Система налогообложения России-федеральные, региональные. местные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 07:39, реферат

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с
момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм
используется для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.

Содержание

Введение......................................3
1. Возникновение и развитие налогообложения...................5
2. Основы налоговой системы...........................11
2.1 Виды классификаций налогов.......................11
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.....16
2.3 Налог на прибыль...........................21
2.4 Налог на добавленную стоимость.....................30
2.5 Акцизы...............................43
2.6 Налог на доходы физических лиц.....................50
2.7 Единый социальный налог.......................59
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ..............68
3.1 Анализ действующей налоговой системы..................68
3.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ.............70
3.3 Нестабильность налоговой системы России.................73
Заключение...................................75
Список литературы.................................76

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ-система налогообложения Р.docx

— 124.51 Кб (Скачать файл)

условиями расширения налоговой  базы, которая может расти только тогда, когда

учитываются интересы товаро­производителей. В 70—80-е гг. все страны признали

учение А. Лэффера о  соотношении налоговых ставок и  доходов.

Однако нельзя и снижать  налоги сверх меры. Вспомним, что  они играют не только

стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут

привести к резкому  взлету предпринимательской активности, что также может

вызвать ряд негативных последствий.

Как уже отмечалось, часто  можно слышать жалобы на неста­бильность  российских

налогов, на постоянные смены  правил "игры с государством". Это действительно.

Без острой необходи­мости часто  вводится большое количество частичных

изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под  влияни­ем той

или иной группировки политиков  или экономистов дела­ется попытка  совместить

несовместимое, учесть всё  те предло­жения, о которых говорилось выше. Иначе

чем можно объяс­нить, что  в январе 1996 г. принимается решение  о существенном

смягчении подоходного налога с физических лиц, причем зад­ним  числом за

предыдущий год, а затем  в 1996 г. подоходный налог существенно  ужесточается.

Тот же подоходный налог, но уже на 1997 г., с сентября 1996 г. по январь 1997

г. прошел три законодательные  стадии: ужесточение, отмена принятых мер, вновь

ужесточение, но в меньшей  степени. Частые частичные изменения  свидетельствуют

об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас  к мысли о

необходимости созда­ния  научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие

из­менения, следует иметь  в виду, что налоговая система  сегодня не сможет

быть застывшей. Налоговая  реформа, следуя общему ходу всей экономической

реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в

стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется

лишь как тенденция  в условиях продолжающегося спада  производ­ства и инфляции.

Налоговая система призвана противостоять эко­номическому  и финансовому

кризису. Все это обусловило необхо­димость введения ряда изменений,

дополнений, поправок в на­логовое законодательство.

         3.2  Правовое регулирование налоговой  системы РФ        

Сегодня, по сути, у нас  сложилась едва ли  не тупиковая  ситуация. С  одной

стороны,  мало кто знает,  как правильно платить налоги. С другой — мало кто

понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой  службы по

развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых

инспекторов и налогоплательщиков,  видимо,  можно признать героическими.

Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже  если  отвлечься  от

специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ.  Об этом

свидетельствует и мировой  опыт.

Первая группа проблем - это  совершенствование понятийного  аппарата. Известно,

насколько некорректны определения  понятий, данные  в действующем  Законе “Об

основах налоговой системы  Российской Федерации”.  В статье 2 этого закона

таким разным понятиям как  налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно

общее определение, что противоречит  правилам  элементарной логики.

Определение понятия “плательщик  налога” неполно. А определение  объекта

налогообложения дано путем  перечисления  возможных  объектов без выделения

общих признаков, присущих этому  явлению. Следует подчеркнуть, что  в

необходимости определения  этих понятий нет никакой схоластики, она диктуется

сугубо практическими  целями.

Определить понятия “налог”  и “сбор”, адекватно отразив  в определении их

существенные признаки,  -  значит  выявить категории  обязательных   платежей,

входящих  в  налоговую  систему, уяснить компетенцию государственных  органов и

органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода

платежей,  отграничить  налоги и сборы  от других обязательных  взносов в

доход государства,  например некоторых видов имущественных  санкций.

Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

банков и страховых  организаций,  т.  е.  по существу определяет размер

налога, то этим нарушается один из основных  принципов  налогового  права:

установление  налогов  суть прерогатива законодательного органа. И уже

совершенно  недопустимым  является  положение, когда противоречия,  пробелы и

неточности в налоговом  законодательстве “устраняются” разъяснениями

Госналогслужбы  и Минфина  России.  Налицо подмена закона правовыми

суррогатами, ведущая к  беззаконию,  нестабильности,  необозримости  и

размытости информативно-правовой базы налогообложения.  Это явление, к

сожалению, неотъемлемая часть  экономической жизни нашей страны сегодня.

Вместе с тем следует  отдавать себе отчет  в  том,  что  необходимость  издания

авторитетных правоприменительных  актов по налогам существует. Она  объективно

обусловлена тем, что налогообложение  в России еще находится в стадии

становления,  а сами налоговые  законы  носят  рамочный  характер, подчас

представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без  отделочных

работ и установки оборудования.

Подведем итог: никакой  другой государственный орган не обладает такой

подробной информацией о  недостатках  налогового законодательства, его спорных

положениях и неясностях, как налоговая служба.  Поэтому  ни она,  ни Минфин,

ни Таможенный комитет  не могут быть отстранены от участия  в разработке и

издании правоприменительных  актов по налогам.

Третья группа  проблем,  которые  необходимо разрешить, касается

взаимоотношений  налоговых  органов  с налогоплательщиками.  Налоговые органы

- это властные органы.  Их властные полномочия  должны  осуществляться в

рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие

таких процедур  - один из самых крупных недостатков налогового

законодательства,  которое  в этом отношении  чревато  откровенным  произволом.

Наблюдается  явная  несбалансированность между властными полномочиями

налоговых органов и правами  налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд,

но ведь и наша судебная система далека от совершенства,  особенно  по  своим

материально-техническим  возможностям.

Необходимо, чтобы права  и обязанности обеих сторон налоговых  правоотношений

были не просто продекларированы,  а имели четкие механизмы их реализации и

были снабжены указаниями на  правовые последствия их нарушения  и

неисполнения.  Например, если на налоговый или другой государственный  орган

возлагается обязанность  информировать налогоплательщика  об изменениях в

налоговом законодательстве или о тех  налогах,  которые  он должен уплачивать,

то необходимо указать, какие  последствия наступят,  если  налогоплательщик

неправильно подсчитает  налоговые  суммы  или не уплатит  вовремя тот или иной

налог по вине налогового органа.

Одной из  самых сложных  и слабо разработанных считается  система

ответственности налогоплательщика  за налоговые правонарушения.

Неопределенность составов,  отсутствие дифференциации санкций  в  зависимости

от  субъективной  стороны  правонарушений, полное игнорирование  принципа вины

в системе налоговой ответственности,  дичайшая жесткость налоговых санкций,

отсутствие законодательных  процедур их применения - все это  от начала до

конца требует пересмотра, полной замены норм,  регулирующих ответственность

налогоплательщиков и  налоговых органов,  вообще формирования иных  подходов

к решению проблемы.

Прошедшие годы показали, что  число лиц, имеющих доходы, подлежащие

декларированию, и сумма  подоходного налога, уплаченная ими, растёт. Однако

далеко не каждый гражданин  считает уплату налогов долгом чести  и своей

конституционной обязанностью. С целью проведения работы с налогоплательщиками

специально для граждан  развёрнуто и действует более 11 тыс. консультационных

пунктов, специалисты центрального аппарата Госналогслужбы России и на местах

выступают по телевидению, радио  и в печати.

Оперативная информация налоговых  органов свидетельствует, что значительное

число физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от

налогообложения своих доходов  или скрывает их истинные размеры.

По экспертным оценкам, имеют  самостоятельные источники дохода и являются

потенциальными плательщиками  подоходного налога около 6 млн. человек. Таким

образом, вне контроля находится  значительная часть граждан. В основном это

так называемые “челноки” - как российские, так и иностранные  граждане.

Совершенно не урегулирован на  законодательном  уровне вопрос о порядке

осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о периодичности  и

продолжительности  налоговых  проверок, о формах и процедурах участия

налогоплательщиков в  рассмотрении актов проверок, о порядке  и  сроках

принятия решений и  т. д.

Конечно это лишь небольшой  круг  проблем,  касающихся правовой  базы

налогообложения в России,  будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем,

что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции  реформирования

налогообложения и его  правовой формы,  результаты любых  изысканий  в этой

сфере  останутся не более  чем точкой зрения отдельных коллективов  и

специалистов.

           3.3   Нестабильность налоговой  системы России          

В настоящее время налогоплательщики  сетуют,  и  вполне обоснованно, на

нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка

уплаты, налоговых льгот  и т. д., что объективно порождает  значительные

трудности в организации  производства и предпринимательства, в анализе и

прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении

бюджетных платежей. Дело в  том, что 90-е годы  является периодом возрождения

и становления налоговой  системы России.

Система налогов, введенная  в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована

к рыночным отношениям, не учитывала  новых явлений и тенденций, практически

она устарела уже к моменту  начала своего функционирования. Дело в том, что в

условиях перехода к рынку  применялись старые понятия о  налогах.

Вносимые в курс экономической  реформы уточнения и дополнения неизбежно

отражаются на необходимости  корректирования отдельных элементов  системы

налогообложения. Этого требуют  и продолжающиеся в экономике  страны процессы

инфляции, хотя теперь не такой  динамичной,  роста бюджетного дефицита,

падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются

ставки налогов, объекты  налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся

новые, уточняются источники  уплаты налогов. Многочисленные изменения  и

дополнения вносятся в  инструктивный и методический материал по налогам.

В декабре 1993 года президентским  указом было отменено положение о  норме,  в

соответствии с которой  региональные и местные органы власти в праве вводить

или не вводить лишь те налоги,  которые оговорены законом  “Об  основах

налоговой системы в Российской федерации”. В результате, как грибы  после

дождя, стали появляться такие  экзотические налоги как налог на падение

объемов производства или  на инвестиции  за пределами региона, за прогон скота

или на содержание футбольной команды.

Большую опасность стали  представлять и налоги, “экспортируемые” одним

регионом в другие. Например, республика Тува ввела собственные  акцизы на

отдельные виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку  эти акцизы

включаются в цену продукции, а продукция реализуется  за пределами

республики, налог фактически взимается с “чужих” налогоплательщиков,  а

поступает в собственный  бюджет. Подобные примеры можно продолжить. Налоговая

система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором

стремительно увеличивается. Это  не  только не стабилизирует  налоговую

систему, но и приводит в  отчаяние те крупные предприятия, которые

осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают  решения

об инвестициях в российскую экономику.

По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели  ухитряются скрыть

от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов

Государственной налоговой  службы России, у нас эта цифра  выше. Это в свою

очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.

Сегодня в стране ставки налогов  устанавливаются без достаточного

экономического анализа  их воздействия на производство, на стимулирование

инвестиций и т. д. Между  тем при установлении ставок налогов  необходимо

учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию  условий,

способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов.

Аксиомой является тот  факт, что последствия уклонения  от налогов меньше, если

различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном  же

Информация о работе Система налогообложения России-федеральные, региональные. местные налоги