Расходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование расходов государства и их распределения, разработка предложений по повышению эффективности использования бюджетных расходов в процессе финансирования расходов, обеспечивающих стабильное социально - экономическое развитие и устойчивый экономический рост.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие расходов государства.
2. Рассмотреть классификацию расходов государства.
3. Провести сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009, 2010 и 2011 годов.
4. Уяснить пути повышения эффективности расходов государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, классификация расходов государства 6
1.1. Понятие расходов государства 6
1.2. Классификация расходов государства 10
Глава 2. Сравнительный анализ расходов государства и пути повышения их эффективности 15
2.1. Сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009, 2010 и 2011 годов 15
2.2. Пути повышения эффективности расходов государства 28
Заключение 31
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовач Расходы государства.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном  законодательстве в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который  не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.

Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого  показателя, то это статьи, которые  не оглашаются, и нет доступа к  этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

Расходная часть бюджета РФ на 2011 год была утверждена в сумме 1 135,45 млн. рублей, доходная - в сумме 2 125 718,2 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозировался в размере 10 950 миллиардов рублей, а уровень инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару был спрогнозирован в размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США.

Cудебная власть. При формировании расходов на содержание судебной системы в 2011 году, исходя из Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2008-2011 годы) и федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2011 годы, продолжена линия на улучшение материальной обеспеченности судей, материально технической базы судов и увеличение численности судей и работников аппаратов федеральных судов. Объем ассигнований по данному разделу предусмотрен в размере 25481,9 млн. рублей или увеличен против 2010 года на 6624 млн. рублей.

Расходы в сфере международной  деятельности. Общий объем расходов по разделу "Международная деятельность" в 2011 году планируется в объеме 44384,2 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов федерального бюджета и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов со знаком "минус".

Расходы на международное сотрудничество. Расходы по подразделу "Международное  сотрудничество" включают в себя затраты на содержание российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации, финансирование операций неторгового характера, а также расходы по предоставлению кредитов. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" без учета кредитных операций приняты в сумме 35,4 млн. рублей. В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями на межправительственном уровне.

Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По подразделу "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ" расходы на 2011 год планируются в общей сумме до 2 236,43 млн. рублей, в том числе предельные долевые взносы в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82 млн. рублей, в единый бюджет органов СНГ в сумме до 99,56 млн. рублей и в бюджет Евразийского экономического сообщества в сумме до 36,3 млн. рублей.

Значительно возросли расходы федерального бюджета по статье «Национальная  оборона», в связи с обострившейся  ситуацией в Ираке, приближением НАТО к границам РФ, демаршами Грузии и Украины, угрозой международного терроризма. Сумма составила 344525,2 млн. руб.

Расходы на охрану правопорядка и  обеспечение безопасности государства  были существенно увеличены. Проблемы роста преступности, требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спецслужб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 244793,7 млн. рублей.

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. Расходы  федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований и  содействие научно-техническому прогрессу  предусмотрены в сумме 40206 млн. рублей.

Промышленность, энергетика и строительство. Общий объем средств, направляемый в 2011 году из федерального бюджета на финансирование отраслей материального производства планируется на уровне 63404,3 млн. рублей. В составе расходов по указанному разделу учитываются ассигнования на государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию, народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной промышленности, спецкомбинатов системы "Радон", государственные инвестиции, воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Сельское хозяйство и рыболовство. Объем бюджетного финансирования по этому разделу предусмотрен в  размере 31167,6 млн. рублей, что на 3090,8 млн. рублей больше, чем в 2010 году.

Охрана окружающей среды и природных  ресурсов. В федеральном бюджете на 2011 год предусмотрены ассигнования в сумме 10807,7 млн. рублей на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды. Указанные средства предполагается направить на осуществление государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и содержание государственных природных заповедников и национальных парков.

Транспорт, дорожное хозяйство, связь  и информатика. Общий объем расходов проекта федерального бюджета на 2011 год на поддержку указанных отраслей оценивается в 6,1 млрд. рублей.

Развитие рыночной инфраструктуры финансовая поддержка малого предпринимательства. В федеральном бюджете на 2011 год предусмотрены расходы в сумме 10 млн. рублей для продолжения финансирования мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства, начатого в предыдущие годы.

Расходы на образование. Расходы на образование определяются в федеральном  бюджете на 2011 год в размере 97672 млн. рублей. Расходы, направляемые на подготовку кадров с учетом потребности рынка труда, позволят обеспечить обучение 949,2 тыс. учащихся профессионально-технических училищ, 1176,4 тыс. учащихся средних учебных заведений, 2829,1 тыс. студентов вузов и других обучающихся.

Культура, искусство и кинематография. Расходы на культуру, искусство и кинематографию на 2011 год определены в размере 14056,2 млн. рублей.

Расходы на финансирование средств  массовой информации. Расходы на финансирование средств массовой информации на 2011 год определены в сумме 11954,9 млн. рублей.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Государственные  расходы федеральною бюджета  на здравоохранение в 2011 году ориентированы на реализацию приоритетных направлений реформирования и совершенствования отрасли, приносящих максимальный эффект, и определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, на адаптацию выделяемых средств к гарантированным объемам медицинских услуг, повышение реальной доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт на 2011 год определены в сумме 39344,8 млн. рублей.

Расходы на социальную политику. В связи с переходом с 2010 года формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов по единой бюджетной классификации изменена функциональная структура расходов федерального бюджета. Расходы, ранее отражаемые по разделу "Социальная политика" и направляемые в бюджеты государственных внебюджетных фондов, в федеральном бюджете на 2011 год отражены по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней».

Расходы на социальную политику планируются  в проекте федерального бюджета  на 2011 год в объеме 150,7млрд. рублей или с ростом против уровня 2010 года (в сопоставимых условиях) на 37,5 процента. Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и центров занятости запланировано направить 4275,7 млн. рублей; на социальную помощь - 1243,2 млн. рублей, включая расходы на детскую оздоровительную компанию - 1211,8 млн. рублей; на прочие мероприятия в области социальной политики - 26421,8 млн. рублей.

 Расходы по обслуживанию  государственного долга. В федеральном  бюджете на 2011 год общий объем процентных расходов определился в 277,5 млрд. рублей, в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 57,5 млрд. рублей, внешнего – 220 млрд. рублей20. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в 2011 году составят 57,5 млрд. рублей, в том числе по государственным ценным бумагам - 52,2 млрд. рублей.

Наиболее значительные расходы приходятся на выплаты по ОФЗ-ФК - 12,95 млрд. рублей, ОФЗ-ПД - 15,05 млрд. рублей и ОФЗ-АД - 9,64 млрд. рублей. Расходы на обслуживание ГКО составят 3,77 млрд. рублей. Расходы на выплату процентов по векселям Минфина России оцениваются в 3,1 млрд. рублей. В последующие годы планируется сохранить тенденцию превышения заимствований на внутреннем рынке над погашением рублевых инструментов.

Финансовая помощь бюджетам других уровней. В 2010 году начался новый этап развития бюджетного федерализма в России на период до 2011 года, в том числе связанный и с развитием системы финансовой помощи бюджетам других уровней. Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов. В 2011 общий объем финансовой помощи бюджетам других уровней составит 714610,2 млн. рублей.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В 2011 году значительно увеличены расходы по данной статье. По сравнению с 2010 годом они возросли почти в 3 раза и составили 21208,1 млн. рублей.

Исследование и использование  космоса. В 2011 году снизились расходы на исследование космического пространства по сравнению с 2009 годом и составили 7,7 млрд. рублей.

В составе расходов федерального бюджета  на 2011 год были утверждены:

  1. Фонд компенсаций - в сумме 47 011 175 тыс. рублей;
  2. Фонд софинансирования социальных расходов - в сумме 5000000 тыс. рублей;
  3. Фонд регионального развития - в сумме 25 072 010 тыс. рублей.

Размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных:

  1. Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - в сумме 6 630 000 тыс. рублей;
  2. Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", - в сумме 22 212 672 тыс. рублей;
  3. Законом РФ от 18 октября 1991 года №1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", - в сумме 1 398400 тыс. рублей;
  4. Законом РФ от 15 января 1993 года №4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом от 9 января 1997 года № 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", - в сумме 158 325 тыс. рублей;
  5. Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-I);
  6. федеральными законами от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на возмещение расходов, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения, - в сумме 1 100 000 тыс. рублей;

В 2011 году Фонд реформирования региональных финансов формируется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития в сумме 1 300 400,0 тыс. рублей. Субсидии из Фонда реформирования региональных финансов предоставляются субъектам РФ, отобранным на конкурсной основе, и направляются ими на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ.21

 

2.2. Пути повышения эффективности  расходов  государства

 

 

Бюджетные ресурсы, находящиеся в  руках государства, ограничены. При  их распределении возникает потребность  в оценке эффективности отдельных  программ расходов. Программы, приносящие больший ожидаемый эффект, должны получить и большую финансовую поддержку, в то время как неэффективные расходы должны быть сокращены. При этом оценить результативность программ расходов очень сложно по целому ряду причин.

Во-первых, эффективность  бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Социальный эффект имеет определяющее значение при формировании государственной политики, однако объективно измерить его практически невозможно. Например, улучшение качества образования можно оценить с помощью разных показателей, таких как: прием и выпуск студентов высших учебных заведений, число выданных дипломов с отличием (всего и по различным группам специальностей), трудоустройство выпускников, численность аспирантов и т.п. Однако, эти показатели лишь косвенно характеризует качество образования, и общая оценка эффективности расходов может получиться искаженной22.

Во-вторых, многие расходы государства  нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочного эффекта. В первую очередь, речь идет о расходах на развитие человека (образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляют собой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программ необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане.

В-третьих, государственные расходы влекут множество побочных эффектов, как положительных, так и отрицательных. Например, строительство железной дороги повышает эффективность бизнеса в прилегающих районах, одновременно ухудшая условия проживания в непосредственной близости от нее. Побочные эффекты являются компонентом эффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако, в силу сложности и многочисленности они трудно поддаются прогнозированию.

Наличие так называемых перемещенных выгод является одной из центральных проблем оценки эффективности расходов23. Под перемещенными понимаются такие выгоды, которые извлекают не обозначенные в программе получатели расходов, а иные лица. Рассмотрим для примера выплату пособий малоимущим семьям. Эти выплаты направлены на улучшение положения граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Однако, выгоды от данных расходов (как денежные, так и неденежные) частично извлекают и другие лица, помощь которым не предусматривалась. В результате роста доходов бедных семей повышается спрос на товары прожиточного минимума - продукты питания, лекарства, дешевую обувь и одежду.

Информация о работе Расходы государства