Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В 1992 году Президент Российской Федерации издал указ, в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства - института, который, непосредственно находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации - банковская или казначейская.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации - решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
I.Становление казначейской системы……………………………………….5
1.1 Федеральное казначейство в финансовой системе РФ…………………5
1.2 Задачи и права органов казначейства……………………………………7
1.3 Федеральное казначейство на современном этапе……………………..12
II.Исполнение федерального бюджета казначейскими органами…………15
2.1 Организация финансового контроля за исполнением бюджетов всех уровней управления…………………………………………………………..15
2.2 Исполнение федерального бюджета по доходам……………………….19
2.3 Исполнение федерального бюджета по расходам………………………23
2.4 Завершение финансового года по доходам и расходам федерального бюджета………………………………………………………………………..28
III.Направления совершенствования казначейской системы исполнения федерального бюджета в РФ……………………………………………...….30
Заключение…………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

федеральное казначейство.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Завершение  финансового года по доходам  и расходам федерального бюджета

 

Процесс исполнения федерального бюджета осуществляется в рамках финансового года. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен срок его завершения - 31 декабря, после чего формируется отчет за год.

 

 Для всех участников  бюджетного процесса порядок  окончания финансового года устанавливается  Центральным банком Российской  Федерации и Министерством финансов  Российской Федерации. Органы  казначейства - непосредственные участники и исполнители операций по завершению финансового года.

 

 По доходам федерального  бюджета. 

 

 На установленную  дату все банки и органы  казначейства обязаны завершить  операции по зачислению доходов  текущего года. Все их лицевые счета по учету доходов «обнуляются», и зачисляются на один счет ГУФК в Банке России.

 

 Доходы по платежным  документам, принятым в новом  году, подлежат зачислению на  лицевые счета казначейства и  учету уже в новом году.

 

 По расходам федерального  бюджета.

 

 Для завершения  финансового года по счетам  расходов органов казначейства  устанавливаются следующие этапы  исполнения.

 

1. Лимиты бюджетных  обязательств на текущий год  прекращают свое действие 31 декабря  текущего года.

 

2. Принятие бюджетополучателями бюджетных обязательств после 25 декабря текущего года не допускается. После этой даты нельзя заключать договоры на выполнение работ, предоставление услуг и т.д. в пределах лимитов текущего года.

 

3. Подтверждение денежных  обязательств должно быть завершено органом казначейства 28 декабря текущего года. После этой даты любые платежные документы от бюджетополучателей не принимаются.

 

4. Орган казначейства  обязан до 31 декабря текущего  года включительно оплатить принятые  и подтвержденные денежные обязательства.

 

5. Неиспользованные остатки  средств федерального бюджета  на лицевых счетах распорядителей  и соответственно на лицевых  счетах органов казначейства  зачисляются на отдельный счет  и перечисляются платежными поручениями  органов казначейства на счет в Главное управление Федерального казначейства Российской Федерации.

 

 Счета, используемые  для исполнения бюджета завершаемого  года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. 

 

 Остатки бюджетных  средств прошлого года учитываются  в доходах бюджета наступившего финансового года как остаток средств. Порядок использования этих средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

 Иной порядок устанавливается  для средств, полученных бюджетными  учреждениями от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. Неиспользованные остатки указанных средств в полном объеме зачисляются на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета, и они не подлежат изъятию в доход бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Направления совершенствования казначейской системы исполнения федерального бюджета в РФ

 

Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сегодня  сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. И прежде всего с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

 

 Важная задача, которую  поставил перед правительством  Президент, - это повышение устойчивости  экономики, федерального бюджета  к воздействию внешнеэкономической  конъюнктуры. Это также непосредственно  связано с экономическим ростом. Состояние государственных финансов влияет на множество факторов и условий экономического роста – темпы инфляции, валютный курс, доступность заемных ресурсов для экономики по более низким процентным ставкам. Страна, бюджет которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, не может рассчитывать на устойчиво экономическое развитие. В связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета Российской Федерации.

 

 Реальность выполнения  поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета, его успешное выполнение – залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.

 

 Бюджетный кризис, развившийся в течение последних  лет, достиг своей вершины в  1998 г. Важнейшая задача в ближайшей  перспективе – обеспечить, устойчивы экономический рост.

 

 Оздоровление государственного  бюджета необходимо осуществлять  по трём основным направлениям:

 

 увеличение его  доходной базы;

 

 реструктуризация  расходной части бюджета; 

 

 упорядочение бюджетных  процедур.

 

 Преобразование бюджетного  устройства Российской Федерации  на сегодняшний день крайне  необходимы. Они должны вестись  по следующим направления: 

 

 формирование сильного  федерального бюджета как гаранта  устойчивости всей бюджетной  системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики;

 

 переход к целевым  финансовым трансфертам территориям  с аккумуляцией федеральных и  региональных бюджетных ресурсов  для совместного финансирования  инвестиционных и социальных  программ;

 

 отказ от предоставления бюджетно-налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Федерации.

 

 Всё это в совокупности  способно значительно усовершенствовать  бюджетное устройство Российской  Федерации, особенно в отношении  формирования нормальных рыночных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма. Тем не менее, такое обновление, являясь чрезвычайно важным аспектом реформирования всей бюджетной системы, затрагивает в основном лишь внутри бюджетные проблемы.

 

 Не менее важно и формирование рациональных «внешних» бюджетных отношений, т.е. отношений бюджета с конечными объектами государственного бюджетного регулирования – с населением и предприятиями. Следовательно, возникает необходимость рационализма бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно оптимизация доходных поступлений. Эта проблема выражается в Российской Федерации, как впрочем, и во многих развитых странах, в необходимости сбалансированности бюджета: проблеме управления бюджетным дефицитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов, среди которых бюджетное  планирование и бюджетный процесс  являются одними из основных. Полное и  своевременное исполнение бюджета по доходам и расходам - одна из основных задач государства. Органом, осуществляющим контроль над исполнением бюджета на всех его этапах, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, регулирующим отношения между бюджетами различных уровней, является созданная в декабре 1992 г. новая структура - Федеральное казначейство Российской Федерации.

 

 Таким образом,  в начале 90-х годов назрела  серьезная необходимость в создании  отдельной финансовой структуры,  которая была бы способна производить и контролировать исполнение именно федерального бюджета, обеспечивала бы прозрачность движения государственных средств. Исходной идеей образования казначейства было решение сверх принципиально важных задач: создание информационной системы, необходимой для управления бюджетом, и осуществление жесткого управленческого контроля над процессом исполнения бюджета.

 

 Развитие казначейской  системы исполнения бюджета сопровождалось  передачей функций и объема  работы, выполняемых раннее органами  ЦБ РФ, Государственной налоговой службы РФ и местными финансовыми органами, в органы казначейства. Формирование единообразных межбюджетных отношений явилось ключевым условием для начала функционирования централизованной финансовой системы.

 

 Пройденный за эти  годы путь оказался нелегким, но достигнутыми результатами можно гордиться. Основным достижением можно считать тот факт, что в конце XX века в России была выбрана правильная концепция исполнения федерального бюджета. Можно гордиться тем, что в такой короткий период казначейская система уже полностью создана и достаточно успешно функционирует.

 

 Можно с уверенностью  заявить, что несмотря на огромные  организационные трудности - поставленные  задачи выполняются, федеральное  казначейство выстояло и доказало  свое безальтернативное право на существование. Это признание произошло в первую очередь благодаря именно титаническому труду, профессионализму и жесткости в отстаивании интересов казны Российской Федерации всех органов Федерального казначейства.

 

 Опыт функционирования системы Федерального казначейства в течение всех лет своего существования характеризуется постепенностью и последовательностью перехода к процессу исполнения федерального бюджета с учетом передовой международной практики.

 

 Завершено создание  институциональной организационной структуры органов Федерального казначейства.

 

 Сегодня казначейство  представлено центральным аппаратом  и органами Федерального казначейства  во всех субъектах Российской  Федерации.

 

 Практически все  федеральные бюджетные учреждения (за исключением отдельных учреждений Минобороны России), обслуживаются в системе казначейства и не имеют счетов в банковской системе. А также все счета, на которые поступают доходы федерального бюджета, сосредоточены в системе Федерального казначейства.

 

 Постоянно ведется  работа по совершенствованию  операционных процедур казначейского  исполнения и учета исполнения  бюджетов в Российской Федерации.

 

 Разработаны нормативные  документы по порядку учета  и распределения доходов бюджетной  системы, по ведению лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, по кассовому обслуживанию местных бюджетов, по учету внебюджетных средств, по учету бюджетных обязательств и по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов и сметы расходов бюджетных учреждений.

 

 Особое внимание  уделяется совершенствованию процесса  прохождения платежей в системе  и контроля за осуществлением  расходов бюджетополучателями в  целях предотвращения создания  несанкционированной кредиторской  задолженности и обеспечения  целевого использования бюджетных средств.

 

 Безусловно, предстоит  еще очень многое сделать, доказать  и воплотить в жизнь целый  комплекс широкомасштабных задач  и проектов по усовершенствованию  деятельности федеральных органов  федерального казначейства.

 

 Исходя из вышеизложенного можно заметить, что деятельность органов федерального казначейства осуществляется согласно действующему законодательству целесообразно и весьма эффективно.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 Бюджетный кодекс  Российской Федерации. Принят  Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.1998 г. (С изменениями и дополнениями).

 

 Положение «О Федеральном  казначействе» утверждено Правительством  РФ от 27.08.1993 г. №864 (в ред. от 28.01.1997 г.)

 

 Приказ МинФина  РФ «О бюджетной классификации» от 29.12.1994 г. № 177

 

 Указ Президент  РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О  Федеральном казначействе».

 

 ФЗ «О бюджетной  классификации Российской Федерации»  от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ

 

 «Кодексы Российской  Федерации. Бюджетный Кодекс».  Постатейный научно-практический комментарий. Под ред. А.Т. Гаврилова. / М. - 2001 г.

 

 Акперов И.Г. и  др. Казначейская система исполнения  бюджета в Российской Федерации:  Учеб. Пособие / И.А. Коноплева,  С.П. Головач. – М.: Финансы и  статистика, 2004. – 352 с.: ил.

 

 Финансовое право: Учебник / О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ М.-2003

 

 Финансовое право в вопросах  и ответах / Под ред. Е.Ю.Грачевой / М - 2003

Информация о работе Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации