Экономическое содержание доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период.

Содержание

1. Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами 3
2. Дискуссионные вопросы сущности и функций доходов бюджета 16
3.Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства 29
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое содерж дох бюдж (готова).doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

По мнению П. И. Вахрина, государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции: распределительная (перераспределительная) и контрольная4.

В учебнике «Бюджетная система Российской Федерации» под ред. проф. О.В. Врублевской и проф. М.В. Романовского раскрывается содержание трех функций бюджета, которые присущи ему как финансовой категории:

- образования бюджетного фонда (бюджетные доходы);

- использования бюджетного фонда (бюджетные расходы);

- контроля.

Первую функцию  выполняют бюджетные доходы, которые призваны обеспечить органы власти и местного самоуправления устойчивой финансовой базой. Бюджетный фонд формируется за счет поступлений от юридических и физических лиц, полученных в результате первичного распределения стоимости ВВП: оплаты труда работников реального сектора экономики, доходов индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, других категорий самозанятых граждан, прибыли коммерческих организаций, прибыли от предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Используя различные виды доходов — налоговые и неналоговые, государство регулирует социально-экономические процессы, влияя на совокупное потребление, на структуру накоплений субъектов хозяйствования, на инвестиционно-инновационную деятельность. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики. Увеличение налоговой нагрузки способствует повышению бюджетных доходов в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития, что ведет к снижению поступлений в бюджет. И, наоборот, снижение налоговой нагрузки уменьшает фискальный эффект налогов на первых порах, но стимулирует развитие экономики. В долгосрочном периоде за счет роста деловой активности доходы государства возрастают.

Вторую функцию  бюджета — использование бюджетного фонда — осуществляют бюджетные расходы, основное назначение которых заключается в обеспечении выполнения субъектами публичной власти возложенных на них функций. Расходы бюджета активно воздействуют на общественное воспроизводство через финансирование инвестиций и инноваций, размещение государственных и муниципальных заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, бюджетное субсидирование и бюджетное кредитование организаций, финансирование производства общественных благ. Расходы бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами, что проявляется в их взаимном влиянии друг на друга, а также в количественном соответствии.

В настоящее время  в Российской Федерации основная проблема формирования федерального бюджета  связана с вопросом о степени  его соответствия потребностям развития российской экономики и общества. Может ли современный федеральный бюджет с его сложившейся структурой доходной и расходной частей и действующая система бюджетного перераспределения способствовать достижению основных стратегических целей государственной политики, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.? Этими целями являются:

- достижение уровня  экономического и социального  развития, соответствующего статусу  России как ведущей мировой  державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан;

- переход российской  экономики от экспортно-сырьевого  к инновационному социально ориентированному типу развития;

- поддержание макроэкономической  стабильности и предсказуемости  изменения основных макроэкономических  параметров, последовательное снижение  уровня инфляции;

- развитие человеческого  потенциала;

- достижение социального  согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства;

- снижение регионального  неравенства. 

В данной концепции Правительство  РФ отмечает, что в долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы. Однако проблема соответствия бюджетного перераспределения заявленным целям остается актуальной.

Осознавая невозможность  в дальнейшем ежегодно наращивать государственные  расходы в условиях посткризисного развития и стремясь обеспечить финансовую устойчивость бюджетной системы  в среднесрочном периоде, правительство РФ еще при планировании федерального бюджета на 2010-2012 гг. провозгласило курс на сокращение расходных обязательств как доли ВВП при одновременном повышении их эффективности. Выполнение государством ранее взятых на себя обязательств в полном объеме привело бы к сохранению размера дефицита на уровне 6-7% ВВП в ближайшие два-три года. Сокращение бюджетного дефицита не требовало частичного отказа от уже принятых решений и обязательств.

Заметим, что, согласно прогнозу Минфина России, в 2013 г. при сопоставимом объеме реального ВВП доходы федерального бюджета будут на 5,6 п. п. ВВП ниже, чем в 2008 г.

Основными источниками  доходов федерального бюджета в  ближайшие три года останутся  налоговые поступления, обеспечивающие порядка 55% всех доходов бюджета. При этом ожидается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в пользу ненефтегазовых вследствие более низких темпов роста цен на нефть марки «Urals» и налогооблагаемых объемов экспорта по сравнению с динамикой ВВП и укреплением рубля.

Кроме того, прогнозируется рост доходов за счет установления задания по дивидендам на акции акционерных обществ, находящиеся в федеральной собственности, и части прибыли ФГУП. Для покрытия дефицита бюджета планируется активно использовать доходы от приватизации. Средства Резервного фонда будут использовать на финансирование дефицита только в 2011 г. в размере 284,3 млрд. руб., в результате он будет полностью исчерпан к 2012 г. Средства Фонда национального благосостояния планируется использовать в объеме, равном софинансированию пенсионных накоплений граждан, что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда для обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы.

Для бюджета характерным является то, что виды доходов, как правило, не закреплены за конкретными видами бюджетных расходов, что позволяет маневрировать финансовыми ресурсами, сосредоточивая их на приоритетных направлениях. Изложенные выше теоретические вопросы содержания бюджета позволили определить его место в системе финансов страны.

Рис. 1. Бюджет в системе финансов2

 

Итак, государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые являются доходами бюджетов.

2Иванова О.Б. Рукина С.Н. Денисова И.П. Государственные и муниципальные финансы.-Ростов-н/Д: Феникс,2008.-С.128

 

2. Дискуссионные вопросы  сущности и функций доходов бюджета

Термин «доходы  бюджета» используется в нескольких значениях.

1. В первую  очередь доходы бюджета рассматриваются  как денежные (бюджетные) средства, т.е. как материальная категория. На это прямо указывается в легальном понятии доходов. В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета - это денежные средства.

Этот аспект доходов бюджета имеет в виду законодатель в большинстве норм материально-правовой части БК РФ. Например, доходы бюджета рассматриваются как денежные средства в тех случаях, когда говорится об их зачислении на счета органов Федерального казначейства.

Доходы бюджета - это не просто бюджетные средства, а бюджетные средства, которые  имеют определенную направленность, вектор движения. В какой-то мере это  обстоятельство учитывает легальное  определение доходов бюджета, согласно которому доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства.

Однако характеристика доходов бюджета как денежных средств, поступающих в бюджет, требует  определенного уточнения. Дело в  том, что в процессе формирования доходов бюджета имеет место и обратный поток. Речь идет о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных доходов, а также средств, ошибочно зачисленных в доходы бюджета. Внешне возврат доходов имеет сходство с расходованием бюджетных средств. Но включение данных сумм в состав расходов бюджета не соответствовало бы их предназначению, искажало бы бюджетные показатели. В связи с этим денежные средства, возвращаемые из бюджета их плательщикам, также включаются в понятие доходов.

В результате под доходами бюджета следует понимать денежные средства, поступающие в бюджет, а также денежные средства, возвращаемые из бюджета их плательщикам. Данная особенность понимания доходов бюджета свидетельствует о том, что понятие доходов бюджета используется для характеристики объектов всех отношений, связанных с взаимодействием бюджетного права и раздела государственных и муниципальных доходов.

Следует отметить, что помимо доходов бюджета существует еще одна группа денежных средств, являющихся источником пополнения бюджета. Речь идет о государственных и муниципальных заимствованиях.

2. Можно выделить  понимание доходов бюджета в  экономическом смысле. В данном  случае они представляют собой  экономические отношения, связанные  с формированием финансовых ресурсов  соответствующего бюджета на безвозвратной основе.

В литературе имеется понятие доходов бюджетов, в соответствии с которыми они  понимаются как «часть финансовых ресурсов государства в виде строго определенных нормами бюджетного права экономических отношений по поводу поступления денежных средств в бюджет государства (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей».

Из указанного определения видно, что доходы рассматриваются  как финансовые ресурсы, при этом одновременно делается акцент на их экономическом содержании.

3. В учебнике «Бюджетная система России» под ред. Г. Б. Поляка дается следующее определение: «Доходы бюджета — это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления».

Доходы федерального бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в распоряжение федерального центра в безвозмездном и безвозвратном порядке. В соответствии с общепринятым правилом, доходы подразделяют на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления, а структурно - на группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элементы доходов, предусмотренные бюджетной классификацией.

Налоговые доходы администрируются Федеральной налоговой службой (ФНС  России) и зачисляются в федеральный  бюджет по установленным ставкам  от федеральных налогов и сборов. Некоторые из них за счет изменения  нормативов отчислений и перераспределения доходов могут выступать в качестве регулирующих. При этом определенная часть сумм из налоговых поступлений направляется в нижестоящие бюджеты.

К налоговым  поступлениям относятся предусмотренные  Налоговым кодексом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоговые доходы играют решающую роль в формировании доходной базы бюджета расширенного правительства РФ: на их долю в 2009 г. приходилось 69,5%, в 2010 г. – 52,0%, в 2011 г. – 46,3%.

В 2011г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 11042,5 млрд. руб., что на 2763,3 млрд. руб. (33,3%) больше предыдущего года. Рост доходов обеспечен увеличением поступлений по всем основным источникам. Решающую роль сыграли неналоговые доходы, которые выросли на 1132,4 млрд. руб. (28,9%) и составили 5043,4 млрд. руб. Доходы от внешнеэкономической деятельности увеличились с 3227,7 млрд. руб. в 2010 г. до 4442,1 млрд. руб. в 2011 г. (на 37,6%). Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами возросли на 592,4 млрд. руб. (42,0%) и составили 2000,7 млрд. руб. В основном по всем доходам отмечен рост, кроме административных платежей и сборов и задолженности и перерасчёты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам.

 

Таблица 2

Поступления в  консолидированный бюджет Российской Федерации

отдельных налогов, сборов и платежей3

 

Показатель

2010 г., 
млрд. руб.

2011 г., 
млрд. руб.

Прирост, 
млрд. руб.

Темп  
роста, %

Доходы

8 279,2

11 042,5

2 763,3

133,3

Из них:

       

налог на прибыль, доход

255,0

338,8

83,8

152,4

налог на добавленную  стоимость:

       

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 442,6

1 956,4

513,8

135,6

на товары, ввозимые на территорию РФ

1 199,5

1559,7

360,2

130,0

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 408,3

2 000,7

592,4

142,1

государственная пошлина

63,1

64,9

1.8

102,8

доходы  от внешнеэкономической  деятельности

3 227,7

4 442,1

1 214,4

137,6

доходы от использование  имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

427,8

370,6

-57,2

-13,4

платежи при  пользовании природными ресурсами

53,2

87,1

33,9

163,7

доходы от оказания платных услуг(работ) и компенсации  затрат государства

75,5

88,6

13,1

117,3

доходы от продажи  материальных нематериальных активов

44,8

70,3

25,5

156,9

административные  платежи и сборы

10,2

9,7

-0,5

-5

штрафы, санкции, возмещение ущерба

14,7

19,5

4,8

132,6

прочие неналоговые  доходы

23,1

33,1

10,0

143,3

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета