Расходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование расходов государства и их распределения, разработка предложений по повышению эффективности использования бюджетных расходов в процессе финансирования расходов, обеспечивающих стабильное социально - экономическое развитие и устойчивый экономический рост.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие расходов государства.
2. Рассмотреть классификацию расходов государства.
3. Провести сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009, 2010 и 2011 годов.
4. Уяснить пути повышения эффективности расходов государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, классификация расходов государства 6
1.1. Понятие расходов государства 6
1.2. Классификация расходов государства 10
Глава 2. Сравнительный анализ расходов государства и пути повышения их эффективности 15
2.1. Сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009, 2010 и 2011 годов 15
2.2. Пути повышения эффективности расходов государства 28
Заключение 31
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовач Расходы государства.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

А значит дополнительный доход получат фирмы, которые производят такие товары. Государственные организации, распределяющие расходы, также извлекают для себя выгоды: размер подконтрольных им ресурсов растет, а значит укрепляется их положение в государственной иерархии. Наконец, расширение социальных программ выгодно политикам, поскольку подобные меры укрепляют их поддержку среди избирателей. Если программа расходов связана с большими перемещенными выгодами, это говорит о ее неэффективности.

Оценка эффективности программ расходов необходима для распределения ограниченных бюджетные ресурсы24. Поскольку построить объективную оценку очень сложно, на практике используется универсальный механизм принятия решений в условиях неопределенности - общественный выбор, в основе которого лежит процедура голосования. В период избирательной кампании граждане голосуют за представителей различных политических сил, избираемых в органы государственной власти, ориентируясь при этом на выдвигаемые ими программы.

Выборные органы власти обеспечивают реализацию интересов избирателей при выработке государственной политики, в том числе при утверждении структуры расходов бюджета.

Для того, чтобы обеспечить эффективность  бюджетных расходов, необходимо соблюдать ряд условий.

Программы должны быть максимально  конкретны, при этом они должны ориентироваться  на достижение общественно-значимых целей, а не на финансирование организаций. Отбор программ должен проводиться на конкурсной основе. Процедуры конкурсов должны быть прозрачны, четко определены и широко известны. Расходы по возможности не должны носить постоянного характера, при составлении бюджета на очередной год их структуру следует пересматривать на основе анализа достигнутых результатов. Программы расходов должны быть прозрачными и доступными для общественного контроля25.

Необходимо информирование общественности о том, на какие цели и в каком  объеме расходуются средства налогоплательщиков. Наконец, получатели перемещенных выгод (администраторы и исполнители программ), не должны иметь доступа к принятию принципиальных решений по программам расходов, отбору получателей и оценке их результатов.

Заключение

 

В результате исследования данной темы приходим к следующему выводу:

По экономической сущности, государственный  бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в  качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

Расходы государства, таким образом, это расходы бюджета. Расходы эти включают в себя экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория государственных расходов проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы государства подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие  потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство  и прирост запасов.

      На величину и структуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике, межбюджетные отношения и многие другие факторы.

Для разграничения расходов используются функциональная, экономическая, ведомственная классификации, которые основываются по целевым статьям, по экономическому содержанию, по функциональному назначению.

Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.

Известно, что за счет бюджетных  средств финансируются многие необходимые  отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан призвано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться.

Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с  внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения.

Кроме того, хотелось бы отметить тот  факт, что правительство ведет  интенсивную работу по реализации концепции  совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции  закладываются три основных блока  задач:

сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

определить наиболее приемлемые для  национальных и региональных условий  формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую  информационную базу для оптимизации  прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется  уже сейчас. Одним из важнейших  и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

 

 

  

Список  источников

 

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ) Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
  2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2011 год и на среднесрочную перспективу» // Российская газета, 3 июня 2011 г.,
  3. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2007. -486 с.;
  4. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов /Под ред. П. И. Вахрина. – М.: «Дашков и К», 2005. -537 с.;
  5. Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2007. -498 с.;
  6. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: ЮРАЙТ, 2007. -476 с.;
  7. Государственные и муниципальные финансы. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2007. -473 с.;
  8. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. Пешин Н. Л. – М: Формула права, 2008.
  9. Макроэкономика. Учебное пособие./ Под ред. Бункина. М., 2006.-497 с.;
  10. Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник. — 3-е изд., перераб. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2006. - 688с.
  11. Тарасевич Л. С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. — 6-е изд., испр. и доп. — М,: Высшее образование, 2006. — 654 с.
  12. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2009 – 463 с.;
  13. Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2008 -469 с.;.
  14. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2008. -496 с.;
  15. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006 г. -512 с.;
  16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008 с.;.
  17. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007. -439 с.;
  18. Экономика для юристов. Учебник/ Е.Г. Ефимова.- М.: Флинта, 2007. -412 с.;
  19. Экономическая теория/ Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Юристъ, 2007.

 Дополнительная литература

  1. Веденин С.А. Основные пробелы экономики России // Вестник статистики, 2011, № 7.;
  2. Гаранов А. В. Расходы государства // Вопросы экономики, 2011, №7
  3. Кучеренко В. Бюджет 2005: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2012, №.10.
  4. Рыжов Н.П. Экономика России. Экономист. – 2011. - № 9;
  5. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2011, №3.
  6. Немирова О.С. О проекте бюджета на 2012 год // Российский бизнес, 2011, №9.
  7. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2012 год (анализ концепции) // Экономист, 2011, №12.
  8. Токсанбаева М. Экономическая ситуация в России// Вопросы экономики. 2011. №7.
  9. Шагжиева Т.С. Действительный порядок организации учета финансирования и расходов региональных бюджетов // Бухгалтерский учет, 2011, №11

 

             1 Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник. — 3-е изд., перераб. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2006 с.127

              2 Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: ЮРАЙТ, 2007 с.142

3 Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2007 с.124

4 Экономическая теория/ Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Юристъ, 2007. с.175

5 Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2008 с.127

6 Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник. — 3-е изд., перераб. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2006 с.172

7 Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2007 с.87

8 Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник. — 3-е изд., перераб. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2006 с.175

9 Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: ЮРАЙТ, 2007 с.78

10 Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2008 с.142

11  Экономическая теория/ Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Юристъ, 2007. с.134

   12 Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник. — 3-е изд., перераб. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2006 с.138

13 Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2008 с.78

            14 Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник. — 3-е изд., перераб. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2006 с.142

            15 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

16 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

17 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

18 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

             19 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

20 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

21 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2010 год и на среднесрочную перспективу» // Российская газета, 3 июня 2009 г., с.3.

22 Токсанбаева М. Экономическая ситуация в России// Вопросы экономики. 2011. №7. с.78

23 Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2011, №3.c. 98

24 Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2011, №3. с.87

25 Токсанбаева М. Экономическая ситуация в России// Вопросы экономики. 2011. №7. с.47


Информация о работе Расходы государства