Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить историю развития казначейской системы в России, перечислить и проанализировать основные этапы становления Федерального казначейства в РФ;
 определить сущность, цели, функции, структуру и управление системы Федерального казначейства
 определить место Федерального казначейства в системе государственной службы на современном этапе;
 определить функции и задачи Федерального казначейства на современном этапе;
 рассмотреть проблемы и перспективы ее развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Глава І. Основы формирования и развития системы Федерального казначейства......................................................................................................4
1.1 История развития казначейства в России………………………………..4
1.2 Необходимость создания федерального казначейства…………...…..7
Глава II. Федеральное казначейство на современном этапе…...…12
2.1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства………...….12
Глава III. Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы.................................................................................18
3.1 Реализация проекта «Модернизация казначейской системы РФ»….....18
3.2 Оптимизация структуры………………………………………………….20
3.3 Перспективы развития органов Федерального казначейства……….....21
Заключение………………………………………………………………....….26
Список используемой литературы………………………………………...…29
Практическая часть……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Казначейство россии. История, соврем положение и персп-ы разв-я.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Глава III. Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы

3.1 Реализация проекта «Модернизация казначейской системы РФ»

 

Развитие Федерального казначейства стало одним из ключевых компонентов поддержки совершенствования системы управления государственным сектором.

Совершенствование бюджетного управления является основным элементом реформы, в рамках которой совершенствуется система контроля за расходами, включающая контроль за принятыми бюджетными обязательствами, замену нормирования денежных средств системой финансового планирования, а также прозрачную систему бухгалтерского учета и отчетности для Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 31 июля 2002 года заключило с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) Соглашение о займе № 4662-RU (Заем) с целью реализации проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации» (Проект), которое вступило в силу 2 октября 2002 года.

Данным Соглашением было предусмотрено привлечение Адаптационного программного займа на общую сумму до 400 млн. долларов США на 8 лет, то есть до конца 2010 года, и предоставление Российской Федерации Займа в размере 231 млн. долларов США со сроком погашения 17 лет и пятилетним льготным периодом, являющегося частью Адаптационного программного займа.

Исходя из фактических сроков реализации проектных мероприятий, окончательной датой закрытия Займа определено 30 июня 2012 года.

Целью Проекта является реформирование процессов и процедур исполнения федерального бюджета, направленное на эффективное исполнение бюджета и контроля за его исполнением, создания прозрачной системы бухгалтерского учета, отражающей использование федеральных финансовых ресурсов и позволяющей осуществлять управление этими ресурсами, проводить их аудит.

За время реализации Проекта произошли существенные изменения в развитии финансовой системы Российской Федерации, выразившиеся прежде всего в совершенствовании бюджетного процесса, связанного с проводимыми в Российской Федерации административной и бюджетной реформами. В этой связи совершенствование бюджетного процесса и, как следствие, казначейской системы все эти годы носило непрерывный характер.

Это дало возможность существенно укрепить систему кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, создать достоверную периодическую отчетность, а также обеспечить необходимый уровень предварительного и текущего контроля над исполнением федерального бюджета.

В то же время интенсивное проведение институциональных и штатных преобразований в финансовой сфере оказало существенное влияние на ход реализации проектных мероприятий.

В рамках Проекта осуществлялась работа по следующим основным направлениям:

      совершенствование бюджетного законодательства, включая проведение анализа существующей бюджетной классификации и разработку нового плана бухгалтерских счетов в соответствии с принятой методикой классификации статистики государственных финансов, разработку нормативно-правовой базы, в том числе правил, порядков, положений, процедур исполнения бюджета, бюджетной отчетности и управления наличностью (Компонент совершенствования законодательства, реализация осуществляется Минфином России);

      проектирование, разработка/доработка, пилотное внедрение и тиражирование прикладного программного обеспечения (ППО) единой автоматизированной системы органов Федерального казначейства (АС ФК);

      создание систем инженерного обеспечения объектов информатизации органов Федерального казначейства (СИО);

      создание ведомственной транспортной сети органов Федерального казначейства (ВТС);

      создание системы управления эксплуатацией ППО АС ФК (СУЭ);

      закупка серверного и иного необходимого оборудования для внедрения АС ФК;

      обеспечение безопасности информации;

      организация обучения и стажировок специалистов органов Федерального казначейства.

Работы по проектированию АС ФК, СИО и ВТС были начаты в процессе реализации Федеральной целевой программы развития органов федерального казначейства на 2000–2004 годы, основным компонентом которой явился Проект.

 

3.2 Оптимизация структуры

 

Оптимизация сети органов Федерального казначейства.

Решением Коллегии Федерального казначейства от 27 октября 2010 года были одобрены Концепция оптимизации структуры и функций Федерального казначейства, Примерный план мероприятий по оптимизации деятельности Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и Примерная организационно-штатная структура Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

В рамках мероприятий по оптимизации сети территориальных органов Федерального казначейства в 2011 году:

      создано Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства;

      на основании приказов Федерального казначейства проведена реорганизация ряда УФК по субъектам Российской Федерации и находящихся в их ведении отделений. В результате указанных мероприятий общее количество отделений снизилось с 1969 на 1 января 2011 года до 776 на 1 января 2012 года, то есть на 1193 отделения.

За январь — март 2012 года общее количество отделений сократится еще на 309 и составит на 2 апреля 2012 года 467.

На начало 2012 года были полностью реорганизованы путем присоединения всех отделений к управлению в качестве отделов 42 (сорок два) УФК по субъектам Российской Федерации.

С 2 апреля 2012 года будут полностью реорганизованы путем присоединения всех отделений к управлению в качестве отделов еще 9 (девять) УФК по субъектам Российской Федерации.

 

3.3 Перспективы развития органов Федерального казначейства

 

Реализация мероприятий стратегического развития системы органов Федерального казначейства направлена на обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, управление Единым Казначейским счетом, повышение эффективности и результативности деятельности каждого сотрудника на своем рабочем месте по функциональным направлениям, осуществление мероприятий, максимально обеспечивающих устойчивость, надежность финансовой системы страны.

Одна из 12 стратегических задач, которые поставило перед собой ФК, связана с обеспечением прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов. Президент Российской Федерации в одном из своих выступлений отметил: «Свободный доступ наших граждан к информации – это одна из самых значимых характеристик демократического развития».

Очевидно, что источником данной информации являются органы Федерального казначейства, обрабатывающие в используемых программных системах ежедневно десятки тысяч операций. Органы Федерального казначейства располагают возможностью преобразования накопленных колоссальных массивов данных в структурированный вид для формирования оперативной информации о ходе исполнения и финансового состояния бюджета за каждый операционный день по каждому муниципальному поселению Российской Федерации.

С 2010 года внедрена система ключевых показателей эффективности (КПЭ) исполнения бюджетов по доходной, расходной части. Система КПЭ позволяет в определенном разрезе по заданной теме получать актуальную информацию и принимать оперативные управленческие решения как для федерального бюджета, так и для региональных и местных бюджетов. В этом качестве система КПЭ подлежит применению заинтересованными пользователями.

Следующим перспективным направлением деятельности является создание и ведение с 1 января 2011 года Общероссийского сайта реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования. Создаваемый информационный портал будет содержать сведения о ресурсах, администрируемых в части государственных закупок Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службой вместе с реестром недобросовестных поставщиков. На органах Федерального казначейства лежит задача регистрации пользователей официального сайта в сети Интернет.

Немаловажным в работе казначейства является то, что с 1 января 2011 года меняется правовой статус учреждений: под учреждениями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, признаются казенные, бюджетные и автономные учреждения (Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ с дополнениями). В новых условиях работы органам Федерального казначейства предстоит обеспечить обслуживание бюджетных учреждений с учетом принятых изменений.

В части работы с информационными ресурсами на органы Федерального казначейства возлагаются с 1 января 2012 года полномочия по размещению сведений о бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет. Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность таких документов, как:

– учредительные;

– отчеты о деятельности, об использовании имущества;

– планы финансово-хозяйственной деятельности;

– годовой бухгалтерской отчетности;

– государственное (муниципальное) задание.

Порядок предоставления перечисленной информации, ее размещение и ведение сайта будет осуществляться органами Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином России (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ). [19]

Расширение сферы деятельности органов Федерального казначейства в перспективе связано с переводом на кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Срок начала кассового обслуживания установлен законодательно с 2014 года (Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ). В предстоящий подготовительный период обеспечивается разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок открытия и ведения лицевых счетов органов государственных внебюджетных фондов и кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Перспективная задача совершенствования системы бюджетных платежей определена механизмом управления ликвидностью на едином казначейском счете. Проведенная работа по включению 79 управлений Федерального казначейства по субъектам в состав ассоциированных участников системы банковских электронных срочных платежей (система БЭСП) с перечислением Банком России неиспользованных остатков денежных средств со счетов управлений позволяет сосредоточить все средства на едином счете федерального бюджета и управлять ликвидностью счета путем размещения остатков и/или привлечения средств на кассовые разрывы.

Вопрос поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов и местных бюджетов рассматривается в проекте программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, которая разработана Минфином России. В разделе третьем, определяющем позиции долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, предполагается создание механизма поддержки ликвидности счетов бюджетов, основанного на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета субъектам и муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в т. ч. беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов, т. е. при недостаточности на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета. Данное направление деятельности подлежит освоению и реализации органами Федерального казначейства.

Бюджетный процесс совершенствуется постоянно, и органы Федерального казначейства являются проводниками нововведений через автоматизацию процедур исполнения, применение передовых технологий, упрощение административных и технических процедур.

Вместе с долгосрочными перспективными задачами по выполнению государственных функций перед казначейской системой стоят задачи повышения эффективности финансовой деятельности, внутренних функциональных и управленческих процессов. Реализация этих мероприятий предполагается посредством:

- внедрения управленческого учета по главе 100 «Федеральное казначейство» с распределением затрат по ведомственным целевым программам для бюджетирования по результатам. В управлениях по субъектам рассчитываются пять целевых программ: кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, формирование и предоставление бюджетной отчетности, распределение доходов от налогов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы, кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов и местных бюджетов, выполнение государственной функции по ведению реестра государственных контрактов;

- реализации концепции безопасности Казначейства России, определяющей в связи с внедрением электронного документооборота, новых информационных технологий широкий спектр угроз безопасности и способов их предотвращения;

- внедрения автоматизированной системы Федерального казначейства, которая предоставляет возможность консолидации большого объема информации, повышения качества и скорости обработки документов, централизации хранения информации, формирования любой нерегламентированной отчетности;

- внедрения административных и технологических регламентов, закрепляющих последовательность действий и единообразие операций по всей системе Федерального казначейства.

Информация о работе Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы