Теоретические аспекты федеральных государственных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Она включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти. Данное определение законодательно закреплено в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ» от 02.08.2010 № 588.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)

Годовой отчет содержит:

а) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;

б) перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;

в) анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы;

г) данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на

выполнение мероприятий;

д) информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в

государственную программу;

е) иную информацию в соответствии с методическими указаниями.

В целях контроля реализации государственных программ Министерство экономического развития Российской Федерации на постоянной основе осуществляет мониторинг реализации государственных программ ответственным исполнителем и соисполнителями. Министерство финансов Российской Федерации представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации информацию, необходимую для проведения мониторинга реализации государственных программ в части их финансового обеспечения. Результаты мониторинга реализации государственной программы рассматриваются на заседании Правительства Российской Федерации не менее 2 раз в год.

Оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется на основе методики оценки ее эффективности. Для выявления степени достижения запланированных результатов государственной программы, в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий представлять аргументированное обоснование причин:

1)отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;

2)значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;

3)возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы (подпрограммы) в отчетном году;

4)перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями государственной программы (подпрограммы) в отчетном году;

5)исполнения плана по реализации государственной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.

Рассмотрев теоретические основы государственных программ, можно сделать вывод о том, что в связи с переходом к «программному» бюджету, органы государственной власти Российской Федерации, а впоследствии и органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления подготовили объемную нормативно - правовую базу. На основании главного документа – Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценке эффективности государственных программ РФ» и Перечня государственных программ на сегодняшний день разработано и принято 42 государственные программы Российской Федерации, отраженных в Федеральном Законе «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016гг».

 

2 Структура расходов федерального бюджета в разрезе государственных программ Российской Федерации

Как было сказано ранее, федеральный бюджет стал формироваться в разрезе программ, только начиная с 2014 года, и соответственно на плановые периоды  2015-2016 годы так же определены государственные программы и их объемы финансирования. Согласно перечню государственных программ, все программы сгруппированы в 5 блоков, с неравным количеством программ. В основу такой группировки положена сфера деятельности, через которые государство реализует свои функции.

 

Таблица 1 – Доля государственных программ в их общем количестве, процентов

 

Название блоков; количество государственных программ

Доля программ в  их общем количестве, %

Новое качество жизни (13)

30,96

Инновационное развитие и модернизация (17)

40,48

Обеспечение национально безопасности (2)

11,90

Сбалансированное региональное развитие (5)

11,90

Эффективное государство (5)

4,76

Итого

42

100


 

Таким образом, программы распределены неравномерно: большее внимание уделяется социальной сфере,  а так же развитию в сфере инноваций и модернизации. Но рассмотреть структуру программ можно не только в этом виде, но и в разрезе объема бюджетных ассигнований для реализации государственных программ. Проследим изменение доли объема бюджетных ассигнований на реализацию блоков Государственных программ за несколько лет.

 

Таблица 2 - Структура расходов федерального бюджета в программном формате по блокам за 2014 год и плановый период 2015-2016 годы, тыс. рублей

 

Название блока

Доля

2014 год

Доля

2015 год

Доля

2016 год

Новое качество жизни

57,48

62,22

61,14

Инновационное развитие и модернизация экономики

22,72

20,76

19,55

Обеспечение национальной безопасности

0,03

0,01

0,01

Сбалансированное экономическое развитие

7,62

7,76

7,50

Эффективное государство

12,15

9,25

11,80

Итого

100

100

100


 

Если рассмотреть отдельно структуру по годам, то можно увидеть то, что объемы бюджетных ассигнований для исполнения расходных обязательств по блоку «новое качество жизни», значительно превышают другие блоки - эта тенденция прослеживается на протяжении трех рассматриваемых лет. Хотя, доля программ в этом блоке не самая высокая среди всех остальных – можно сделать вывод о том, что количество программ в блоке не влияет на объемы ассигнований и приоритет на федеральном уровне отдается социальной сфере. На протяжении трех лет изменяется структура блоков в отдельно взятом году - объемы финансирования каких-то блоков уменьшаются, за счет них какие-то увеличиваются. Но объемы бюджетных ассигнований по блоку «Обеспечение национальной безопасности» практически не изменяется и остаётся на уровне меньше единицы процентов от всего объема финансирования.

 

Таблица 3 – Динами бюджетных ассигнований на реализацию Государственных программ

 

Название блока

Объем

2015 год, тыс.руб

Изменение к 2014 году, процентов

Объем

2016 год, тыс. руб

Изменение к 2015году, процентов

Новое качество жизни

6 208 554 676,5

+17,67

6 424 202 695,8

+3,47

Инновационное развитие и модернизация экономики

2 071 199 798,8

-0,70

2 053 755 957,3

 

 

-0,84

Обеспечение национальной безопасности

1 466 642,5

- 36,35

1 446 648,7

-1,36

Сбалансиро-

ванное экономическое развитие

774 574 684

+10,69

788 217 957

 

+1,76


 

 

Продолжение таблицы 3

 

Эффективное государство

922 801 404,6

- 17,29

1 239 960 657,1

+34,37

Итого

9 978 597 206,5

+8,70

10 507 583 915,9

+5,30


 

В целом, объем изменений бюджетных ассигнований на реализацию Государственных программ федерального уровня увеличился, но не более, чем на 8,7 % в 2015 и на 5,3% в 2016 планируемых годах по сравнению с предыдущим.

Рост в основном произошел за счет увеличения объемов по таким блокам как «новое качество жизни», «сбалансированное экономическое развитие», но снизились объемы по блоку «обеспечение национально безопасности» более, чем на 35 % - в планируемом 2015 году. В 2016 году планируется так же увеличить объемы по блоку «новое качество жизни» но не более, чем на 4 %, а так же и по блоку «эффективное государство» на 34,37%.

Рассмотрим некоторые отдельные программы, входящие в состав блогов.

Государственная программа «Развитие образования на 2013-2014 годы», не смотря на увеличение блока «новое качество жизни», куда входит данная программа, объемы бюджетных ассигнований по ней сокращаются. Этому есть объяснение - происходит уменьшение расходов федерального бюджета, предоставляемых в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. Так же, целях приведения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствие законодательству о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации:

- с 2014 года предусмотрена  отмена субсидирования за счет  федерального бюджета выплаты  денежного вознаграждения за  классное руководство в сумме 11,45 млрд. рублей;

- с 2015 года предусмотрена  отмена субсидирования за счет  федерального бюджета реализации  мероприятий по проведению оздоровительной  кампании детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, в  сумме 4,6 млрд. рублей.

Увеличение объемов по Государственной программе «Физическая культура и спорт» обусловлено увеличением расходов на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 году в Российской Федерации, предусмотренных утвержденной Правительством Российской Федерации программой подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации. В рамках государственной программы предусмотрены расходы на строительство спортивных стадионов, тренировочных площадок и временной инфраструктуры на территориях стадионов в объеме 90,3 млрд. рублей, в том числе в 2014 году - 30,0 млрд. рублей, в 2015 году - 30,2 млрд. рублей, в 2016 году - 30,1 млрд. рублей.

Кроме того, существуют так же отклонения объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном Законе «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы» (далее Федеральный Закон) от базового варианта Государственной программы.

Основным фактором отклонения расходов, утвержденных Федеральным Законом от базового варианта государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" является увеличение объема бюджетных ассигнований на осуществление выплат материнского (семейного) капитала в связи с предполагаемым увеличением численности граждан, которые могут воспользоваться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Основным фактором отклонения предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" в 2014 - 2016 годах от объемов финансового обеспечения в утвержденной государственной программе является пересчет на курс доллара США расходов по оплате арендных платежей за пользование комплексом "Байконур" согласно Договору аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан.

Основным фактором отклонения предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в 2014 - 2016 годах от объемов финансового обеспечения в утвержденной государственной программе является уменьшение объемов бюджетных ассигнований на реализацию федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах".

Увеличение объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" обусловлено индексацией расходов на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2014 - 2015 годах на уровень инфляции.

Таким образом,  Федеральном Законе «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы» утверждены объемы бюджетных ассигнований для реализации расходных обязательств в текущем году и плановых периодов, которые отличаются от предыдущих годов от базовых вариантов – на это есть свои причины, некоторые из которых были освещены в данной главе.

 

3 Проблемы и перспективы государственных программ Российской Федерации

Информация о работе Теоретические аспекты федеральных государственных программ