Финансовые основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:13, контрольная работа

Краткое описание

Развал централизованной системы управления сопровождался резким повышением роли муниципалитетов в жизнеобеспечении граждан, в удовлетворении их повседневных нужд. В собственность муниципальных образований были переданы крупные активы, в первую очередь жилищный фонд и объекты социальной сферы. Законодательно на местное самоуправление было возложено более 30 различных функций по решению вопросов местного значения. Кроме того, на муниципалитеты по факту была переложена ответственность за выполнение значительной части социальных обязательств федерального и регионального уровней.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……….4
2. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ………………………………………………………………………………………………………6
2.1 РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ……………………………………………………………………………………………………….8
2.2 СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА………………………………………………………………………………………………..8
2.3 ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………………….9
2.4 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО ………………………………………………………………………………………………………..10
3. МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ…………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.1 ФУНКЦИИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ………………………………………………………………………………………………………..12
3.2 ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ …………………………………………………………………………………………..13
3.3 РАСХОДНЫЯ ЧАСТЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовые основы местного самоуправления.docx

— 54.48 Кб (Скачать файл)

 Вопрос  о собственности местных органов  власти в мировой практике  не нашел однозначного решения.  Во многих странах местным  органам власти могут принадлежать  предприятия, оказывающие услуги  местному населению: транспортные  и энергетические предприятия;  коммунальные и жилищные хозяйства;  предприятия рекреационной инфраструктуры  и т.п. В США, например, в сферу  территориально-хозяйственного управления  входят в основном объекты  социального развития: коммунальное  хозяйство, оказание услуг, индустрия  туризма и отдыха.

 Сегодня  в России формируется муниципальная  собственность, которая становится  важнейшим фактором развития  местного самоуправления.

 Понятие  «муниципальная собственность»  было введено в России Законом  от 24 декабря 1990г. «О собственности  в РСФСР». Конституция РФ признает  и гарантирует, наряду с другими  формами собственности, муниципальную  собственность (ст.8).

 

 Муниципальная  собственность, порядок ее образования,  владения, пользования и распоряжения  закрепляется также Гражданским  кодексом РФ, Законом «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации», другими законами и  нормативными правовыми актами.

 Согласно  ст.215 Гражданского кодекса РФ  муниципальной собственностью является  имущество, принадлежащее на правах  собственности городским, сельским  поселениям, а также другим муниципальным  образованиям.

 Управление  муниципальной собственностью осуществляется  органами местного самоуправления, что не делает их собственниками  муниципального имущества. В соответствии  со ст.215 Гражданского кодекса  РФ и ст.29 Закона «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» право собственника  муниципального имущества принадлежит  муниципальному образованию. 

 Население  муниципального образования владеет  муниципальной собственностью, передавая  право распоряжения и пользования  ею, в части издания нормативных  актов исключительно представительному  органу местного самоуправления, который осуществляет это право  самостоятельно и в порядке,  установленном уставом (положением) о местном самоуправлении.

 Имущество,  находящееся в собственности  муниципального образования, делится  на две части. Одна часть  муниципального имущества закрепляется  за муниципальными предприятиями  и учреждениями на праве хозяйственного  ведения и праве оперативного  управления. Другая - в частности,  средства местного бюджета, иное  муниципальное имущество, не закрепленное  за муниципальными предприятиями  и учреждениями, составляет, согласно  ст.215 Гражданского кодекса РФ, муниципальную  казну соответствующего городского, сельского поселения, другого  муниципального образования. 

 Процесс  формирования муниципальной собственности  еще не завершен, как не завершен  порядок формирования самих муниципальных  образований. В соответствии со  ст.61 федерального Закона от 28 августа  1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» субъекты  РФ должны передавать в собственность  муниципальных образований объекты,  находящиеся в их собственности,  но необходимые для решения  вопросов местного значения. Передача  данных объектов в собственность  местного самоуправления осуществляется  в соответствии с разграничением  полномочий между субъектами  РФ и муниципальными образованиями,  а также между самими муниципальными  образованиями. 

 Органы  местного самоуправления наделяются  также правом самостоятельно  создавать муниципальные предприятия,  учреждения и организации для  осуществления хозяйственной деятельности. Органы местного самоуправления  определяют цели, условия и порядок  их деятельности, регулируют цены  и тарифы на их продукцию  (услуги), утверждают их уставы, назначают  и увольняют руководителей, заслушивают  отчеты об их деятельности.

 Формирование  муниципальной собственности тесно  взаимосвязано с процессом приватизации.

 Основными  проблемами предприятий и организаций  муниципальной формы собственности  являются накопленная задолженность,  слабая материальная база и  высокий уровень износа основных  фондов.

 Передача  имущества в аренду является  одним из источников пополнения  бюджета, действенным инструментом  развития территорий муниципальных  образований и создания благоприятных  условий для предпринимательства.  Не являясь монополистом на  рынке недвижимости, но, обладая  большим объемом недвижимости, передаваемой  в аренду, муниципалитет способен  влиять на рынок: регулировать  рост цен, задавать уровень  стабильности договоров, снижать  произвол частных арендодателей.  Основными арендаторами муниципального  недвижимого имущества являются  представители малого бизнеса,  у которых нет собственных  площадей. Зачастую средства, полученные  от аренды муниципального имущества,  идут на капитальный ремонт. Вариантом  эффективного использования муниципальной  собственности является увязка  объема вложенных арендатором  средств, в капитальный ремонт  со сроком действия договора  аренды и стоимостью аренды.

2.1 Разграничение  собственности.

 Процесс  формирования муниципальной собственности  во многом зависит от решения  проблемы разграничения собственности  между Российской Федерацией, субъектами  РФ и муниципальными образованиями. 

 Разграничение  собственности на государственную и муниципальную, до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

 Кроме  того, право государственной собственности  и право муниципальной собственности  характеризуются множественностью  субъектов. В роли субъектов  государственной собственности  выступают Российская Федерация  в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д. 

2.2 Субъекты  муниципального права.

 Осуществление  от имени соответствующего муниципального  образования собственника его  правомочия в соответствии со  своей компетенцией не делает  их собственниками соответствующего  имущества. Как и государственные  органы, органы муниципальных образований  могут выступать в имущественном  обороте и в качестве самостоятельных  юридических лиц - муниципальных  учреждений, обладающих самостоятельным  вещным правом оперативного управления  на закрепленное за ними имущество  (ст. 296 Гражданского Кодекса РФ). Частью этого имущества - денежными  средствами - они будут отвечать  по своим обязательствам. При  осуществлении ими правомочий  собственника муниципального образования  - они получают возможность, в  той или иной мере, распоряжаться  имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим  его казну, и именно имущество  казны, в первую очередь средства  соответствующего бюджета, составляет  базу самостоятельной имущественной  ответственности такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам.

 В связи  с этим муниципальное имущество,  подобно государственному, также делиться на две части (ст. 215 п.3 Гражданского Кодекса РФ). Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая, нераспределенная часть, составляет казну соответствующего муниципального образования. С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет значение, прежде всего, для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

 Наиболее  важным из всех прав, осуществляемых  муниципальным образованием, как  субъектом гражданских правоотношений, права собственника муниципального  имущества. 

 Субъектами  права муниципальной собственности  выступают: 

- органы местного  самоуправления;

- должностные  лица местного самоуправления;

- население  муниципального образования. 

 Однако  и Гражданский Кодекс РФ и Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности, является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества.

 Наделение  населением муниципального образования  органов местного самоуправления  полномочиями по осуществлению  права муниципальной собственности,  означает лишь, перераспределение  полномочий представителей одного  и того же собственника - муниципального  образования, но не передачу  от него права собственности  какому-либо другому лицу.

2.3 Формирование  муниципальной собственности.

 Приобретение  права муниципальной собственности. 

 Право  муниципальной собственности возникает  из оснований, предусмотренных  законами и иными правовыми  актами. Можно выделить административные  и гражданско-правовые способы.  Административный порядок предполагает  волю одной стороны - государства  и реализует, при издание акта органа государственной власти. Более отвечает интересам местного самоуправления, способ перехода прав на объекты собственности, гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав.

 Право  муниципальной собственности может  быть приобретено следующими  способами: 

- путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества);

- путем получения поступлений (доходов, продукции) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;

- на основании договора купли- продажи, дарения или иной сделки об отчуждениях этого имущества;

- по наследству в соответствии с завещанием или законом;

- по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);

- в установленном порядке ( к примеру, как находка или как клад).

 

 

2.4 Муниципальное  имущество.

 Приобретение  и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества  и имущественных прав осуществляется  в порядке, установленном органами  местного самоуправления. Муниципальное  имущество подлежит обязательному  учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

 Кроме  того, согласно п.1 ст. 61 Закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» субъекты РФ обязаны  передавать в собственность муниципальных  образований объекты, необходимые  для решения вопросов местного  значения, в соответствии с разграничением  полномочий между субъектами  РФ и муниципальными образованиями,  а также между муниципальными  образованиями. 

 Передача  объектов (имущества), относящихся к  муниципальной собственности, в  государственную собственность  субъектов РФ или федеральную  собственность, может осуществляться  только с согласия органов  местного самоуправления, либо по  решению суда.

 Весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность, нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящихся к муниципальной собственности. К объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов, местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

ВЫВОД

 Муниципальная  собственность используется как  инструмент создания привлекательных  рамочных условий для развития  малого бизнеса. Льготы по арендной  плате и коммунальным платежам, муниципальные заказы и поручительства  обеспечивают не только создание  новых производств, но и гарантируют  в перспективе рост доходности  территорий муниципальных образований.  Вместе с тем, отсутствие полной  и достоверной информации о  земельных участках, объектах недвижимости  и зарегистрированных правах  на них делает невозможным  эффективное управление земельными  ресурсами, недвижимостью и территориями  муниципальных образований в  целом. 

 По-прежнему  актуальной остается задача повышения  эффективности использования муниципального  имущества за счет:

Информация о работе Финансовые основы местного самоуправления