Роль и значение прибыли как результату хозяйтсвенной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль - важнейший показатель финансовой деятельности предприятия. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности, является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПРИБЫЛЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность прибыли, её виды и функции
1.2 Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
1.3 Распределение прибыли и направления её использования
1.4 Понятие рентабельности, методы расчёта
1.5. Планирование прибыли
2.РАСЧЁТ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭДИСТРАНС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Эдистранс»
2.2 Расчёт прибыли организации и оценка факторов, влияющих на неё
2.3 Динамика балансовой прибыли
2.4 Расчёт и оценка рентабельности организации и факторов, влияющих на неё
2.5 Пути повышения прибыли и рентабельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.00 Кб (Скачать файл)

Третья группа показателей  рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возможности  предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными  средствами в связи с использованием имеющего место денежного притока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность оборота;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rз) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (3рп):

 

 

Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным сегментам и видам продукции.

Рентабельность оборота (коммерческая маржа) (Rоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

 

 

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (RKL) или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.:

 

 

Уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом  по предприятию, зависит от 3-х основных факторов первого порядка:

изменения структуры продаж;

уровня себестоимости реализованной  продукции;

средних цен реализации.

Формула этого показателя имеет вид:

 

 

Исходя из всего вышеперечисленного, подытожим. Среднегодовая сумма  основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости  Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж и наоборот. 

Учитывая, что прибыль  связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительный возможности увеличения прибыли.

Рентабельность продукции  в двух ее разновидностях исчисляется  по формулам:

 

 П П

 Р = ----------- * 100 % и  Р = ------------ * 100 %,

 Сп Цп

 

где Р - рентабельность продукции, %;

П - валовая прибыль  предприятия, руб.;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

Цп - объем реализованной  продукции в соответствующих  ценах ( за минусом НДС и акцизов), руб.

Факторы роста любого показателя рентабельности зависят  от единых экономических явлений  и процессов. Это прежде всего:

совершенствование системы  управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления  кризиса в финансово-кредитной  и денежной системах;

 повышение эффективности  использования ресурсов предприятиями  на основе стабилизации взаимных  расчетов и системы расчетно-платежных отношений; индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста  рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

 

1.5 Планирование прибыли

 

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного  исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность фирмы.

Расчет плановой прибыли  должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное  и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Планируется прибыль  раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого  имущества и от внереализационных  доходов и расходов.

Выделяют следующие основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции: метод прямого счета и аналитический. Рассмотрим эти методы исчисления прибыли.

Метод прямого счета  наиболее широко распространен в  организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой  и несравнимой товарной продукции  в плановом году по полной себестоимости  и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и  товаров, отгруженных на начало и  конец планового года.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

а) определение базовой  рентабельности как частного от деления  ожидаемой прибыли за отчетный год  на полную себестоимость сравнимой  товарной продукции за тот же период;

б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде  по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой  продукции, повышения качества ее и  сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль  по несравнимой продукции определяется отдельно.

План по прибыли на следующий год разрабатывается  в конце отчетного периода. Поэтому  для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).

Прибыль в отчетном периоде  принимается в соответствии с  уровнем цен, действовавших к  концу года. Поэтому, если в течение  истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень  рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то па следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукций и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.

На размер плановой прибыли  влияет изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или  увеличиваются, то предполагаемый процент  снижения или увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.

При прямом методе плановая прибыль определяется как общая  сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль.

Прежде всего, значительно  снижает плановую прибыль повышение  себестоимости, что можно объяснить  ростом цен на потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оплаты труда в связи с увеличением минимального размера месячной оплаты труда и другими факторами. Прибыль несколько увеличивается в связи с изменением ассортимента производимой продукции в сторону повышения удельного веса наиболее рентабельной продукции. Значительный рост прибыли планируется в связи с предполагаемым увеличением цен на реализуемую продукцию, что обусловлено инфляционными процессами. Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен, нельзя рассматривать этот фактор как положительный.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе  валовой прибыли, учитывается прибыль  от реализации прочей продукции и  услуг нетоварного характера, прибыль  от реализации основных фондов и другого  имущества, а также планируемые доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного  характера — для капитального строительства, капитального ремонта  и т.д.) планируется методом прямого  счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года. Результат от прочей реализации может быть как положительный, так и отрицательным.

Кроме метода прямого счета и аналитического — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в плановом году целесообразно сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные.

 К переменным затратам  относятся расходы на сырье,  материалы, электроэнергию, транспорт  и др. Эти затраты изменяются  пропорционально изменению объема  производства.

Постоянные затраты  – те, которые не изменяются в зависимости от роста или сокращения объема производства. К ним относятся амортизационные отчисления, оплата труда управленческого персонала, административные расходы и др.

Смешанные затраты включают как переменные, так и постоянные расходы. Таковыми, например, являются почтово-телеграфные расходы, расходы на проведение текущего ремонта оборудования и др.

В связи с небольшим  удельным весом смешанных затрат сосредоточим внимание на переменных и постоянных расходах и попытаемся выявить влияние их изменения на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного уменьшения переменных или постоянных затрат.

В экономической теории существует так называемый эффект операционного  рычага. Эффектом операционного рычага называют явление, когда с изменением объема продаж (выручки от реализации продукции) происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.

Информация о работе Роль и значение прибыли как результату хозяйтсвенной деятельности предприятия