и квалифицированной. России предстоит пройти свой путь поисков наиболее оптимальных форм.

 

 

 

 

Глава 2. Конверсия  военного производства в России в  контексте модернизации ее экономики

2.1 Проблемы конверсии военного производства в России

Бытует мнение, что все  проблемы в нынешнем ВПК вызваны  конверсией, хотя, на самом деле, именно ее отсутствие, как выясняется, создает  многие проблемы в обществе. Грамотный  же переход к гражданскому производству открывал бы новые возможности при  решении экономических и социальных проблем.

Сегодня в России уже нет  оборонно-промышленного комплекса  в полном значении этого слова, а  есть набор заводов и КБ, которые  могут самостоятельно выпускать, по некоторым данным, только 17% военных  изделий. Что касается гражданских  изделий, то ОПК зависит от поставок из других стран СНГ зачастую на 100%.

Как заявил ответственный  в настоящее время в правительстве  РФ за ОПК Д.О. Рогозин, «произошло то, что должно было произойти в условиях разрушения государства – СССР –  и появления власти, которая вела компрадорскую предательскую линию  по отношению к национальным интересам»7.

По его компетентным оценкам, уцелели в основном предприятия, изготавливающие элементы СЯС, а  также экспортно ориентированные  предприятия. Многие предприятия закрылись  или перестали быть оборонными, перейдя  на производство гражданской продукции  – но не в конверсионном, плановом ключе, а от прекращения бюджетного финансирования и под ударами  стихийного рынка.

 В 2009-2011 гг. объем военной  продукции в ОПК вырос почти  в 1,5 раза.

Сегодня в ОПК – 1300 организаций  в 64 субъектах РФ; 2 млн. работников. Более 60% всей продукции выпускают  интегрированные структуры, в которых  сконцентрирован основной научно-промышленный потенциал. Государство контролирует около 70% организаций ОПК. Доля военной  продукции в общем объеме производства ОПК – около двух третей, из нее почти треть идет на экспорт по линии военно-технического сотрудничества8.

Мировой опыт показывает, что  оптимальным темпом сокращения конверсии военного производства является снижение объемов государственных военных заказов на 5 - 7 % в год. Это считается предельной величиной, при которой могут быть успешно преодолены возникающие в военном производстве и в общей экономике страны временные трудности.

Серьезные недостатки и неудачи  в конверсии военного производства в конце прошлого и начале нынешнего  столетия в отдельных странах  в значительной степени были вызваны  тем, что они происходили без  тесной увязки с проблемами их национальной и военно-экономической безопасности, экономического обеспечения обороны. Отсутствие четко сформулированной военной доктрины, предварительного решения принципиального вопроса  о том, каким должен быть военный  сектор национального хозяйства  в среднесрочной и дальнесрочной  перспективе не позволяли этим государствам выработать стройную концепцию конверсии  их военного производства.

Опыт передовых в деле конверсии военного производства стран  позволяет утверждать, что преобразование «конверсируемых» предприятий должно непосредственно учитывать две стороны.

С одной стороны, оно должно быть связано с представлениями  об облике вооруженных сил (их структуре, размерах и т.д.), требованиями к количественным и качественным характеристикам  вооружения и военной техники, с  долгосрочной программой их производства (то есть с положениями, указанными в военной доктрине государства).

А с другой - с возможностями  предприятий военно-промышленного  комплекса по обеспечению своевременного изготовления военной продукции.

Таким образом, системообразующее  значение для правильного планирования и организации работы в области  конверсии военного производства имеют военная доктрина и требование по сохранению и развитию мобилизационных возможностей экономики страны9.

Конверсия сопровождается материальными  и моральными издержками, порождает  много проблем в области занятости  и структуры экономики.

 Проблема конверсии военного производства в современной России включает в себя целый ряд других сложных вопросов, основными из которых являются:

    • достаточность производства вооружения и военной техники;
    • оптимальность размещения производительных сил и организации производства;
    • обеспечение занятости и социальной защищенности населения, а также экономическое обеспечение обороны.

      Конфликтная  ситуация в государствах осложняется.  Наблюдается рост вооружений, повышается  угроза безопасности. Требуются  решительные меры по восстановлению  контроля над вооружениями и  изъятию у населения оружия. Безопасности России отнюдь не способствует провозглашенная «прозрачность границ». Сегодня эта открытость не только служит каналом для хищения и вывоза из России национальных богатств, но и позволяет беспрепятственно циркулировать оружию, особенно из районов боевых действий, и подрывать безопасность в обширных районах России.

     Всеобъемлющий  контроль и соблюдение соглашений  по ограничению вооружений помогут  избежать нового витка гонки вооружений10.

Проблему размещения производственных сил описал А. Вебер. Он  пришел к выводу о действии в пространственной закономерности размещения промышленности так называемой «теории штандартов», суть которой заключается в том, что промышленные предприятия размещаются, исходя из стремления к минимизации затрат на транспорт и оплату труда, а также агломерирования, т. е. сосредоточения в определенных пунктах в целях экономии средств за счет совместного использования объектов производственной и социальной инфраструктуры11.

Информация о работе Конверсия военного производства в России