Целевые внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 05:19, реферат

Краткое описание

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Целевые внебюджетные фонды.docx

— 43.35 Кб (Скачать файл)

 Особенностью формирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются то, что формируемые средства федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

 Формирование Фонда обязательного медицинского страхования РФ происходит за счет:

  1. Части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
  2. Ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  3. Добровольных взносов юридических и физических лиц;
  4. Доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  5. Нормированного страхового запаса Федерального фонда;
  6. Поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  7. Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг;
  8. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

 Федеральный фонд ОМС вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

 Федеральный фонд ОМС ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

 Федеральный закон РФ от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусматривает утверждение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. по доходам в сумме 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 8 650 806,0 тыс. рублей; по расходам – 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей.

 Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусматривает утверждение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 г. по доходам в сумме в сумме 105 851 220,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 4 734 000,0 тыс. рублей. Общий объем расходов бюджета Фонда планируется в сумме 110 851 220,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей., а предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 5 000 000,0 тыс. рублей.

 Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения.

 Основным отличием бюджетов с точки зрения содердания является отсутствие в бюджете за 2010 год пунктов касающихся налога ЕСН.

 С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС.

 В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются(согласно части 4 статьи 8 закона N 313-ФЗ от 29.11.2010). С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).[10]

 Перечень главных администраторов доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

  1. Федеральная налоговая служба.
  2. Единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС.
  3. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
  4. Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
  5. Доходы от выдачи патента на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения.
  6. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  7. Единый сельскохозяйственный налог.
  8. Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФОМС.
  9. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
  10. Межбюджетные трансферты бюджету ФОМС, передаваемые из федерального бюджета, на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
  11. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  12. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
  13. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).
  14. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики.
  15. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

 Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета ФОМС:

  1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
  2. Увеличение остатков денежных средств финансового резерва бюджета ФОМС.
  3. Уменьшение остатков денежных средств финансового резерва бюджета ФОМС.
  4. Увеличение прочих остатков денежных средств бюджета ФОМС.
  5. Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета ФОМС.

 Увеличение поступлений единого социального налога либо платежей эквивалентных ЕСН в сравнении с показателями, утвержденными в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2009 году 3 767,8 млн. рублей тогда как в 2010 году – 4339,1 млн. рублей, т.е. поступления увеличены более чем 5,65 раз.

 Увеличение поступлений от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в сравнении с показателями, утвержденными в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год по сравнению с 2010 годом, составит в 2009 году 92 млн. рублей, тогда как в 2010 году – 109,8 млн. рублей, т.е. поступления увеличены на 19,3478%.

 Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

 Также предусмотрено направление на увеличение нормированного страхового запаса остатков собственных средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, образовавшихся по состоянию на 1 января 2009 года.

 Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

На 2009 год общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 123 241,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 16 600 млн. рублей.

На 2010 год общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 119 313,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 млн. рублей.

 Уменьшение расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом составляет 3 528 млн. рублей, или 2,52%

 В структуре расходов ФОМС на 2010 год отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств федерального бюджета:

 На финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

 На финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-социальную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики.

 На финансовое обеспечение проведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование.[13]

 По целевой статье расходов «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» наблюдается постоянное неисполнение бюджета ФОМС. Так, в 2009 году исполнение бюджета ФОМС на проведение диспансеризации, находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 62 %, по состоянию на 1 июля 2010 года бюджет ФОМС исполнен на 1,2 %.

 По целевой статье расходов «Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» запланированы средства в сумме на 2010 год – 4 000 млн. рублей. В 2009 годе на данные цели также предусматривались средства в объеме 4 000 млн. рублей на финансовый год, которые выделялись из федерального бюджета своевременно и в полном объеме. Однако исполнение бюджета ФОМС по данному виду расходов в 2007 году составило 57,6 %, в I полугодии 2008 года -17,2 %.

 По целевой статье расходов «Информатика» предусмотрены средства в сумме на 2010 год – 330,4 млн. рублей. На указанные цели в бюджете ФОМС на 2009 год были утверждены средства в объеме 539,2 млн. рублей. По данным представленной Счетной палате РФ формы 5-БФ(М), по состоянию на 1 июля 2009 года исполнение составило 25,6 млн. рублей, или 4,8 % от утвержденных бюджетных назначений. Объем средств, планируемый на указанные цели в 2010 году, на 208,8 млн. рублей меньше и составляет 61,3 % от суммы средств, предусмотренных на 2009 год.

 Планируется расходы бюджета ФОМС направить на финансовое обеспечение мероприятий по созданию единой информационной системы обязательного медицинского страхования.

 Распределение дотаций из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в соответствующем году:

 

- На 2008 год всего по  РФ 49 823,3 млн. рублей, в том числе: на выполнение территориальных  программ ОМС в рамках базовой  программы ОМС 41 823,3 млн. рублей; на  завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически  отпущенные лекарственные средства  отдельным категориям граждан  в 2007 году 8 000 млн. рублей. На 2009 год всего  по РФ 85 687,1 млн. рублей. [15][16]

 

- Дотации на выполнение  территориальных программ ОМС  в рамках базовой программы  ОМС направляются в бюджеты  ТФОМС ежемесячно в размере  одной двенадцатой годового объема  бюджетных ассигнований. Распределение  субсидий из бюджета ФОМС, направляемых  в бюджеты ТФОМС на ОМС неработающего  населения в 2008 году сумма по  РФ - 3 538,7 млн.рублей, в 2009 году – 3 822,6 млн.рублей. [17][18]

 

- ФОМС направляет в  бюджеты ТФОМС субвенции на  финансовое обеспечение оказания  социальной услуги по дополнительной  бесплатной медицинской помощи  в части, предусматривающей обеспечение  необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными  продуктами лечебного питания  для детей-инвалидов, в соответствии  с Федеральным законом «О государственной  социальной помощи». Указанные субвенции  расходуются ТФОМС на основании  государственных контрактов, заключенных  в соответствии с законодательством  РФ о размещении заказов на  поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд.[19][20]

 

Структура расходов бюджета ТФОМС:

 

1. Здравоохранение и физическая  культура.

 

2. Обязательное медицинское.

 

3. Расходы на финансирование  территориальной программы ОМС.

 

4. Расходы на выполнение  территориальной программы ОМС.

 

5. Расходы на выполнение  управленческих функций ТФОМС (филиалом).

 

6. Расходы на финансирование  иных мероприятий, предусмотренных  нормативными правовыми актами  РФ по ОМС.

 

7. Расходы на выполнение  региональных целевых программ  по ОМС.

 

8. Прочие расходы ТФОМС.[21]

Информация о работе Целевые внебюджетные фонды