Теоретические основы налоговых доходов регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:03, контрольная работа

Краткое описание

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретическая часть 25%.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

1. Теоретические  основы налоговых  доходов регионального бюджета

1.1.Экономическая сущность региональных бюджетов

Региональные бюджеты  — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все  в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий.

Региональными называются бюджеты  субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и прочее. По своему статусу они занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у  них свои собственные источники  формирования доходов и направления  расходования средств. С другой стороны, они занимают определенное промежуточное  место в финансово-бюджетной системе. Они получают помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное  финансовое содействие нижестоящим  муниципальным образованиям (местным  бюджетам). Причина такого положения  заключается в том, что регионы  и находящиеся в их пределах муниципальные  образования существенно отличаются друг от друга по своему социально-экономическому и бюджетному потенциалу, а также  по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования.

Региональные бюджеты  являются одним из первостепенных каналов  доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие  функции:

    • формирование финансовых фондов;
    • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
    • контроль за финансово хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных органам власти.

В последнее десятилетие  наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты  государство активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Финансовая самостоятельность региональных бюджетов во многом зависит от величины их доходной базы. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в состав доходов бюджетов входят: налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.

В бюджеты субъектов Федерации  зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным  налоговым законодательством, а  пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке  бюджетного регулирования между  региональным бюджетом и местными бюджетами  определяются законом о бюджете  субъекта Федерации на очередной  финансовый год и Федеральным  законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

К доходам региональных бюджетов можно отнести следующие:

-налоговые доходы;

-процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;

- неналоговые доходы;

-дотации, т.е. средства, передаваемые в твердой сумме  из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;

-субвенции, т.е. средства, передаваемые в твердой сумме  из вышестоящих бюджетов в  нижестоящие на строго определенные  цели;

-средства, полученные из  вышестоящего бюджета в процессе  исполнения бюджета.

В период реформирования бюджетной  системы налоговым доходам уделяется  все большее внимание, поскольку  они определяют уровень налогового потенциала территории.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся  отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты  по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Региональные бюджеты  пополняются и из других источников.

Расходы региональных бюджетов направлены на разработку и осуществление  планов экономического и социального  развития подведомственных территорий. Структура и соотношение расходов разных регионов неодинаковы.

В региональный бюджет включаются статьи:

- финансирование развития  местной производственной базы, т. Е. это основа для получения  собственных доходов;

затраты на здравоохранение, образование, культуру, науку;

расходы по охране окружающей среды;

социальные проблемы населения;

благоустройство территорий.

1.2 Налоговые доходы регионального бюджета

1.2.1  Собственные и регулирующие налоговые доходы.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих доходов.

Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и  сборы:

• налог на имущество  предприятий;

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес.

К собственным доходам  относятся также доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ, и доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти субъектов  РФ.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных  бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных  бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования  передаются регулирующие доходы.

Регулирующие  доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В отличие от собственных  налоговых доходов регулирующие по определению имеют статус временных  доходных источников, тем не менее продолжительность периода закрепления этих доходов имеет принципиальное значение. Во избежание негативных последствий ежегодного пересмотра доходной базы субнациональных бюджетов в Бюджетном кодексе было установлено правило, в соответствии с которым нормативы распределения налоговых доходов (и в случае передачи доли федеральных налогов в региональные и местные бюджеты, и в случае передачи субъектами РФ доли закрепленных за ними федеральных и региональных налоговых доходов в местные бюджеты) закрепляются соответствующими законами о бюджете и не подлежат пересмотру в течение как минимум 3 лет.

К сожалению, в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) присутствует ряд норм, противоречащих этому разумному принципу. Например, в статье 48 БК РФ дается следующее определение регулирующих доходов: «Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов». Однако, как упоминалось выше, статьи 50, 52 и 58 БК РФ не допускают фиксации регулирующих доходов на срок меньше 3 лет (за исключением случаев изменения налогового законодательства). Второе противоречие содержится внутри статьи 58, гласящей: «Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично – в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.» Однако из статей 47, 48 БК РФ вытекает, что доходы, закрепляемые на постоянной основе и на срок не менее трех лет – принципиально разные вещи. Если первые относятся к собственным доходам бюджетов, то вторые считаются регулирующими доходами. Следовательно, упоминать эти понятия в качестве равнозначных, как это делается в статье 58, нельзя. Правильнее говорить о том, что доли отчислений от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов могут передаваться местным бюджетам в качестве регулирующих доходных источников по нормативам, утверждаемым на срок не менее 3 лет, а доли отчислений от региональных налогов могут закрепляться за местными бюджетами на постоянной основе или на временной основе на срок не менее трех лет.

Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке  бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.

Основную часть доходов  регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер.

Доля собственных налогов  в доходах региональных бюджетов невысока. Основной из собственных налогов — транспортный.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым  кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

К региональным налогам и  сборам относятся:

— налог на имущество  организаций;

— транспортный налог;

— налог на игорный бизнес.

При распределении налоговых  доходов по уровням бюджетной  системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Представительней орган  власти субъекта Федерации имеет  право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством.

Законы субъекта Федерации  о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.

В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ в  бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

    • налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
    • налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
    • транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

Информация о работе Теоретические основы налоговых доходов регионального бюджета