Совершенствование учета и распределения накладных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Традиционные методы калькулирования производственных и непроизводственных затрат были созданы в период, когда большинство компаний производили ограниченный ассортимент продукции и доминирующими производственными затратами были затраты на основные материалы и заработную плату основных производственных рабочих. Расходы на обслуживание производства и управление, являющиеся в большинстве своем косвенными, были относительно невелики. Поэтому искажения производственных затрат вследствие их распределения пропорционально заработной плате производственных рабочих (наиболее популярный в силу своей простоты базы распределения) на продукцию были не значительны. Стоимость обработки информации, напротив была достаточно высокой, поэтому применение более сложных методов распределения расходов по обслуживанию производства и управления было не оправдано.
Цель курсовой работы - проследить совершенствование методов учета и калькулирования накладных расходов в различных системах калькулирования себестоимости.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы учета и распределения расходов 5
1.1 Экономическое содержание расходов 5
1.2 Классификация расходов для целей управленческого учета 7
1.3 Учет расходов в различных системах калькулирования себестоимости 10
2. Основы учета и распределения косвенных (накладных) расходов 13
2.1 Экономическое содержание накладных расходов 13
2.2 Классификация накладных расходов для целей управленческого учета 14
2.3 Учет и распределение накладных расходов 18
3. Совершенствование учета и распределения накладных расходов 26
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 66.17 Кб (Скачать файл)

Принимаемые в расчет (релевантные) затраты - это затраты, имеющие отношение  к принимаемому решению; не принимаемые  в расчет затраты (нерелевантные) не имеют отношения к принимаемому решению.

Явные затраты организация осуществляет в процессе производства и продажи  продукции (работ, услуг); альтернативные (вмененные) затраты возникают в  условиях ограниченных ресурсов при  выборе альтернативных вариантов. Они  означают упущенную выгоду, возникающую  при ограниченных ресурсах. В первичных бухгалтерских документах альтернативные затраты не отражаются, поскольку носят расчетный характер. Указанные расходы иногда называют «воображаемыми».

Безвозвратными (затратами истекшего  периода) называются затраты, которые  уже возникли в результате ранее  принятого решения. На сумму понесенных затрат уже не могут повлиять никакие  альтернативы. К данным затратам относят  остаточную стоимость амортизируемого  имущества. При любом варианте использования  этого имущества остаточную стоимость  списывают либо на затраты по производству продукции (в виде амортизационных  отчислений), либо на операционные расходы (при продаже и списанию). К  безвозвратным затратам относят  также стоимость ранее закупленных  материальных ресурсов, которые по ряду обстоятельств невозможно использовать (так называемые неликвиды) и др.[4,с.434]

Инкрементные (приростные, или дифференциальные) затраты являются дополнительными  и возникают при производстве дополнительной продукции или продаже  дополнительных товаров. Если, например, в результате дополнительного выпуска продукции затраты увеличатся на 500 тыс. руб., то эта сумма составляет инкрементные затраты. Маргинальные (предельные) затраты - это дополнительные затраты на единицу продукции (а не на весь выпуск). [1,с.238]

Для осуществления контроля и регулирования  затраты классифицируют на:

• регулируемые и нерегулируемые;

• затраты в пределах норм, плана, сметы и отклонения от норм, плана, сметы. [1,с.238]

Регулируемыми называются расходы, величина которых может зависеть от менеджера  соответствующего уровня управления; нерегулируемые расходы не зависят  от решений менеджера (как правило, низших уровней управления).

Для руководителя организации почти  все расходы организации являются регулируемыми; для руководителя цеха регулируемыми являются затраты  лишь в пределах цеха; для бригадира - только затраты в пределах бригады.

Деление расходов на регулируемые и  нерегулируемые имеет большое значение для установления ответственности  за величины расходов по каждому менеджеру  и исполнителю.

По возможности осуществления  контроля за затратами они подразделяются на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые затраты могут  контролироваться работниками организации; неконтролируемые затраты не поддаются  контролю со стороны работников организации (повышение цен на оборудование и  топливно-энергетические ресурсы, изменение  ставок отчислений на социальные нужды, налогов и др.).

Система контроля за затратами предусматривает  их деление на затраты в пределах норм, плана, сметы и на отклонение от норм, плана, сметы. Выявление указанных  отклонений позволяет менеджерам принимать  решения по управлению затратами. [1,с.239]

Таким образом, классификация затрат для целей управленческого учета имеет большое значение для возможности управления затратами и изучения поведения себестоимости, анализа безубыточности производства. Классификация затрат, которая отвечает целям управления, является основным принципом организации управленческого учета, способом воздействия на себестоимость продукции. Данная классификация должна в полной мере отражать все характерные признаки, по которым отличаются одни статьи затрат от других, разграничивать их функциональную роль, в соответствии с которой каждый компонент затрат выполняет конкретную функцию, что позволит с большей основательностью определить целесообразность и эффективность формирования статей затрат и их адресность.

 

    1. Учет расходов в различных системах калькулирования себестоимости

 

Одна из важнейших задач управленческого  учета - калькулирование себестоимости. Оно охватывает исчисление себестоимости  отдельных видов продукции или  работ (объектов калькулирования), калькуляционной  единицы и всей товарной продукции.

Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. [2,с.47]

С точки зрения полноты учитываемых  производственных затрат возможно калькулирование  полной и неполной (сокращенной) себестоимости.

Согласно системе калькулирования  полной себестоимости затраты, связанные  с производством и реализацией  продукции (работ, услуг), при планировании, учете и калькулировании себестоимости  продукции (работ, услуг) группируются по статьям затрат. [5,с.77]

В рамках модели полного распределения  затрат целесообразно классифицировать методы калькулирования в зависимости  от следующих признаков:

· объект калькулирования;

· способ расчета.

В зависимости от объекта калькулирования  можно выделить следующие основные методы:

· по изделиям;

· позаказный;

· пооперационный;

· попередельный;

· попроцессный.

В зависимости от способа расчета  можно выделить следующие способы  калькулирования:

· прямого счета (удельных издержек);

· нормативный (эквивалентный);

· расчетно-аналитический;

· параметрический;

· исключения затрат;

· коэффициентный;

· комбинированный.[6]

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам  продукции (работ, услуг), а также  порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции  определяются отраслевыми методическими  рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости  продукции (работ, услуг) с учетом характера  и структуры производства. [5,с.77]

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость  продукции (работ, услуг) того отчетного  периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной  или последующей (арендная плата, плата  за абонентское обслуживание, плата  за подписку на периодические издания  нормативно - технического характера  и т.п.).

Непроизводительные затраты отражаются в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены. [5,с.78]

В бухгалтерском управленческом учете  одним из альтернативных традиционному  отечественному подходу к калькулированию  является подход, когда по носителям  затрат планируется и учитывается  неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые, затраты. Она  может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с  производством продукции (работ, услуг), даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в себестоимость разная. Однако общим  для этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие  отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. В этом состоит сущность системы учета неполной себестоимости.

Одной из модификаций данной системы  является система «директ-костинг». Ее суть состоит в том, что себестоимость  учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть  издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию  не включают и периодически списываются  на финансовые результаты, т.е. учитывают  при расчете прибылей и убытков  за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы - остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство. [5,с.81]

На первых этапах практического  применения системы «директ-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных  расходов списывались непосредственно  на финансовые результаты. Отсюда и  название системы -- Direct-Costing-System (система  учета прямых затрат).

Позднее «директ-костинг» трансформировался  в такую учетную систему, когда  себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат.

Таким образом, принципиальное отличие  системы «директ-костинг» от калькулирования  полной себестоимости состоит в  отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости они участвуют  в расчетах. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам - это такой метод учета затрат, при котором постоянные общепроизводственные расходы исключаются из издержек производства.

Общехозяйственные расходы также  исключаются из калькулирования. Они  являются периодическими и полностью  включаются в себестоимость реализованной  продукции общей суммой без подразделения  на виды изделий. В конце отчетного  периода такие расходы списываются  непосредственно на уменьшение выручки  от реализации продукции. [5,с.82]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основы учета и распределения косвенных (накладных) расходов

 

    1. Экономическое содержание накладных  расходов

 

Управленческий учет представляет собой систему, обеспечивающую формирование информации для оценки и измерения  затрат и результатов, а также  для принятия решений руководителями на всех уровнях внутрифирменного управления.

Современная система управленческого  учета включает следующие элементы: производственный учет, оперативный  учет, бюджетирование затрат и анализ затрат.

Производственный учет –  это составная часть управленческого  учета. По сути, производственный учет представляет собой систему сводного учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции. На предприятиях функции производственного учета  возлагаются на отдел учета затрат в бухгалтерии. Для ведения полноценного управленческого учета необходим, по крайней мере, еще один отдел, который может быть назван отделом  управленческого контроля и анализа. В его рамках следует формировать  и обобщать информацию в целях  принятия управленческих решений, вести  бюджетирования и проводить анализ затрат. [19]

К основным задачам учета  накладных расходов в рамках ведения  управленческой бухгалтерии относятся:

формирование своевременной, полной и достоверной информации о фактических накладных расходах, имеющих место на предприятии;

бюджетирование и контроль за исполнением смет накладных расходов;

выявление резервов снижения накладных расходов;

выявление факторов, влияющих на изменение отдельных элементов  накладных расходов;

управление затратами  и принятие управленческих решений (распределение накладных расходов в целях определения себестоимости  продукции, анализ накладных расходов, ценообразование и т.п.).

Управленческий учет отличает, прежде всего, возможность оперативно принимать решения. Используя данные учета, бюджетирования и анализа, бухгалтера-аналитики  определяют альтернативные варианты действий, собирают и обобщают по ним информацию, подготавливают рекомендации руководству. Неэффективные решения могут  привести к нестабильному финансовому  положению организации, т.е. послужить  причинами потери рынка продуктов, роста затрат, неоправданного увеличения запасов и т.д. Важным критерием  при принятии управленческого решения служат удельные затраты. Особую роль здесь играют накладные расходы. [13]

В управленческом учете особое значение имеет постоянная часть  накладных расходов, поскольку именно она представляет собой наиболее эффективный путь снижения себестоимости  изделий. Основными направлениями  действий в этой области можно  назвать сокращение численности  административного аппарата, уменьшение расходов на его содержание; повышение  квалификации персонала, занятого обслуживанием  производственных процессов, и усиление контроля за использованием средств  в этой сфере; внедрение системы  норм и нормативов накладных расходов и системы управления по отклонениям, основной целью, которой является предотвращение нерационального потребления указанных  ресурсов. [14]

 Таким образом, накладные расходы представляют собой затраты, состав которых ограничивается следующими критериями:

1) расходы носят комплексный  характер (каждая статья накладных  расходов включает различные  по экономическому содержанию  расходы: материальные затраты,  расходы на оплату труда, амортизацию  зданий, сооружений и оборудования  и т.д.);

2) расходы не создают  физическую или вещественную  основу продукта;

3) расходы связаны с  обслуживанием процессов производства  и продажи или с управлением  организацией в целом или ее  подразделениями.

Информация о работе Совершенствование учета и распределения накладных расходов