Развитие рынка государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа содержит 62 страницы, 3 таблицы, 7 рисунков, 41 использованный источник.
Цель работы – провести анализ особенностей формирования развития рынка государственных долговых обязательств в РФ, рассмотреть существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных ценных бумаг.
Полученные результаты – изучены теоретические аспекты функционирования рынка государственных долговых обязательств в РФ, проведен анализ особенностей развития и формирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также рассмотрены существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в будущем.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования развития рынка государственных долговых обязательств в России
1.1 Рынок государственных ценных бумаг в системе рыночных отношений: его сущность и экономическая природа
1.2 Значение и роль государственных долговых обязательств
1.3 Особенности ценообразования государственных ценных бумаг
2. Анализ особенностей формирования и развития рынка государственных долговых обязательств в России
2.1 Этапы формирования рынка государственных долговых обязательств в РФ
2.2 Анализ российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения
2.3 Анализ состояния первичного и вторичного рынка государственных ценных бумаг
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в России
3.1 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

особенности формирования развития рынка гос долг обязательств РФ (Автосохраненный).docx

— 409.17 Кб (Скачать файл)
  1. 1998–2002 гг.

     В целях преодоления кризиса были реализованы только самые необходимые  мероприятия, а именно урегулирование вопросов, связанных с госбумагами, подпавшими под дефолт, а также  восстановление рыночных торгов федеральными облигациями. Непосредственное восстановление рынка внутреннего долга в  контексте его определяющего  значения для состояния национальной финансовой сферы и развития смежных  сегментов финансового рынка  было осуществлена лишь к 2002 г.

     В 2001 г. наметилась тенденция восстановления рынка внутреннего долга – объем выпуска федеральных облигаций был существенно увеличен. Доходность федеральных облигаций, резко снизившаяся в 2000 г., начиная с 2001 г. соответствовала темпам инфляции (12–15% годовых). Данный процесс был обусловлен, с одной стороны, ростом доходов предприятий, населения и, соответственно, пассивов банковской системы (вследствие высоких цен на нефть и увеличения объема экспорта), с другой – сохраняющимся дефицитом обращающихся на рынке финансовых инструментов. Снижение доходности федеральных облигаций способствовало уменьшению процентных ставок по прочим финансовым инструментам, в том числе и по кредитам предприятиям и населению.

     В2002 г., помимо ГКО Минфин предложил инвесторам новый вид федеральных облигаций  – амортизационные ОФЗ-АД, погашение  номинальной стоимости которых  происходит частями в течение  последних двух лет их обращения. Являясь самыми "длинными" облигациями  на рынке, ОФЗ-АД вызвали повышенный интерес и спрос. В 2002 г. Центробанк также предложил дилерам новый финансовый инструмент – аукционную продажу ОФЗ из своего портфеля с условием их обратного выкупа по номинальной стоимости через несколько месяцев, но ввиду невысокой доходности данные ценные бумаги не получили широкого распространения.

     Рассмотренный этап развития рынка внутреннего  долга был отмечен определенными  позитивными изменениями:

  • Произошло относительное восстановление рынка федеральных облигаций – согласно таким формальным параметрам, как объем рынка, оборот вторичных торгов и т.д.
  • Поступательное развитие рынка федеральных облигаций содействовало восстановлению смежных финансовых сегментов – прежде всего рынков муниципальных и корпоративных облигаций.
  • Рост объема вторичных торгов госбумагами одновременно с уменьшением их доходности (до уровня инфляции) обеспечил общее снижение процентных ставок в экономике, в том числе по банковским кредитам, что частично способствовало увеличению их доступности.

     В качестве негативных характеристик данного этапа можно выделить:

  • Низкие темпы восстановления рынка внутреннего долга. Несмотря на относительное восстановление рынка федеральных облигаций, его уровень представляется недостаточным с точки зрения потребностей реального сектора и сохранения стабильности финансовой сферы.
  • Ограниченное развитие рынка не смогло обеспечить финансирование бюджетного дефицита в полном объеме.

     В результате на данном этапе была осуществлена одна из важнейших задач в финансовой сфере – рынок внутреннего  долга был "реанимирован". Однако оказался достигнут лишь уровень  предкризисного его состояния, тогда  как особенности современного экономического развития России и необходимость  регулирования ситуации в ее финансовой сфере выдвигали уже совсем другой уровень задач.

  1. 2003 – 2004 гг.

     В марте 2003 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело доклад Минфина «Об основных направлениях политики правительства на рынке государственного долга». Это был первый документ, определяющий основы долговой политики государства на среднесрочную перспективу.

     Были  сформированы следующие принципы в  области государственного долга:

  • объем государственных заимствований не должен превышать объем погашения государственного долга;
  • размер государственного долга и его структура должны обеспечивать возможность гарантированного выполнения Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени;
  • долговая политика должна быть нацелена на постоянное активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и стоимости его обслуживания;
  • существенное увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга.

     Первое  положение непосредственно связано  с бюджетным законодательством: в условиях профицита привлечение  ограничено объемом погашения государственных  долговых обязательств. С учетом этого  ограничения Минфин РФ проводит достаточно консервативную политику заимствований  на внутреннем рынке.

     Что касается второго положения, то возможность  неисполнения обязательств по погашению  и обслуживанию государственного долга  практически нулевая. Для такого утверждения есть целый ряд оснований.

     Во-первых, федеральный бюджет исполнялся с  профицитом. Во-вторых, Минфину удалось  равномерно распределить платежи по годам.

     В-третьих, документ, рассмотренный правительством, определял, что в среднесрочной  перспективе внешний долг будет  замещаться внутренними заимствованиями. Эта важная позиция долговой стратегии  позволяет даже в условиях профицита  федерального бюджета увеличивать  размер государственного внутреннего  долга, выраженного в ценных бумагах. Именно этот документ послужил идеологической основой при подготовке бюджетов 2004-2005 гг.

     В течение 2004 г. Минфину удалось реализовать те принципы, которые были заложены в долговой стратегии. В условиях исполнения бюджета с профитом увеличился государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, произошло «удлинение» сроков бумажного долга, увеличилась доля рублевых облигаций, торгуемых на рынке.

     Среди положительных результатов данной политики:

  • увеличение государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, при снижении государственного внешнего долга; сохранение возможности увеличивать рынок государственных внутренних заимствований в условиях исполнения федерального бюджета с профицитом;
  • сохранение политики средних и долгосрочных заимствований; недопущение платежных пиков в части обслуживания и погашения государственного внутреннего долга;
  • увеличение доли торгуемой части рынка государственных ценных бумаг;
  • увеличение дюрации торгуемой части рынка государственных ценных бумаг.

     Государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, за 2004 г. вырос на 93,26 млрд руб. - с 663,53 млрд до 756,79 млрд руб.

     Доходность  на рынке государственных ценных бумаг в течение 2003-2004 гг. была стабильно  ниже уровня текущих показателей  инфляции. Объективными причинами низкого  уровня доходности на рынке ГКО/ОФЗ  послужило исполнение федерального бюджета со значительным профицитом, позволяющее Минфину России проводить  консервативную политику заимствований;  увеличение спроса на государственные  облигации со стороны новых категорий  инвесторов;  укрепление национальной валюты, повышающее интерес к рублевым финансовым инструментам, а также  увеличение рублевого предложения  со стороны банковских институтов, в том числе в связи с  ростом валютных резервов.

  1. 2005-до настоящего времени

     В 2005 и 2006 гг. структура рынка государственных  ценных бумаг по номиналу характеризовалась  преобладанием облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), рост доли рынка которых за год составил более 2%. Чуть менее чем на 6% возросла в 2006 г. доля рынка, занимаемая ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Объем рынка ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) стал ниже доли рынка, занимаемой облигациями данного вида в октябре 2005 г., более чем на 8% (Рисунок 2).

     

     Рисунок 2 – Структура рынка ГКО-ОФЗ  по номиналу (по состоянию на 3 октября  2006 г.) 

     Характерной особенностью рынка ГЦБ в течение 3 кварталов 2006 г. являлось также отсутствие в его структуре ГКО.

     Результатом эмиссионной политики, проводимой Минфином России в 2006 г., стало дополнительное размещение эталонных выпусков ОФЗ, что в целом соответствует «Плану размещения в 2006 г. облигаций федерального займа со сроками обращения 3, 5, 10, 15 и 30 лет». Проведение такой эмиссионной политики осуществлялось в рамках реализации Министерством финансов РФ программы по построению ликвидного внутреннего рынка госдолга и замещения внешнего долга нашей страны внутренними заимствованиями.

     Другим  направлением эмиссионной политики Минфина России стало увеличение срока заимствования на внутреннем рынке госдолга, о чем свидетельствует  дополнительный выпуск 30-летней ОФЗ 46020.

     С середины 2007 года из-за кризиса ликвидности  дешевели почти все рублевые облигации, кроме ОФЗ. Государство всеми  способами препятствовало их обесцениванию. С этой целью осенью прошлого года Банк России сам покупал на вторичном  рынке госбумаги. Аукционы Минфина  по доразмещению ОФЗ проходили без  премии за тяжелую рыночную конъюнктуру, поэтому рыночные игроки перестали  в них участвовать. "Государственный  долг был оценен неадекватно ситуации на мировых рынках — доходность ОФЗ не отражала уровень ставок денежного  рынка",— говорит начальник  отдела операций с рублевыми долговыми  инструментами ING WholesaleBanking Константин Коструб. Только весной, благодаря предоставленной  Минфином премии, несколько аукционов  вызвали интерес участников рынка. В середине марта инвесторы купили половину предложенных на размещении бумаг.  
 
 

     2.2 Анализ российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения 

     Классификацию российских государственных ценных бумаг можно представить в рамках таблицы 1.

Таблица 1 – Виды государственных ценных бумаг:

Уровни  органов 

власти

Виды  государственных ценных бумаг
Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные
 
Федеральные органы власти
 
 
Краткосрочные облигации и векселя
Облигации федерального займа (ОФЗ)

Облигации сберегательного займа (ОГСЗ)

 
Государственные долговые облигации (ГДО)
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
Другие  органы гос. власти Краткосрочные бескупонные

облигации,

векселя

Среднесрочные облигации.

Муниципальные жилищные сертификаты

 

 
     
  1. Государственные долгосрочные облигации – ГДО.

     Государственные долгосрочные ценные бумаги представлены государственным республиканским  внутренним займом РСФСР 1991 г. Данный заём осуществлялся в виде государственных долгосрочных  облигаций с купонной ставкой — 15% годовых сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г.  по  1 июля  2021 г.  Облигации были выпущены в бланковом виде с набором купонов и реализовывались только среди юридических лиц. Владельцы облигаций займов могут перепродавать их через учреждения банков юридическим лицам, а также кредитным учреждениям.

     Доходы  по облигациям займа выплачиваются  учреждениями банков в безналичном  порядке один раз в год. Срок выплаты  доходов наступает 1 июля каждого  года, начиная с 1 июля 1992 года. Доход  по облигациям может быть получен  владельцем облигации в любое  время начиная с 1 июля текущего года по 30 июня следующего года включительно.

  1. Облигации внутреннего валютного займа – ОВВЗ 1993 г.

     В июне 1991 г. произошло банкротство Банка внешнеэкономической деятельности СССР, который оказался не в состоянии вернуть юридическим и физическим лицам их валютные средства, которые к этому моменту хранились на счете Банка. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федерации в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 года).

Информация о работе Развитие рынка государственного долга