Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия 5
Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
Виды бюджетного дефицита 10
Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 13
Глава 2. Методы финансирования бюджетного дефицита 16
2.1. Современные подходы к финансированию бюджетного дефицита16
2.2. Инструменты реализации финансовой политики государства 19
Глава 3. Анализ и оценка бюджетного дефицита за 2008 – 2010гг. 24
3.1. Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008 – 2010гг. 24
3.2. Дефицит бюджета Российской Федерации в 2008 – 2010гг. 29

Заключение 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 303.59 Кб (Скачать файл)

С  начала  XX в. общие  государственные  расходы  по  отношению  к ВВП  во  всем  мире  значительно  увеличились.  Правительства  государств  в  этих  условиях  принимают  различные  бюджетные  решения, направленные  на  сокращение  отрицательного  сальдо  бюджета.  Это  может  выразиться   в  ужесточении  налоговых  режимов,  замораживании  финансирования,  сокращении  трансфертных  платежей  и т.д.

Отношение  экономистов  к  вопросу бюджетного  дефицита  неоднозначно.  Существует  столько  позиций, сколько  вариантов  составления  бюджета:  с  отрицательным  сальдо (дефицитом),  положительным  сальдо (профицитом)  либо  сбалансированным. Уже  давно  возникло  мнение,  новую  жизнь  которому  дал  Д. Кейнс,  снабдив его научной базой, что бюджетный дефицит - это совершенно  нормальное  и даже  желательное для растущей  экономики явление,  которое способствует  ее росту, снижению  безработицы.

Часто  дефицит  оправдывается  тем,   что  заимствованные  для  его  финансирования  средства  вкладываются  в  производство,  доходы  от  которого  позволят  через  некоторый  промежуток  времени расплатиться  по  долгам.  Теоретически  это  даже  очень логично,  однако  практика  не подтверждает  правильность  такой концепции.

Существуют  много  факторов,  которые в разной  степени влияют  на  состояние доходной  и расходной частей  бюджетного  фонда:

·  увеличение  государственных  расходов  на  социальное  обеспечение  и  здравоохранение  (например,  в  странах,  где  возрастает  доля  пожилого  населения,  или  в  связи  с  неблагоприятной  экологической  обстановкой);

·  увеличение  государственных  расходов  на  образование  и  создание  новых  рабочих  мест  (в  странах, где  возрастает  доля  молодого  населения, или  в  связи  с  проведением  мероприятий  по  сокращению  безработицы);

·  увеличение  государственных  расходов  в  военное  время  или  в  связи  с  социальными  конфликтами;

·  увеличение  расходов, связанных  с  развитием  рыночной  инфраструктуры  в  условиях трансформационной  экономики;

·  увеличение  расходов  на  приоритетное развитие  отраслей  хозяйства, реструктуризацию  экономики;

·  сокращение  налогов  в  целях  стимулирования экономического  развития;

·  уменьшение  доходов  в  связи  с  ухудшением  показателей  финансово-хозяйственной  деятельности экономических  агентов;

·  сокращение  доходов  из-за  низкой  собираемости  и  др. [3, с.15]

Заметим, что  большинство  из  перечисленных факторов,  вызывающих  увеличение  государственных  расходов, даже  в  перспективе  не  дадут  отдачи  в  виде  возможных  источников  погашения  задолженности, возникшей  в  связи  с  привлечением заемных  средств  для  финансирования  бюджетного  дефицита.  Только  отдельные из  них  позволяют  надеяться  на  повышение  эффективности  в  отраслях  экономики  и  получение  источников  для  погашения  государственного  долга. По  этому  поводу  следует  заметить, что  в  практике  бюджетного  планирования бюджетный  дефицит  определяется как  обезличенная  величина, характеризующая  общий  размер  превышения  расходов   над  доходами, т.е. не  закрепленная  за  какими-либо расходами.  Однозначно  определить, куда именно  будут  направлены  финансовые  ресурсы,  полученные  в  качестве  источников  финансирования  бюджетного  дефицита,  и  будут  ли они  вообще  направлены  в  сферу  материального  производства не  представляется  возможным. Как правило, они,  в первую  очередь,  обеспечивают финансирование защищенных  статей  расходов.  Поэтому  невозможно  с  уверенностью  сказать, что расходы,  вызвавшие  бюджетный  дефицит,  принесут  отдачу в  виде  дополнительных  доходов хотя  бы  в  ближайшей  перспективе. Если  предположить, что  такие  расходы  будут  ежегодно  иметь  место (без  соответствующей  корректировки  доходов),  придется  признать и  последствия  вызванного ими  бюджетного  дефицита -  наращивание  государственного  долга  и  инфляция. [9, с.326]

Итак, если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение  доходов  над  расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для  финансирования  приоритетных  отраслей  и  предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в  будущем  рост  производства  и  прибыли  в них  возместят  производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных  тенденций  в  развитии  экономики,  главным  из  которых  является  усиление  инфляционных  процессов.

 

 

1.2. Виды бюджетного  дефицита.

 

В  мировой практике различают  следующие виды бюджетного дефицита:

·  циклический дефицит  госбюджета;

·  структурный дефицит  госбюджета;

·  операционный дефицит  госбюджета;

·  первичный дефицит  госбюджета;

·  квазифискальный дефицит госбюджета. [16, с. 477]

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между  расходами и доходами бюджета  в условиях полной занятости. Циклический  дефицит нередко оценивается  как разность между фактической  величиной бюджетного дефицита и  структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры  бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий  дефицит государственного бюджета  за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

·  финансирование государственными предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

·  накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных  стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в  основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

·  отдельные операции, связанные с государственным  долгом, а также финансирование Центральным  Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки  пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты  рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным  Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства  по льготным ставкам и т.д.). [8, с. 57]

   

1.3. Социально-экономические  последствия бюджетного дефицита.

 

 

Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может привести к росту государственного долга. Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Рассмотрим две составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.

Внутренний долг – долг государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.     В таблице 1.1 представлены достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. [2, с. 85]

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

Финансирование  дефицита государственного бюджета  за счет внутреннего долга

Достоинства

Недостатки

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они  не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться  процент. Выплата процентов по государственным  облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата  процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем  больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает  облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата  процентов по которым провоцирует  еще больший дефицит.

Это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг  можно обеспечить быстро. Население  в развитых странах с удовольствием  покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным.

«Эффект вытеснения» частных  инвестиций. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета  может привести к дефициту платежного баланса.


 

Внешний долг – задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных  инвестиций. “Эффект вытеснения”  связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и  выпуск государственных займов. Что  касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в  сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных  займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного  процесса. Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств  населения, денежный рынок отреагирует  на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных  лиц, вытесняя часть потенциальных  инвестиций. [7, с. 184]

Рост процентных ставок имеет, в свою очередь, следующие последствия. Так, высокий ссудный процент, установленный  в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов  из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время  США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Таким образом, растет внешний долг США. Плюс к этому  рост спроса на высокодоходные американские ценные бумаги вызвал рост общемирового спроса на доллары. Подобный рост международной ценности доллара оказывает значительное депрессивное воздействие на экспорт США: американские товары становятся слишком дорогими для иностранных покупателей. Сокращение же чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику, увеличивает уровень безработицы. [6, с. 19]

 

Глава 2. Методы финансирования бюджетного дефицита

 

 

2.1. Современные  подходы к финансированию бюджетного  дефицита

 

 

Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние  увеличение или уменьшение остатков ликвидных финансовых средств у  органов государственного управления.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью  займов государство привлекает свободные  денежные средства других секторов экономики  и внешнего мира, используя различные  финансовые инструменты: размещение государственных  долговых обязательств и прямые кредиты  от других уровней государственного управления, международных организаций, правительств, банков и поставщиков.

Остаток средств на счетах в банках и резервов наличных денег  влияет на величину общего спроса в  экономике аналогично операциям  заимствования: сокращение увеличивает спрос, прирост – уменьшает. Использование ранее накопленных средств приводит к увеличению общего спроса в экономике. Соответственно увеличение остатков средств органов государственного управления ведет к снижению общего спроса в данном периоде.

Информация о работе Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита