Сбалансированность бюджетов. Дефицит. Профицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной, т.к. сегодня обострилась проблема дефицита бюджетов муниципальных образований: не хватает средств на полноценное функционирование муниципального образования. В федеральном бюджете в последнее время существенно выросло количество формируемых для этих целей фондов, число которых в настоящее время достигло пяти: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсации, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов. Особую важность в проблемах бюджетной системы имеют местные бюджеты, поэтому целью данной работы является рассмотрение сущности бюджетов муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Понятие и сущность бюджета…………………………………………………4
1.1 Сбалансированность бюджета: понятие и условия…………………………7
2. Дефицит и профицит бюджета……………………………………….............11
2.1. Проблема профицита бюджета РФ……………………………………...…18
2.2. Управление дефицитом РФ: мероприятия и перспективы……………….19
2.3. Бюджетное планирование на 2010-2012 годы………………………...…..20
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованной литературы…………………………………………..23
Тест.........................................................................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система РФ.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

    Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

    ФГОУ  ВПО «Кемеровский государственный  сельскохозяйственный институт» 

Кафедра маркетинга  и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа 

                     по бюджетным системам РФ 

              на тему: Сбалансированность бюджетов. Дефицит. Профицит. 
 
 
 
 
 

                                                                                         Выполнил:

                                                                                          Студент СОП

                                                                                                 4 семестр,1 поток

                                                                                               Экономического

                                                                                     факультета

                                                                                            Специальность

“Финансы  и Кредит”

                                                                                            Ерофеева А. А.

                                                                                     Проверил:

                                                                                              Сартакова О. А. 
 
 
 
 

Кемерово 2010 

  Содержание 

Введение………………………………………………………………...…………3

1. Понятие  и сущность бюджета…………………………………………………4

1.1 Сбалансированность  бюджета: понятие и условия…………………………7    

2. Дефицит  и профицит бюджета……………………………………….............11

2.1. Проблема  профицита бюджета РФ……………………………………...…18

2.2. Управление  дефицитом РФ: мероприятия и перспективы……………….19

2.3. Бюджетное  планирование на 2010-2012 годы………………………...…..20

Заключение…………………………………………………………………….…22                  

Список  использованной литературы…………………………………………..23

Тест.........................................................................................................................24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

    Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.

    Современное состояние взаимоотношений между  федеральным бюджетом Российской Федерации, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами характеризуется многочисленными проблемами. При этом данные проблемы чрезвычайно обострились в последнее время. Процесс реформирования отношений между бюджетами разных уровней бюджетной системы в последние годы был преимущественно ориентирован только на совершенствование механизма оказания финансовой помощи регионам посредством перераспределения финансовых ресурсов, централизуемых в федеральном бюджете.

    Данная  тема является актуальной, т.к. сегодня обострилась проблема дефицита бюджетов муниципальных образований: не хватает средств на полноценное функционирование муниципального образования. В федеральном бюджете в последнее время существенно выросло количество формируемых для этих целей фондов, число которых в настоящее время достигло пяти: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсации, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов. Особую важность в проблемах бюджетной системы имеют местные бюджеты, поэтому целью данной работы является рассмотрение сущности бюджетов муниципальных образований. 
 

    

   1. Понятие и сущность бюджета 

   Центральным элементом  финансовой системы страны является государственный бюджет.

   При рассмотрении термина «бюджет» чаще всего упоминается английское происхождение этого слова, означающего «чемодан, мешок с деньгами».

   В России возникновение бюджета связано  с зарождением и формированием  государства.

   Бюджетный Кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправлении».

   Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.

   Следует рассматривать бюджет как экономическую, политическую, историческую, правовую и социальную категории.

   По  своей экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

   Иначе говоря, по своей природе бюджет является экономическим базисом  государства, поэтому любые его  изменения приводят к нарушению  экономической, хозяйственной и  социальной жизни общества. 

   Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением, формированием и развитием политического строя государства. 

   Как социальная категория, бюджет определяет социальные отношения в обществе и государстве. 

   Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества. 

   Обобщая вышесказанное можно отметить, что  с точки зрения финансовой науки  понятие бюджета жестко связано  с категорией «государство».

   Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. 

   Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. 

   Бюджет  фиксирует конкретные направления  расходования денежных средств, распределение  части национального дохода и  внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

   Также под бюджетом может пониматься «система императивных денежных отношений, в  процессе которых образуется и используется бюджетный фонд».

   Бюджетный фонд – это основной государственный централизованный денежный фонд.

   По  своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования  и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового 

   обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией

   Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях. Основные функции бюджета  – распределительная, регулирующая и контрольная.

     Распределительная  функция   проявляется непосредственно через  формирование и использование  централизованных фондов денежных  средств по уровням органов  власти государственного и местного  управления. 

   Важное  значение в распределении бюджетных средств отводится фон-

   дам: резервному, развития, поддержки субъектов  РФ. Регулируя экономическую сферу  и отношения в ней, государство  целенаправленно усиливает или  сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов  и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

   Регулирующая  и стимулирующая функции проявляются  непосредственно через налоговые  доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные  расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

   Контрольная функция бюджетов. Действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов  государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных  средств. 

   Контрольная функция бюджета реализуется по следующим направлениям:

   – контроль за правильным и своевременным  перечислением доходов в бюджеты  и внебюджетные фонды;

   – контроль за целевым, экономным и  эффективным использованием бюджетных  ресурсов и средств внебюджетных фондов.

   Кроме того, бюджеты  выполняют информационную функцию (бюджет – это индикатор  текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации, кроме  того он выступает как прогноз  будущей экономической ситуации); социальную (проявляется в непосредственной поддержке членов общества, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства); функцию планирования, функцию организации и другие.  

   1.1 Сбалансированность  бюджета: понятие  и условия

          

       Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

       Этот  принцип даже при наличии  дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.  

Информация о работе Сбалансированность бюджетов. Дефицит. Профицит