Экономическое содержание бюджета и бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:39, доклад

Краткое описание

Распределительный процесс осуществляется, как известно, в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно, финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет Республики Казахстан.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

функциональная  группа – группа платежей из бюджета, направляемых с целью выполнения общегосударственных задач;

чистое кредитование – разница между общей суммой выданных и погашенных кредитов;

городской (районный) бюджет – денежный фонд, предназначенный  для осуществления исполнительными  органами города (района), за исключением городов районного назначения и районов в городах, своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством;

бюджет области – свод областного, городских и районных бюджетов, без учета взаимопогашающих операций между ними;

бюджетная заявка – финансовое обоснование программ, представляемая их администраторами по форме, установленной Министерством финансов Республики Казахстан;

государственное учреждение – администратор программ – центральные исполнительные органы и Акимы областей и городов Астаны и Алматы, ответственные за финансовое обоснование республиканских и местных программ при составлении бюджетов;

республиканские программы – программы, имеющие общегосударственное значение, разрабатываемые Правительством Республики Казахстан и финансируемые из республиканского или местных бюджетов;

местные программы – программы, разрабатываемые Акимами областей (городов Астаны и Алматы) и утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов;

областной бюджет (бюджет городов Астаны и Алматы) – централизованный денежный фонд области (города), предназначенный для осуществления областными (городскими) исполнительными органами своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, устанавливаемых законодательством;

программа государственных  инвестиций – утверждаемая Правительством программа инвестирования государственных и (или) привлекаемых государством, в том числе под государственные гарантии, средства по приоритетным секторам экономики;

утвержденный бюджет – бюджет на предстоящий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными органами с учетом изменений, внесенных в ходе его исполнения.

Статья 2. Основа для формирования бюджета

Бюджет формируется на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, учитывая  Республики Казахстан, учитывая параметры принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующий год.

Статья 3. Основные положения в управлении финансовыми ресурсами государства

В государственном бюджете находят  отражение:

взаимодействие экономических  и финансовых целей государства;                                            

взаимодействие бюджетов разных уровней и взаимодействие бюджетов с различными секторами  экономики;

совершенствование налогово-фискальных инструментов; 

структура и размер поступлений  доходов в бюджеты и расходов из бюджетов;

размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;

сбалансированность местных  бюджетов;

оценка состояния и  динамики государственного долга с  учетом его погашения и влияния  на финансовые операции государства.

 

ГЛАВА II. БЮДЖЕТНАЯ  СИСТЕМА

Статья 4. Бюджетная система

  1. Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и правовых нормах, а также процесс их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля.
  2. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты ( включая бюджеты специальных экономических зон).
  3. Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты – решениями соответствующих местных представительных органов. Бюджеты фондов экономического и социального развития специальных экономических зон на финансовых год утверждаются в соответствии с законодательством об этих фондах.
  4. Формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляются в национальной валюте.

Статья 5. Принципы бюджетного устройства

Бюджетное устройство Республики Казахстан основывается на принципах  единства, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему  республики. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетного процесса, единством денежной системы.                                            Оно основано на взаимодействии бюджетов всех уровней через перераспределение доходов.

Статья 6. Структура бюджета

Структура бюджета состоит из следующих  разделов:

"Доходы" - все поступления в бюджет, кроме поступлений от правительственного заимствования и полученных официальных трансфертов (грантов);

"Полученные официальные трансферты (гранты)" - все поступления в  бюджет, кроме поступлений, входящих  в раздел "Доходы"; 

“Погашения” – поступления от погашения выданных из бюджета кредитов;

-  "Расходы" - все  расходы из бюджета, включая  расходы по обслуживанию государственного  долга, кроме платежей из бюджета  по кредитованию и погашению  основной суммы государственного  долга;

 

* Исключено в сооветствии с  Законом РК от 16.12.98 г. № 319-1.

 

«Кредитование» – платежи из бюджета на возвратной основе;

«Дефицит (профицит) бюджета» – составляет разницу между общим  итогом разделов «Доходы» и «Полученные  официальные трансферы (гранты)»  и общим итогом разделов «Расходы»  и «Кредитование минус погашение»;

«Финансирование дефицита бюджета» –  поступления в бюджет по заимствованию, за вычетом погашения основной суммы  долга, или распределение профицита  на погашение основной суммы долга, за вычетом поступлений по заимствованию.

Статья 7. Республиканский бюджет

Республиканский бюджет представляет собой централизованный фонд денег, формируемый в основном за счет общегосударственных налогов и предназначенный для финансирования общегосударственных программ, определяемых Правительством для осуществления функций, возложенных на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 8. Поступления в республиканский  бюджет

Поступления включают:

1). Доходы республиканского  бюджета, которые состоят из:

налоговых и таможенных поступлений, установленных налоговым  и таможенным законодательством  Республики Казахстан, включая общегосударственные  налоги и сборы, за вычетом сумм, подлежащих зачислению в доход местных  бюджетов, при этом нормативы поступлений  по общегосударственным налогам и их верхний предел по областям и городам Астаны и Алматы определяются законом о республиканском бюджете;

неналоговых поступлений, определяемых Правительством в рамках законодательства и предоставленных  ему полномочий;

доходов от операций с капиталом государства;

иных поступлений, не противоречащих законодательству, включая  поступления в бюджет, получаемые от государственных учреждений за оказанные  платные услуги;

2). Полученные официальные  трансферты (гранты), которые состоят из:

внутренних официальных  трансфертов, включая получаемые от исполнительных органов;

внешних официальных  трансфертов, получаемых от международных  организаций и иностранных государств;

3). Правительственные  заимствования, которые состоят  из поступлений в бюджет от внутренних и внешних источников, необходимых для покрытия дефицита республиканского бюджета;

4). Поступления от погашения  ранее выданных из республиканского  бюджета кредитов (ссуд), а также  части поступлений от продажи  государственного пакета акций государственной собственности для возмещения обязательств.

Статья 9. Расходование средств из республиканского бюджета

Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают :

1). Общегосударственные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительных органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:

в области образования и здравоохранения;

в области фундаментальных  и прикладных научных исследований;

в области обороны, общественного  порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы, в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

по мероприятиям, выполняемым  центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и  в сфере культуры;

по услугам радио  и телевидения и других государственных  СМИ;

по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширению сельскохозяйственного производства, борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных растений и болезнями животных и на другие приоритетные цели;

по воспроизводству, охране животного мира, сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий;

по реализации новой  жилищной политики и развитию жилищного  строительства, адаптации нормативной  базы строительства, геолого-разведочных, геодезических и сейсмологических работ, охране недр, землеустройству, мероприятий  по строительству крупных объектов водоснабжения и канализации;

по выполнению государственных  обязательств, связанных с выплатой вознаграждений (интересов) по государственным  долгам и их размещением;

по программе государственных  инвестиций, а также трансфертные расходы, передаваемые в качестве субвенций в местные бюджеты;

по пенсионным выплатам из Государственного центра по выплате  пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту;

по обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог республиканского значения;

по другим общегосударственным  приоритетным мероприятиям в соответствии с программами Правительства  Республики Казахстан, включая расходы  по обслуживанию государственного долга;

2). Бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возвратной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ, как правило, через государственные банки;

3). Погашение основной  суммы государственного долга.

Статья 10. Местные бюджеты

  1. Из местного бюджета обеспечивается финансирование местных программ . Через местные бюджеты допускается реализация части государственных программ.
  2. Местные исполнительные органы разрабатывают и самостоятельно исполняют бюджет соответствующих административно-территориальных единиц с учетом функционирования на их территории специальных экономических зон. Местные представительные органы рассматривают и утверждают бюджет на предстоящий финансовый год и отчет об исполнении соответствующего местного бюджета за истекший финансовый год.
  3. Бюджеты СЭЗ формируются советами СЭЗ, рассматриваются, утверждаются и исполняются в порядке и по правилам, установленным законодательством о специальных экономических зонах в Республике Казахстан и положениями о специальных экономических зонах, утверждаемыми Президента Республики Казахстан.
  4. Разграничение общегосударственных налогов, сборов и платежей между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения определяется местными исполнительными органами, рассматривается и утверждается соответствующими представительными органами.

Статья 11. Поступления в местные бюджеты

Поступления в местные  бюджеты включают:

1). Доходы местных бюджетов, которые состоят из :

местных налогов и  сборов, установленных налоговым  законодательством РК;

сумм отчислений от общегосударственных  налогов в порядке регулирования  нижестоящих бюджетов, с учетом уровня социально-экономического развития региона;

неналоговых поступлений  в местные бюджеты, установленных  законодательными актами республики;

2) полученные официальные  трансферты, которые состоят из:

внутренних официальных  трансфертов, получаемых от вышестоящих  бюджетов местными исполнительными  органами с целью обеспечения  сбалансированности их бюджетов;

внешних официальных  трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств;

3). Поступления средств,  заимствованных нижестоящими бюджетами  у вышестоящих бюджетов или  банков второго уровня в виде  договоров займа для покрытия  временного кассового разрыва  в пределах финансового года;

Информация о работе Экономическое содержание бюджета и бюджетной системы