Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия 5
Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
Виды бюджетного дефицита 10
Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 13
Глава 2. Методы финансирования бюджетного дефицита 16
2.1. Современные подходы к финансированию бюджетного дефицита16
2.2. Инструменты реализации финансовой политики государства 19
Глава 3. Анализ и оценка бюджетного дефицита за 2008 – 2010гг. 24
3.1. Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008 – 2010гг. 24
3.2. Дефицит бюджета Российской Федерации в 2008 – 2010гг. 29

Заключение 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 303.59 Кб (Скачать файл)

Таким образом, совокупный объем  государственного долга Российской Федерации достигнет 16,3% ВВП на конец 2013 года, при этом доля внутреннего  долга в совокупном объеме госдолга составит 79,5 % при соответствующем снижении доли внешнего долга. (Приложение 3)

Дефицит федерального бюджета  за январь-июнь 2010 года составил 439,91 млрд. рублей. В 2010г. дефицит планировалось  покрыть на 73,9% за счет средств Резервного фонда и Фонда Национального  благосостояния, 26,1% составят другие источники, в том числе государственные  заимствования. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (см. табл. 3.2):

Таблица 3.2

Основные параметры бюджетной  системы Российской Федерации

 млрд. рублей

 

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

13 552,5

14 994,1

17 392,8

18 756,9

20 271,6

%% к ВВП

34,7

33,4

35,0

34,0

32,8

Федеральный бюджет

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 789,2

5 251,1

5 884,7

6 440,3

7 049,3

- в том числе доходы без  учета межбюджетных трансфертов

1 656,4

2 409,3

3 416,1

3 740,2

4 114,2

Консолидированные бюджеты субъектов  РФ

5 923,6

5 832,0

6 157,7

6 428,6

6 963,0

- в том числе доходы без  учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 665,1

4 965,2

5 438,9

6 024,5

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

- в том числе доходы без  учета межбюджетных трансфертов

120,8

135,9

393,7

446,1

149,0

Расходы, всего

16 330,6

17 575,7

19 217,9

20 441,2

21 762,3

%% к ВВП

41,8

39,1

38,7

37,0

35,2

Федеральный бюджет

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов

6 386,7

6 290,3

6 759,8

7 198,2

7 913,0

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 587,2

5 000,7

5 579,8

6 090,5

6 652,5

- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов

3 478,6

4 897,5

5 476,1

5 985,8

6 281,5

Консолидированные бюджеты субъектов  РФ

6 252,9

6 166,3

6 502,6

6 725,4

7 070,8

- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов

5 986,2

5 885,1

6 192,3

6 407,0

6 652,4

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2 778,1

-2 581,6

-1 825,1

-1 684,3

-1 490,7

%% к ВВП

-7,1

-5,7

-3,7

-3,0

-2,4


 

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем  объеме расходов бюджетной системы  возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации останется  стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году).

Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, в том числе о  необходимости последовательного  сокращения размера дефицита федерального бюджета (см. табл. 3.3):

Таблица 3.3

 

Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы

млрд. рублей

Показатель

Отчет

2010 год *

Прогноз

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего 

6 278,9

7 781,1

9 275,9

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

%% к ВВП

23,3

23,4

22,4

18,8

17,3

17,4

16,5

16,1

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

10,9

8,7

10,6

7,6

8,3

8,1

7,4

6,9

Ненефтегазовые доходы

12,4

14,7

11,8

11,2

9,0

9,3

9,1

9,2

Доля в общем объеме доходов, %

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

46,9

37,2

47,3

40,7

48,1

46,5

44,8

43,0

Ненефтегазовые доходы

53,1

62,8

52,7

59,3

51,9

53,5

55,2

57,0

Расходы, всего 

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

%% к ВВП

15,9

18,1

18,2

24,7

22,7

20,9

19,6

19,0

в том числе условно  утверждаемые

           

271,1

587,5

%% к общему  объему расходов

           

2,5

5,0

Дефицит/

профицит 

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-2 322,3

-2 428,6

-1 767,3

-1 712,9

-1 765,2

%% к ВВП

7,4

5,4

4,1

-5,9

-5,4

-3,6

-3,1

-2,9

Ненефтегазовый дефицит

- 3,5

- 3,3

- 6,5

- 13,6

- 13,7

- 11,6

- 10,5

- 9,8





Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах  предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением  в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП  в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП (Приложение 2).

До 1 января 2014 года объемы средств  Резервного фонда, используемых для  финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета.

По состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем средств  Резервного фонда в рублевом эквиваленте  составил 1 830,51 млрд. рублей.

В марте и апреле 2010 года Минфин России в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2010 года № 23-р направил на финансирование дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда  в общей сумме 519,50 млрд. рублей.

По состоянию на 1 июля 2010 года совокупный объем средств  Резервного фонда в рублевом эквиваленте  составлял 1 226,57 млрд. рублей.

Дефицит федерального бюджета  в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной  собственности, и государственных  заимствований, в 2012 и 2013 годах –  за счет средств от приватизации федеральной  собственности и государственных  заимствований (см. табл. 3.4):

 

 

 

 

Таблица 3.4

Источники покрытия дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

 

Показатель

2010 год

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

2 428,6

1 767,3

1 712,9

1 765,2

%% к ВВП

5,4

3,6

3,1

2,9

в том числе:

       

за счет средств Резервного фонда

1 419,3

242,3

0,0

0,0

за счет Фонда национального благосостояния

2,5

5,0

7,5

10,0

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таб. 3.10)

1 006,8

1 520,0

1 705,4

1 755,2

%% к ВВП

2,2

3,1

3,1

2,8


 

В связи с использованием большей части накопленных в  Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов  федерального бюджета в 2010-2013 годах  в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный  фонд не планируются.

Прогноз объема Резервного фонда на 2011-2013 годы представлен  
в таблице 3.5.

Таблица 3.5

Прогноз объема Резервного фонда

млрд. рублей

 

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Объем Резервного фонда на начало года

1 830,5

247,9

47,1

47,1

%% к ВВП

4,1

0,5

0,09

0,08

Курсовая разница

- 116,1

- 5,6

-

-

Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета

- 1 419,3

- 242,3

0,0

0,0

Объем Резервного фонда на конец  года

295,1

47,1

47,1

47,1

%% к ВВП

0,7

0,09

0,09

0,08

Средства Резервного фонда, размещенные  в финансовых активах

47,1

47,1

47,1

47,1

Объем Резервного фонда на конец  года без учета размещения в финансовых активах

247,9

0,0

0,0

0,0


 

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (см. табл. 3.6):

Таблица 3.6

Иные источники  финансирования дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель

2010 год

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Всего источников

1 006,8

1 520,0

1 705,4

1 755,2

%% к ВВП

2,2

3,1

3,1

2,8

Увеличение

1 820,8

2 307,1

2 658,3

2 727,9

Уменьшение

- 814,0

- 787,1

- 952,9

- 972,7

Источники внутреннего финансирования дефицита

922,5

1 475,9

1 628,5

1 680,9

Увеличение

1 550,4

2 074,4

2 433,7

2 509,4

из них:

       

государственные ценные бумаги

1 210,0

1 705,9

2 009,1

2 090,9

приватизация 

7,0

298,0

276,1

309,4

Уменьшение

- 627,9

- 598,5

- 805,3

- 828,6

из  них: 
государственные ценные бумаги

- 275,7

- 369,1

- 518,9

- 616,6

Источники внешнего финансирования дефицита

84,3

44,1

76,9

74,3

Увеличение

270,4

232,7

224,6

218,5

из  них: 
государственные ценные бумаги

220,1

205,1

198,8

195,3

Уменьшение

- 186,1

- 188,6

- 147,6

- 144,2

из  них: 
государственные ценные бумаги

- 44,6

- 73,0

- 37,5

- 36,8

Информация о работе Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита