Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить историю развития казначейской системы в России, перечислить и проанализировать основные этапы становления Федерального казначейства в РФ;
 определить сущность, цели, функции, структуру и управление системы Федерального казначейства
 определить место Федерального казначейства в системе государственной службы на современном этапе;
 определить функции и задачи Федерального казначейства на современном этапе;
 рассмотреть проблемы и перспективы ее развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Глава І. Основы формирования и развития системы Федерального казначейства......................................................................................................4
1.1 История развития казначейства в России………………………………..4
1.2 Необходимость создания федерального казначейства…………...…..7
Глава II. Федеральное казначейство на современном этапе…...…12
2.1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства………...….12
Глава III. Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы.................................................................................18
3.1 Реализация проекта «Модернизация казначейской системы РФ»….....18
3.2 Оптимизация структуры………………………………………………….20
3.3 Перспективы развития органов Федерального казначейства……….....21
Заключение………………………………………………………………....….26
Список используемой литературы………………………………………...…29
Практическая часть……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Казначейство россии. История, соврем положение и персп-ы разв-я.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

- закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;

- обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;

- определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;

- установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.

Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 "О Федеральном казначействе" было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

      проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;

      осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;

      распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;

      осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

      своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что история Российского государства свидетельствует о целесообразности использования казначейских принципов в системе управления государственными финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Федеральное казначейство на современном этапе.

2. 1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства

 

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Структура органов Федерального казначейства представлена центральным аппаратом Федерального казначейства, в составе которого 12 управлений по основным направлениям деятельности, и 84 территориальными органами: Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства и 83 управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

УФК по субъектам Российской Федерации осуществляют свою деятельность непосредственно и через подчиненные им отделения, количество которых по состоянию на начало 2012 года составляет 776 единиц.

Главное управление Министерства финансов РФ возглавляет начальник в рамках заместителя Министерства финансов РФ.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

     осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета;

     управляет движением средств на счетах казначейства;

     доводит информацию о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти;

     осуществляет руководство работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета;

     ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;

     обеспечивает исполнение нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством;

     организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

     организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета.

УФК по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, в г. Москве и Санкт-Петербурге возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей Министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходования средств федерального бюджета. ОФК по городам (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителями УФК. На территории Российской Федерации создано 89 Управлений Федерального казначейства.

Основной функцией Управлений Федерального казначейства по республикам, краям, областям и т.п. является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета

Основные функции ОФК:

      формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

      обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

      ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;

      представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Все органы казначейства юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, или согласованными с ними. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подчиненные территориальные органы, которыми в настоящий момент являются только УФК. Статус УФК, как территориальных органов закреплен в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 № 33н «Об утверждении Положений об Управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации». УФК осуществляет свою деятельность непосредственно и через подчиненные ему ОФК. Правовое положение ОФК закреплено приказом Федерального казначейства от 29.03.2005 № 55 «Об утверждении Типового положения об Отделении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации».

        Основными задачами органов Федерального казначейства РФ являются:

1.    организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы

2.    регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств

3.    краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов

4.    сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных фондов, представление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом

5.    управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ

6.    разработка инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Система органов казначейства, в рамках, поставленных перед ней задач, обеспечивает:

1.           финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

2.           учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

3.           сбор, обработка и анализ данных о состоянии государственных финансов;

4.           контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;

5.           ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;

6.           краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;

7.           краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;

8.           распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

9.           учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

10.      регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

11.      взаимодействие с ЦБ РФ и Министерством РФ по налогам и сборам и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;

12.      обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств — доходного и расходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

1) значительно ускорить процесс финансирования за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;

2) повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;
     3) снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

1) информация по исполнению бюджета становится актуальной, так как любые потоки информации регистрируются казначейством;

2) резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов;

3) обеспечивается сохранность средств;

4) обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюджета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;

5) повышается эффективность управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.

Информация о работе Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы