Характеристика социальных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:35, реферат

Краткое описание

Цель работы проанализировать деятельность внебюджетных фондов и определить направления совершенствования.
Для этого необходимо будет решить следующие задачи:
– раскрыть сущность внебюджетных фондов;
– рассмотреть виды внебюджетных фондов;
– проанализировать механизм функционирования, соответствие задач и функций данных фондов с действительностью;
– описать перспективу развития, исходя из состояния на сегодняшний момент;
– сформулировать предложения по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

–  поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта РФ. Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования утверждено постановлением Правительства РФ. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы.

Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

–  аккумуляция финансовых средств территориального фонда на обязательное медицинское страхование;

–  выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

–  совместно с налоговыми органами осуществление контроля за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах свои филиалы.

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет:

–  страховых взносов предприятий и организаций;

–  кредитов банков и иных кредиторов;

–  иных поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит).

–  страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение.

Обязательные отчисления предприятий в Фонд обязательного медицинского страхования с 1993 г. составляли 3,6% начисленной оплаты труда. Федеральным законом от 6 декабря 2005 г. № 158-ФЗ установлен для организаций и индивидуальных предпринимателей тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,1%, в том числе:

–  1,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

–  2% в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального и территориального фондов, открытые в рассчетно-кассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Федеральную налоговую службу.

Средства территориального фонда направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы компания выдает страховой полис, который означает, что лицо получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем войдет как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Следует отметить, что наряду с обязательным медицинским страхованием есть добровольное медицинское страхование, введенное с 1 октября 1992 г.

Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договоров. Оно позволяет гражданам получить дополнительные медицинские услуги сверх установленных обязательным медицинским страхованием, может быть коллективным и индивидуальным. Размер страховых взносов устанавливается соглашением сторон.

3. Экономические внебюджетные фонды

В настоящий момент в Российской Федерации существуют различные экономические внебюджетные фонды. Это:

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;

Государственный фонд конверсии;

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

Дорожный фонд.

 

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства образован постановлением Правительства РФ № 1184 от 4 декабря 1995 г., в соответствии с законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

Основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие МП, включая мероприятия, проводимые Государственным Комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Фонд может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставленным РФ на поддержку МП, предоставлять субъектам МП льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы на конкурсной основе, а также финансовую помощь на безвозмездной основе.

В соответствии с Уставом Фонд осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки МП и развития конкуренции;

Осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработок и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых видов технологий и изобретений;

Участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки МП.

Государственный фонд конверсии

Государственный фонд конверсии учреждение для государственной поддержки конверсионных программ предприятий и организаций оборонной промышленности, образованное в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О государственном фонде конверсии» № 1239 от 16 дек. 1995.

Конверсия – это перевод предприятий военно-промышленного комплекса на выпуск товаров народного потребления. На этот фонд возложен ряд задач, связанных с:

– обеспечением непрерывного финансирования конверсионных программ путем целевого использования средств федерального бюджета;

– привлечения дополнительных внебюджетных источников;

– содействием развитию технологии, и производств, потенциалов для разработки и производства продукции гражданского назначения;

 

– обеспечением разработки, экспертизы и конкурсного отбора конверсионных программ, подлежащих финансированию при поддержке, контролем за реализацией принятых к финансированию программ.

Средства, предусматриваемые отдельной строкой в федеральном бюджете для финансирования конверсионных программ предприятий и организаций оборонной промышленности, размещаются на специальном счете государственного фонда конверсии в Федеральном казначействе РФ. Контроль за деятельностью государственного фонда конверсии осуществляет Попечительский совет, формируемый и утверждаемый Правительством РФ.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере

Этот фонд является государственным научным учреждением и образован Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 года № 65 в форме государственной некоммерческой организации. Правительством России установлено, что в Фонд ежегодно направляется фиксированный процент средств федерального бюджета на гражданскую науку. При образовании Фонда эта величина составляла 0,5%. По мере развития деятельности Фонда, признания её научно-технической общественностью, а также рассмотрения итогов деятельности в Правительстве и Государственной Думе РФ эта величина возрастала и в настоящее время составляет 1,5%.

Основными задачами Фонда являются:

– проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

– оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

– создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

 

Дорожный фонд

Дорожный Фонд – это государственный внебюджетный фонд, созданный для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством дорог общего пользования.

В России дорожный фонд подразделяется на федеральный и территориальный.

Территориальный дорожный фонд – в РФ – дорожный фонд, который используются на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов РФ.

Федеральный дорожный фонд – в РФ – дорожный фонд, который используется на содержание и ремонт действующей сети федеральных дорог, приобретение дорожно-эксплуатационной техники, реконструкцию и строительство федеральных дорог.

Источники образования дорожных фондов в РФ:

– налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

– налог на пользователей автомобильных дорог;

– налог с владельцев транспортных средств;

– налог на приобретение автотранспортных средств;

– средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций и т.д.

В Федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), акцизы с продажи автомобилей в личное пользование граждан, а также 0,25 ставки налога на пользователей автомобильных дорог. Остальные налоги (в том числе и налог на пользователей автомобильных дорог) зачисляются в территориальные дорожные фонды.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивают лица, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы).

От уплаты данного налога освобождаются инвалиды всех групп; предприятия автотранспорта общего пользования и др. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков. Льготой в виде освобождения от уплаты налога пользуются граждане, приобретающие автомобили в личное пользование, общественные объединения инвалидов, предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, другие лица.

4. Негосударственные социальные внебюджетные фонды

Негосударственные пенсионные фонды – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Создан специализированный государственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компаний по управлению активами НПФ. В 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов осуществляет специально образованная Инспекция НПФ. Постановлением Правительства РФ предприятиям разрешено включать отчисления в лицензированные НПФ в себестоимость продукции (до 1% объема реализованной продукции).

Территориальное размещение негосударственных пенсионных фондов весьма неравномерно. Фонды расположены в 50 субъектах РФ, однако более трети из них находятся в Москве, а на шесть субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Пермская области) приходится свыше 60% их общей численности.

Благотворительный фонд – распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, управляемой Советом попечителей или директоров, аккумулирующей денежные средства и программы предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образовательных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятельности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие исторические корни, традиции, типичные для многих стран.

Существует несколько типов частных благотворительных фондов: ассоциированные фонды, финансируемые из средств корпорации (Xerox Foundation, Hewlett Packard); фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для финансирования собственных исследований или предоставления услуг (пол конкретную программу); местные фонды, создаваемые жителями конкретного населенного пункта для удовлетворения местных потребностей, ориентированы на поддержку местных организаций; независимые фонды, организуемые и финансируемые одним или несколькими частными лицами, семьей: фонд Рокфеллеров, фонд Сороса, фонд Макартуров и т.д. Эти фонды, как правило, имеют приоритетные области финансирования.

В 1995 г. в России был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; аналогичные законы действуют в ряде регионов РФ. Российское законодательство предоставляет благотворительным организациям возможности поддержки – налогового и неналогового характера; их перечень существенно расширяют региональные нормативные акты.

Выводы

Фонды – некоммерческие организации, особая форма финансов общественного сектора, специфика которой состоите том, что они выступает и как форма перераспределительных отношений, и как результат финансовых потоков, и как субъект финансовых отношений – финансовый институт. В фондах аккумулируются ресурсы для общественно значимых целей, что порождает их многообразие: существуют государственные и негосударственные, бюджетные и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и местные, отраслевые, межотраслевые и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные фонды и т.д.

Специфика фондов проявляется и в распределении финансовых ресурсов, которое осуществляется адресно и на конкурентных началах (конкурсной основе).

Динамичное развитие фондов в современной экономике связано с тем, что они выступают реальным инструментом преодоления провалов рынка в сфере производства благ общественного пользования и обеспечения дифференцированного спроса на них. Так, бюджетные фонды являются важным средством решения общегосударственных целевых задач по развитию инфраструктуры народного хозяйства, охране окружающей среды, укреплению институтов общества, межбюджетного регулирования. С другой стороны, внебюджетные фонды, особенно в переходной экономике, являются формой децентрализации государственных полномочий и решения задач финансового обеспечения общественных потребностей в отдельных сферах деятельности: научной, инновационной, инвестиционной, предпринимательской, социальной, благотворительной и т.д.

Информация о работе Характеристика социальных внебюджетных фондов