Развитие рынка государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа содержит 62 страницы, 3 таблицы, 7 рисунков, 41 использованный источник.
Цель работы – провести анализ особенностей формирования развития рынка государственных долговых обязательств в РФ, рассмотреть существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных ценных бумаг.
Полученные результаты – изучены теоретические аспекты функционирования рынка государственных долговых обязательств в РФ, проведен анализ особенностей развития и формирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также рассмотрены существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в будущем.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования развития рынка государственных долговых обязательств в России
1.1 Рынок государственных ценных бумаг в системе рыночных отношений: его сущность и экономическая природа
1.2 Значение и роль государственных долговых обязательств
1.3 Особенности ценообразования государственных ценных бумаг
2. Анализ особенностей формирования и развития рынка государственных долговых обязательств в России
2.1 Этапы формирования рынка государственных долговых обязательств в РФ
2.2 Анализ российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения
2.3 Анализ состояния первичного и вторичного рынка государственных ценных бумаг
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в России
3.1 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

особенности формирования развития рынка гос долг обязательств РФ (Автосохраненный).docx

— 409.17 Кб (Скачать файл)

     Выпуск  некоторых видов государственных  ценных бумаг способствует сглаживанию  неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные  налогово-депозитные сертификаты, которые  могут по желанию их держателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес  плательщиков к заблаговременному  внесению сумм налоговых платежей и  снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами  бюджета. 
 
 
 

     1.2 Значение и роль  государственных  долговых обязательств

     Государственные ценные бумаги занимают одно из важнейших  мест среди инструментов рынка ценных бумаг. Государственные облигации, некоторые типы векселей и банкнот, казначейские обязательства выражают имущественные отношения (чаще всего  — отношения займа) между их владельцами  и эмитентами, дают право на получение  дохода за пользование средствами. Государственные ценные бумаги могут  выпускаться в силу разного рода причин центральным правительством, органами власти, пользующимися государственной  поддержкой.

     Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются  центральным правительством, местными органами власти, организациями и  учреждениями, находящимися в государственной  собственности (либо под контролем  государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения  и субъектов хозяйствования.

     Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное  долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечении  определенного срока получить обратно  сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется  вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать  кредиторам доход в течение всего  срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

     Государство устанавливает нарицательную стоимость  облигаций. Она обозначена на облигации  и выражает денежную сумму, предоставленную  держателем облигации государству  во временное пользование. Эта сумма  выплачивается владельцу облигации  в момент ее погашения и на нее  начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено  тем, что облигации могут продаваться  по курсовой цене, которая отклоняется  от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К  их числу относится величина дохода, выплачиваемая по займу, уровень  ссудного процента, время покупки  облигаций, степень насыщенности фондового  рынка государственными ценными  бумагами, привлекательность условий  выпуска частных ценных бумаг, степень  доверия населения правительству. Реальная курсовая цена облигаций займов и их привлекательность для заимодателей могут быть выяснены только при свободном  обращении государственных ценных бумаг на фондовом рынке.

     Целями  выпуска государственных ценных бумаг являются: финансирование текущего бюджетного дефицита; погашение ранее  выпушенных размещенных займов; обеспечение  кассового исполнения государственного бюджета; обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового  года; финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти; финансовая поддержка учреждений и  организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение.

     Часто выпуск долговых обязательств обусловлен потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов. Эта необходимость  может возникать и при бездефицитности  бюджета за текущий год.

     В рамках одного финансового года могут  возникать короткие разрывы между  поступлением государственных доходов  и осуществлением расходов. Это может  быть связано с тем, что основная масса поступлений в бюджет приходится на определенные даты, установленные  для их уплаты и подачи налоговой  отчетности. В это время бюджетные  расходы осуществляются более или  менее равномерно в течение всего  бюджетного года. Для покрытия этого  разрыва государство может прибегать  к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового  исполнения бюджета.

     Выпуск  некоторых видов государственных  ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых  поступлений, устраняя тем самым  причину кассовой несбалансированности бюджета.

     Государственные ценные бумаги могут выпускаться  для финансирования программ, осуществляемых местными органами власти, а также  для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать  не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые  пользуются поддержкой государства. Такие  долговые обязательства приобретают  статус государственных ценных бумаг. Масштабы заимствования государством средств на фондовом рынке в разных странах с рыночной экономикой далеко неодинаковы.

     Финансирование  государственного долга посредством  выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с  помощью банковских кредитов. Это  связано с тем, что правительственные  долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы  испытывают гораздо меньше затруднений  при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных  взаймы государству.

     Рынок государственных ценных бумаг —  неотъемлемая часть хозяйственного механизма индустриально развитых стран. Этот рынок призван обеспечить надежную систему подачи денежной наличности в казну государства и предоставлять  возможность корпорациям и отдельным  лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.

     Рынок государственных ценных бумаг можно  разделить на первичный и вторичный. Первичный рынок призван обеспечить размещение различных видов государственных  ценных бумаг — казначейских векселей, облигаций, а также муниципальных  облигаций — среди конечных держателей. Методами такого размещения могут быть, например, реализация государственных  ценных бумаг непосредственно казначейством  путем проведения еженедельных аукционов  или распространения на началах  подписки.

     Первичное размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется при  посредничестве многих субъектов. Среди  них главенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работу по распространению новых  займов, привлекают новых инвесторов, а в ряде случаев сами приобретают  крупные пакеты государственных  долговых обязательств.

     Вторичный рынок государственных ценных бумаг  является в основном внебиржевым  и складывается при личных и телефонных контактах сторон, совершающих любые  сделки на основании личных договоренностей. Прибегая к услугам специальных  компьютерных сетей, стороны попадают в сферу электронного внебиржевого рынка, предлагающего широкий круг сервисных услуг. Наиболее развитые сети представляют собой по существу аналоги бирж. На вторичном рынке  государственных ценных бумаг работают (напрямую или через посредников) практически все финансовые институты.

     Государственные ценные бумаги делятся на две большие  группы — рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных  долговых обязательств являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться после  первичного размещения другим субъектам. К рыночным ценным бумагам относятся  казначейские век-сел), различные среднесрочные  инструменты и долгосрочные государственные  долговые обязательства (облигации).

     Нерыночные  государственные ценные бумаги не могут  свободно переходить от одного их держателя  к другому. Они предназначены  для размещения среди специализированных финансовых институтов, а также среди  населения. Через распространение  не обращающихся на рынке долговых обязательств правительство иногда пытается регулировать деятельность коммерческих банков, ибо покупка населением нерыночных ценных бумаг сокращает возможности  помещения средств в банковские депозиты частных кредитных учреждений. Нерыночные ценные бумаги, которые  невозможно ни продать другим лицам, ни погасить до истечения определенного  срока, оказываются эффективными в  условиях нестабильного рынка кредитных  ресурсов, когда вкладчики начинают избавляться от рыночных ценных бумаг. Максимальная эффективность заимствований  на внутреннем рынке достигается  за счет оптимального сочетания двух вышеупомянутых типов государственных  ценных бумаг. 

     1.3 Особенности ценообразования  государственных  ценных бумаг

     Рассматривая  вопрос ценообразования на рынке  государственных ценных бумаг, следует  сразу оговориться, что государство, выступающее в роли эмитента государственных  ценных бумаг, является одновременно главным  субъектом макроэкономики, поэтому  такие микроуровневые по форме факторы, как имидж и финансовое состояние  эмитента, применительно к государственным  ценным бумагам, становятся макроуровневыми. Таким образом, ценообразование  на рынке государственных ценных бумаг находится под значительным влиянием внешних факторов, характеризующих  общее состояние экономики страны в целом (состояние производства, денежного обращения, финансов, бюджета) и особенности функционирования рынка государственных ценных бумаг (возможный объем операций, взаимодействие с другими рынками). Принято выделять субъективные и объективные факторы ценообразования на рынке ценных бумаг. К субъективным факторам рыночного ценообразования на государственные ценные бумаги относят факторы, характеризующие реакцию отдельных субъектов рынка на складывающуюся на нем (или прогнозируемую) ситуацию. Ведущее место здесь принадлежит рыночным ожиданиям. Это предвидение благоприятной или неблагоприятной для данного лица ситуации на рынке, ощущение опасности и риска, психологические установки участника сделок с ценными бумагами. Целесообразно выделять из числа субъективных факторов факторы спекулятивной природы; благодаря им происходит приток денежных средств, поступающих на фондовые рынки, в те сегменты, которые обещают принести наибольшую прибыль.

     К числу первичных и наиболее важных объективных внешних факторов ценообразования  на государственные ценные бумаги относятся  регламентирование способа установления цены и придание определенной направленности процессу дальнейшего изменения  текущих цен. Эти возможности  заложены в условиях выпуска и  распространения ценных бумаг. При  жесткой регламентации заранее  задаются исходная цена продажи, конечная цена выкупа и весь тренд изменения  цен в пределах между этими  заданными значениями. Цены на государственные  ценные бумаги становятся фиксированными ценами продавца, не зависящими от поведения  покупателя. При мягкой регламентации  эмитент предопределяет только первичную  цену и цену выкупа, тогда как  на вторичном рынке имеет место  свободное рыночное ценообразование.

     Ряд внешних факторов регулятивной природы оказывает влияние на цены не прямо, а посредством воздействия на величину спроса и предложения, от которых, как известно, зависит рыночная цена государственных ценных бумаг. В реальной практике чаще всего происходит понижение рыночной цены ценных бумаг вследствие сокращения спроса на них или роста предложения.

     Выделение узкой зоны мест проведения сделок с государственными ценными бумагами существенно сокращает спрос  на них со стороны потенциальных  инвесторов, удаленных от этих мест. Отсутствие прямой продажи государственных  краткосрочных облигаций, равно  как и необходимость приобретать  их через дилеров с выплатой комиссионных вознаграждений им и ММВБ, также  снижает спрос на этот вид ценных бумаг.

     К объективным факторам ценообразования  на государственные ценные бумаги следует  отнести так называемый законодательный  риск. Существует опасность выхода в свет новых законодательных  актов, нормативных документов, изменяющих правовую базу рынка ценных бумаг  в связи с осуществлением экономических  реформ или сменой правительственного курса, корректировкой экономической  политики.

     Рассмотрим  теперь рыночные факторы ценообразования  на государственные ценные бумаги.

     Среди этих факторов следует выделить в  первую очередь конъюнктуру смежных  секторов финансового рынка: кредитного, валютного, драгоценных металлов. Например, цена золотого сертификата практически  в полной мере определялась ценой  золота на Лондонском рынке, выраженной в долларах США на Московской валютной бирже.

     Наиболее  сильное взаимодействие, являющееся фактором ценообразования на государственные  ценные бумаги, имеет место между  кредитным и валютным рынками, с  одной стороны, и рынком ГКО ¾ с другой. Три обозначенных сегмента финансового рынка представляют традиционные банковские рынки, на которых активно действуют коммерческие банки. Увеличение доходности одного из этих рынков порождает рост спроса на его продукт и соответствующий перемещение денежных капиталов. Вследствие этого при относительно стабильной общей денежной массе поток средств на другие рынки ослабевает, что приводит к падению спроса на продукт данного рынка.

     К рыночным факторам ценообразования  на государственные ценные бумаги относятся  и конъюнктурные риски. Риск неплатежа  или непогашения проявляется  прежде всего в наличии ненулевой  вероятности того, что государство  не сможет или не пожелает расплатиться с инвесторами. Приводя к снижению спроса и рыночных цен на государственные  ценные бумаги, он обусловлен недоверием к российскому государству как  к финансовому субъекту, заемщику средств.

     Таким образом, цены на государственные ценные бумаги формируются в соответствии с общими принципами ценообразования, но под влиянием специфики и многофакторности, т. е. существует основной тренд цен, отклонения от которого и объясняются  присутствием или отсутствием какого-либо ряда факторов. 
 

Информация о работе Развитие рынка государственного долга