Судебная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 20:09, реферат

Краткое описание

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ 6
1.1. Конституционный суд РФ 7
1.2. Верховный суд РФ 9
1.3 Арбитражный суд РФ 10
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ 13
ГЛАВА 3. СИСТЕМА И СТРУКТУРА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Вложенные файлы: 1 файл

СУДЕБНАЯ СИСТЕМАdocx.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В  Г. ТАГАНРОГЕ

(ТТИ Южного федерального университета)

 

Факультет управления в социальных и экономических системах

Кафедра государственного и  муниципального права и управления

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

на тему: СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  выполнила: ст. гр. М-89

                                                                тАРАСЕНКО О.В.

                                                     проверила:

                                                               РАКИТИНА М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог 2011 г.

 

 

-

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                    3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ                              6

1.1. Конституционный суд РФ                                                                                                     7

1.2. Верховный суд РФ                                                                                                                 9

1.3 Арбитражный   суд  РФ                                                                                                                                                                         10

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ                                       13

ГЛАВА 3. СИСТЕМА И СТРУКТУРА  СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ                            15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                            24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                    27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Суд среди других органов  государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца  и ответчика, только суд может  признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права  граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает  материалы о некоторых видах  административный правонарушений. Никакой  другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

В Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в четком выделении самостоятельной главы  «Судебная власть» (глава7), наряду с главами «Президент Российской Федерации» (глава4), «Федеральное Собрание» (глава 5), «Правительство Российской Федерации» (глава 6).

Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию  на свои функции и не может выполнять  функции других властей.

Конституция РФ (ст. 118) и ныне действующий закон о судоустройстве (ст. 1) предусматривают, что отправление  правосудия является особым видом государственной  деятельности, самостоятельной государственной  функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы – суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в России нет  и не должно быть никаких иных, кроме  судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право  рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела.

Как определено в Конституции  РФ и Федеральном конституционном  Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном  законом порядке к осуществлению  правосудия присяжных» народных и арбитражных  заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных  Конституцией РФ и Федеральным конституционным  Законом о судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной  и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система —  совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных  между собой отношениями по осуществлению правосудия. Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации.

 Каждое из звеньев  судебной системы представляет  собой совокупность судов одинаковой  компетенции. Судебная система  РФ устанавливается Конституцией  РФ и Федеральным конституционным  Законом «О судебной системе  Российской Федерации» с учетом в необходимых случаях федерального и административно-территориального устройства страны.

Единство судебной системы  Российской Федерации обеспечивается путем:

— установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных  федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов  Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления  единства статуса судей;

— финансирования федеральных  судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных судов  составляют:

1) Конституционный Суд  Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом  РФ;

3) Арбитражные суды во  главе с Высшим Арбитражным  Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов  Российской Федерации.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих  судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. с последующими измене-ниями и дополнениями в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей. юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Федеральный конституционный  закон допускает создание спе-циализированных  федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые  и др.), но только путем внесения изменений  и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при  каких, даже самых экстремальных  условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться  на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной  судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

1.1. Конституционный суд РФ

Конституционный суд РФ –  специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный  характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции  РФ. Возникновение специализированных органов конституционного контроля можно отнести к началу 20-х  годов нынешнего столетия. Именно в 192О году первый конституционный  суд был создан в Австрии. В  связи с этим при определении  такой модели правовой охраны конституции  используются термины: «западноевропейская», «европейская», «австрийская». Следует  заметить, что второй, наиболее распространенной, моделью в данной сфере является «американская». Главный ее признак  – выполнение основной функции по обеспечению конституционного контроля судами общей юрисдикции.

В СССР долгие годы функционировала  принципиально иная система. Основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной  власти: на уровне Союза ССР - Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик - Президиумам Верховных Советов  республик. Данная система на практике показала свою несостоятельность.

В мае 199О г. в СССР начал  действовать Комитет конституционного надзора СССР. По более новаторском, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г. в ней создается Конституционный  Суд. Основные вопросы его организации  и деятельности были урегулированы  в Законе РСФСР от 6 мая 1991г. «О Конституционном  Суде РСФСР». Принятая в декабре 1993г. новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию  и т.д. Она более подробно, по сравнению  с прежней, закрепила организацию  и деятельность данного органа. Летом 1994г. был принят, в замен старому  Закону «О Конституционном Суде РСФСР», новый Федеральный конституционный  закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», подробно и всесторонне  урегулировавший его организацию  и деятельность. Четко определен  статус Конституционного Суда как составной  части судебной власти, как специализированного  органа конституционного контроля. Статья 1 нового Закона гласит: «Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».

 Частью первой статьи 125 Конституции определен численный  состав Конституционного Суда  РФ. Он равен 19. Новая Конституция  называет членов Конституционного  Суда судьями. Они назначаются  на должность Светом федерации  по представлению Президента  РФ. Каждый судья назначается  на должность в индивидуальном  порядке путем тайного голосования. 

Информация о работе Судебная система РФ