Сущность бюджета как экономической категории. Функции и значение бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 23:37, контрольная работа

Краткое описание

Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, ко-торые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей госу-дарственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.
Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Содержание

Введение
1 Определение бюджета
2 Сущность бюджета как экономической категории
3 Функции и значение бюджета
4 Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета
5 Структура доходов бюджета
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность бюджета как экономической категории.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция бюджет выражается и  в  том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход  процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. 

Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов  и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового  плана государства, являются:

1) перераспределение  национального дохода и ВВП, которое  влияет на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием и  использованием фонда денежных  средств.

Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры регионов РФ. В современных  условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры обще-ственного производства, улучшению пропорций, более эффективному исполь-зованию денежных средств. В  процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное соотношение  между централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств. 

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных  форм собственности сферы материального  производства. 

В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное, оптимальное  соотношение между централизованными  и нецентрализованными фондами  денежных средств, определяются размеры  финансовых ресурсов, концентрируемых  в предприятиях, и степень участия  предприятий формировании доходов  бюджетной системы.  

Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распреде-ления и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.  

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участни-ки общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспреде-ления через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

4 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ        РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации. Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115  ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изме-нениями и дополнениями от 08.08.2001г.  

Бюджетная классификация РФ - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. 

Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в  Бюджетный кодекс РФ (гл.4), согласно которому бюджетная классификация  включает:

  1. классификацию доходов бюджетов РФ;
  2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  3. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  4. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  5. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  6. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  7. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  8. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

Особое  внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней.

Доходы  бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

5 СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА      

Согласно  действующей бюджетной классификации  все доходы бюджетов делятся на следующие  виды:

  1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
    • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
    • налоги на товары и услуги;
    • налоги на имущество;
    • платежи за использование природных ресурсов;
    • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
    • прочие налоги, сборы и пошлины;
  1. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
  1. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
    • от нерезидентов;
    • от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
    • от государственных внебюджетных фондов;
    • от государственных предприятий и учреждений;
    • от наднациональных организаций.

 

      Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.       

Различаются бюджетные расходы по следующим  направлениям:

    1. расходы федерального бюджета;
    2. Расходы бюджетов субъектов РФ;
    3. расходы местных бюджетов;

 

      Рассмотрим  виды расходов, финансируемых исключительно  из федерального бюджета:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение референдумов и выборов РФ;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • федеральный статистический учет;
  • прочие расходы.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная  часть доходного потенциала  федерального бюджета  РФ формируется за счет налоговых доходов. и только малую часть оставляют неналоговые доходы.  В доходах  федерального бюджета РФ основные налоговые поступления - это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет более половины от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной сис-темы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и прак-тики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время осо-бую актуальность.

 

\\

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романов-

Ф59 ский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 277 с. – (по состоянию на 01.01.2008 г).

3. Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов».

4. Бюджетная система Российской Федерации// Вахрин П.И., Нешитой А.С.: Учебник – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 340 с.

5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2005. – 512 с.

6. Экономический словарь для юных бизнесменов//Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев. -www. bashedu

 

 


Информация о работе Сущность бюджета как экономической категории. Функции и значение бюджета