Роль бюджета в развитии социальной сферы при переходе к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:57, реферат

Краткое описание

Предметом исследования в данной курсовой работе является бюджетное регулирование в Республики Беларусь, его формы и методы.
Целью работы является рассмотрение роли и особенностей бюджета Республики Беларусь при переходе к рыночной экономике.
Поэтому задачами работы является:
1. рассмотрение видов и методов бюджетного регулирования воспроизводственных процессов;
2. характеристика особенностей доходов и расходов бюджета в условиях становления рынка;
3. характеристика роли бюджета в развитии социальной сферы в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение
1.Государственное регулирование рыночной экономики. Виды и методы бюджетного регулирования воспроизводственных процессов.
2. Особенности структуры доходов и расходов бюджета в условиях становления рынка
3.Роль бюджета в развитии социальной сферы при переходе к рыночным отношениям
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ленааааа.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения диспропорций в развитии экономики, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий используются формы регулирования: резервирование средств бюджета  и финансирование соответствующих  мероприятий;

регулирование сальдо бюджета  осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения  кредитов, займов.

Таким образом, практическая реализация бюджетной политики требует  применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых  осуществляется бюджетное регулирование  в рыночной экономике.

При этом бюджетная политика позволяет реализовать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство  финансовыми ресурсами. Поэтому  налоговая и бюджетная политика должна рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов  бюджета связано с сокращением  бюджетных расходов.

2. ОСОБЕННОСТИ  СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ  БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ  РЫНКА

По данным Министерства Финансов в январе- июне 2004 года в консолидированный  бюджет поступило 9985 млрд. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН). Без  учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 7568,8 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного  налога приходится 50,9%. При этом почти  четверть всех поступлений в бюджет обеспечена за счет налога на добавленную  стоимость - 23,1%.[20]

Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 9686,7 млрд. рублей, без учета  ФСЗН - на 7380,7 млрд. рублей. В реальном выражении это на 12,6% больше, чем  за первое полугодие 2003 года при реальном росте доходов на 16,1%.[20]

Профицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-июнь 2004 года 188,1 млрд. рублей, или 0,9% к ВВП (за январь-июнь 2003 года дефицит - 0,2% к ВВП), профицит ФСЗН - 110,1 млрд. рублей, или 0,5% ВВП. [20]

Доходы и расходы консолидированного бюджета в динамике представлены на рис. 1.

Рис. 1. Динамика номинальных  ежемесячных темпов роста доходов  и расходов консолидированного бюджета  без ФСЗН в 2003 г. - июне 2004 г., % (январь 2003 - 2004 гг. = 100%)

На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и  расходов за период 2003 - июнь 2004 гг., наблюдается  ситуация, когда темпы роста номинальных доходов в 2004 году практически совпадали с темпами роста доходов в 2003 году, а в мае-июне 2004 года даже снизились. Так, в июне 2004 года темпы роста номинальных доходов ниже по сравнению с июнем 2003 года на 12 п.п. Темпы роста расходов в июне 2004 года также снизились по сравнению с июнем прошлого года на 8 п.п., обозначив дефицит номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов в июне 2004 года 42,5 п.п. [20]

Данные анализа налоговых  поступлений свидетельствуют о  том, что централизация доходов  бюджета к ВВП * (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в первом полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года выросла с 36,3 до 37,3%, или на 1 п.п., причем удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 35,1 до 35,9% в сравниваемых периодах (на 0,8 п.п.), а недоимка - с 1,2 до 1,4% (рост - на 0,2 п.п.). По данным Министерства по налогам  и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам  бюджета (включая доходы государственных  внебюджетных и бюджетных целевых  фондов) увеличился с 3,4% на 1.07.2003 до 3,8% на 1.07.2004 и составил 285 млрд. рублей. Следует отметить и тот факт, что  по сравнению с январем-маем 2004 г. в январе-июне 2004 г. централизация  сократилась с 39,5 до 37,3%.

Если сравнить общую совокупную налоговую нагрузку (другими словами, централизацию с учетом недоимки) в январе-июне 2004 года (без учета  ФСЗН) с аналогичными периодами 2001-2003 годов, то видно, что она имеет  определенную сезонность: в начале года - выше, к концу года падает. И если во втором квартале 2004 года централизация  с учетом недоимки превышала уровень 2001-2003 гг., то к середине 2004 года она  сравнялась с показателями прошлых  лет, рис. 2.[20]

Рис. 2. Динамика общей  совокупной налоговой нагрузки в % ВВП  за 2001-2004 гг.

Ниже приводится анализ структуры  консолидированного бюджета (без доходов  государственных внебюджетных и  бюджетных целевых фондов и ФСЗН) по пяти основным налогам за первое полугодие последних пяти лет, табл. 1. Как видно из таблицы, в январе-июне 2004 года только доля прямых налогов  на доходы и прибыль увеличилась  на 2,9 п.п. по сравнению с январем-июнем  прошлого года, а удельные веса НДС, акцизов, подоходного налога и доходов  от внешней торговли и внешнеэкономических  операций в структуре суммарно уменьшились  на 4 п.п. [20]

Таблица 1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2000-2004 гг., %

 

Показатели

янв.-июнь 
2000

янв.-июнь 
2001

янв.-июнь  
2002

янв.-июнь  
2003

янв.-июнь  
2004

 

НДС

31,5

29,2

32,9

28,8

27,9

 

Налоги на доходы и прибыль

17,1

18,2

14,1

13,1

16,0

 

Подоходный налог

10,7

10,9

10,8

10,0

9,6

 

Акцизы

9,1

9,8

9,3

8,2

8,1

 

Доходы от внешней торговли

5,6

6,3

7,6

10,8

8,2

 

Прочие поступления в  бюджет

25,9

25,5

25,2

29,1

30,2

 

Итого доходов (без доходов  гос. внебюджетных и бюджетных целевых  фондов и ФСЗН)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 
             

Дальнейшее реформирование системы налогообложения будет  проходить по следующим направлениям:

1. снижение совокупного  уровня налогообложения посредством  пересмотра предельных ставок  налогов и прогрессивности шкал  налогообложения, отмены низкоэффективных  налогов;

2. обложение доходов, величина  которых скорректирована на уровень  инфляции;

3. установление такого  уровня налоговых ставок, которые  предотвращают переложение налогов  и отток капитала за границу;

4. исключение множественного  обложения с одних и тех  же доходов;

5. унификация налогообложения  республики с налоговыми системами,  действующими в государствах  СНГ и Европейском союзе; 

6. реформирование основных  видов налогов.

Расходы консолидированного бюджета за январь-июнь 2004 года профинансированы в сумме 7380,7 млрд. рублей без ФСЗН, расходы Фонда социальной защиты населения составили 2 306 млрд. рублей.

По сравнению с аналогичным  периодом 2003 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы  бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался по расходам на поддержку отраслей реального сектора  экономики - 41,1%; науку - 32%, физическую культуру и спорт - 23,8%. [20]

Ниже уровня прошлого года за январь-июнь профинансированы расходы  на капитальные вложения - 91,9% от объема первых шести месяцев 2003 года в реальном выражении.

Все это обусловило основные отклонения в функциональной структуре  расходов консолидированного бюджета. За январь-июнь 2004 года по сравнению  с тем же периодом 2003 года наиболее значительно выросла доля прямых расходов бюджета на реальный сектор экономики (без жилищно-коммунального  хозяйства) - с 5,7% до 7,2% и расходов государственных  целевых бюджетных фондов - с 15,7% до 16,3%, рис. 3.

Рис. 3. Функциональная структура расходов бюджета (без  ФСЗН), в процентах к итогу

Наиболее значительно  сократился удельный вес расходов бюджета  на образование - с 20,3% до 19,7% (при реальном росте на 7,7%), капитальные вложения - с 5% до 4,1% в расходах консолидированного бюджета (без ФСЗН).

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за январь-июнь 2004 г. составили 4 016,4 млрд. руб., или 119,2% в сопоставимых ценах от соответствующего уровня прошлого года. Расходы республиканского бюджета за этот период профинансированы в сумме 4 069,2 млрд. руб., что реально составляет 117,4% от уровня аналогичного периода прошлого года.

Сравнительный анализ расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2002-2004 гг. по экономической классификации  свидетельствует о наиболее динамичном росте субсидий за эти три года и отсутствии значительных колебаний  по другим статьям расходов, рис. 4.

Рис. 4. Структура  расходов республиканского бюджета  за январь-июнь 2002-2004 (без ФСЗН) гг., в  процентах к итогу

За январь-июнь последних  трех лет в структуре республиканского бюджета наиболее значительным является рост удельного веса субсидий (в 3 раза за три года) при незначительном сокращении доли расходов на оплату труда. Последнее объясняется как опережающим  ростом расходов республиканского бюджета  в целом, так и функциями республиканского бюджета, обеспечивающими финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное  значение. При снижении удельного  веса фонда оплаты труда в расходах республиканского бюджета за январь-июнь 2004 года против января-июня 2003 года на 0,2 процентных пункта среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы  за сравниваемые периоды увеличилась  на 17% в реальном выражении.

За I полугодие 2004 года превышение доходов республиканского бюджета  над расходами составило 57,3 млрд. рублей, или 0,3% к ВВП. [20]

На основании проведенного анализа доходной и расходной  частей бюджета, можно сделать вывод, что социальная направленность бюджета  сохранилась, при этом происходит постепенный  процесс снижения налоговой нагрузки при ужесточении требований и  усиление ответственности по соблюдению налогового законодательства и использований  бюджетных средств.

3. РОЛЬ БЮДЖЕТА  В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Бюджет Республики Беларусь, как и большинства стран с  переходной экономикой, имеет четко  очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. При этом социальная направленность бюджета Республики Беларусь не препятствует динамичному росту ВВП - важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая  имела место в административно-командной  системе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.

Классифицирует формы  и методы бюджетного регулирования  в зависимости от обслуживаемой  ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:

формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере  бюджетных отношений, связанных  с формированием доходов бюджета;

формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере  бюджетных отношений, обслуживающих  выполнение расходной части бюджета.

При этом бюджетная политика позволяет реализовать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство  финансовыми ресурсами. Поэтому  налоговая и бюджетная политика должна рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов  бюджета связано с сокращением  бюджетных расходов.

На основании проведенного анализа доходной и расходной  частей бюджета Республики Беларусь, можно сделать вывод, что социальная направленность бюджета сохранилась, при этом происходит постепенный  процесс снижения налоговой нагрузки при ужесточении требований и  усилении ответственности по соблюдению налогового законодательства и использованию  бюджетных средств.

При этом социальная направленность бюджета Республики Беларусь не препятствует динамичному росту ВВП - важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая  имела место в административно-командной  системе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон РБ «О бюджетной  классификации Республики Беларусь»  от 05.05.98г., №15-3 // Ведомости НС РБ.- 1998. - №20

2. Закон РБ «О бюджетной  системе Республики Беларусь»  от 04.06.93г., №2348-XII // Ведомости НС РБ. - 1999. - №1 

3. Закон РБ «О местном  самоуправлении и местном хозяйстве  в Республики Беларусь» // Ведомости  НС РБ. - 1991. - №11

4. Законодательство о  налогах и сборах в Республике  Беларусь / серия: «Настольная книга  бухгалтера». - Мн.: Право и экономика. 2001. - 192с. 

5. Астапов К.Л. Новые  тенденции в бюджетной и налоговой  политики//Финансы. - 2002. - №10. - С.19 - 23.

6. Василевская Т.И., Стасенко  В.А. Налоги Беларуси: теория, методика  и практика. - Мн.: Белпринт,1999. - 544с.

7. Государственное регулирование  экономики: Курс лекций /Н.Б. Антонова, А.Г. Завьялков, Г.А. Кандаурова  и др.; Под общ ред. Н.Б. Антоновой. - Мн.: ООО «Мисанта», 1996. - 360с. 

8. Государственный бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук. - Мн.: Высш.школа, 1995. - 240с. 

9. Заяц Н.Е. Теория налогов:  Учеб. / Н.Е. Заяц. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 220с. 

10. Корбут Н.П. Реализация  бюджетной политики государства  в переходный период. // Белорусский  экономический журнал. - 1999. - №4. - С.4 - 15.

11. Налоги в Республике  Беларусь: Теория и практика в  цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан,  Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и  др.; Под ред. В.А. Гюрджан. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. - 256с.

12. Налоговая система Республики  Беларусь // Все для бухгалтера. - 2001. - №17 (май) - С.3-31.

13. Основные направления  социально-экономического развития  Республики Беларусь на период  до 2010 года // Белорусский Экономический  Журнал. - 2000. - №2. - С.4 - 24.

Информация о работе Роль бюджета в развитии социальной сферы при переходе к рыночным отношениям