Характеристика социальных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:35, реферат

Краткое описание

Цель работы проанализировать деятельность внебюджетных фондов и определить направления совершенствования.
Для этого необходимо будет решить следующие задачи:
– раскрыть сущность внебюджетных фондов;
– рассмотреть виды внебюджетных фондов;
– проанализировать механизм функционирования, соответствие задач и функций данных фондов с действительностью;
– описать перспективу развития, исходя из состояния на сегодняшний момент;
– сформулировать предложения по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Цель работы проанализировать деятельность внебюджетных фондов и определить направления совершенствования.

Для этого необходимо будет решить следующие задачи:

– раскрыть сущность внебюджетных фондов;

– рассмотреть виды внебюджетных фондов;

– проанализировать механизм функционирования, соответствие задач и функций данных фондов с действительностью;

– описать перспективу развития, исходя из состояния на сегодняшний момент;

– сформулировать предложения по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов.

При подготовке работы использовались научные труды в области финансов, а так же законодательные акты РФ.

1. Понятие фонда

Фонд – некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом, создаваемым для благотворительных, социальных или иных общественно-полезных целей.

Имущество, переданное фонду, является собственностью фонда. В свою очередь, учредители не несут ответственность по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам, возникшим у его учредителей. Нельзя обратить судебное взыскание на имущество лица, внесенное в фонд. Фонд использует имущество для целей, указанных в уставе и обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд». Решение о ликвидации фонда принимает только суд и исключительно по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд представляет собой некоммерческую организацию –  специалиста по трате денежных средств. Поэтому круг его учредителей обычно не широк. Сами учредители не получают какие-либо привилегии и тем более – прибыль. Членства в фонде нет, как и договоров. Есть только устав. Учредитель не отвечает за долги фонда, потому что фонд – автономная организация и способна зарабатывать средства сама. Отсюда наличие у фондов большого «соблазна» заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому с целью контроля за деятельностью фондов создается попечительский совет, он же – орган управления в фонде. Обязательным условием совета является его формирование из сторонних лиц. В гражданском кодексе Российской федерации существует 2 статьи о фондах (глава четвертая) – 118 и 119. 118 Статья об основных положениях о фонде, статья 119 об изменении устава и ликвидации

2. Характеристика социальных внебюджетных  фондов

Пенсионный фонд Российской Федерации

История пенсионного страхования насчитывает более 100 лет. За этот период было выработано несколько видов пенсионных сис­тем. Одна из них представляет собой минимальную защиту престарелых, предоставляя некоторый минимум средств независимо от трудового вклада (стажа, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д.). Такую пенсию можно трактовать как социальную. Две других модели относятся к трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает зависимость размера пенсии от вышеперечисленных параметров, но сама пенсия образуется по солидарному (распределительному) принципу: последующее поколение финансирует предыдущее. Другая модель работает по накопительному принципу: страховые взносы по­мещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую ком­панию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью увеличения.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в федеральной собственности.

Пенсионный фонд – это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный прежде всего на выплату пенсий.

Пенсионный фонд осуществляет ряд значимых функций:

–  учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию

–  назначение и выплата пенсий

–  назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан

–  персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования

 

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово –  кредитным учреждением. С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах.

Пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера заработной платы и страховых взносов.

Трудовая пенсия –  это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Виды трудовых пенсий:

–  по старости

–  по инвалидности

–  по потери кормильца

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть пенсии гарантируется государством, страховая часть зависит от результатов труда конкретного человека, накопительная образуется у граждан 1967 года и моложе.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

     –  мужчины, достигшие возраста 60 лет;

–  женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени определяемой по мед показаниям.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению –  ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Средства Пенсионного фонда РФ используются:

–  на выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

–  на оказание материальной помощи престарелым и не трудоспособным гражданам;

–  на выплату пособий на погребение получателям пенсий;

–  на финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;

–  на прочие расходы.

С 2002 г. впервые средства Пенсионного фонда стали направляться организациями непосредственно в государственный бюджет и только потом оттуда передаются в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам "базовых пенсий".

Фонд социального страхования Российской Федерации

Социальное страхование –  это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т. п.).

Фонд социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года. В настоящее время Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово –  кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

–  выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;

–  оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

–  санаторно –  курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;

–  частичную оплату путевок в детские загородные оздоровитель­ные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан.

Источниками образования Фонда являются:

–  страховые взносы работодателей — предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;

–  страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

–  добровольных взносов физических и юридических лиц;

–  средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады.

Фонд государственного социального страхования –  централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.

Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Средства Фонда социального страхования РФ используются на следующие цели:

–  на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Доля этих расходов составляет около 70%;

–  финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;

–  частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;

–  выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;

–  финансирование исполнительной дирекции Фонда.

Бюджет доходов и расходов Фонда социального страхования утверждается законом Российской Федерации. Поступления и расходование средств Фонда социального страхования РФ, утвержденные Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ.

Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо –  в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Бюджет Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением Фонда социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины. Оно ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (т. е. заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", вступившим в действие с 1 января 1993 г., в России создаются фонды обязательного медицинского страхования:

–  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

–  Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Фонд работает на основе Устава.

Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования".

Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:

–  финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

–  обеспечение реализации Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

–  обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;

Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

–  части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных Федеральным законом;

–  добровольных взносов юридических и физических лиц;

–  налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам согласно ст. 146 БК РФ;

Информация о работе Характеристика социальных внебюджетных фондов