Процесс исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 02:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ источников процесса исполнения бюджета в Российской Федерации, выявление недостатков и пробелов в нормативно-правовых актах Российской Федерации и внесение предложений по устранению этих недостатков.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить содержание и участников бюджетного процесса;
– изучить составление проектов бюджета; изучить рассмотрение и утверждение бюджета;
-- изучить исполнение бюджета;
-- изучить контроль органами федерального казначейства над исполнением бюджета;
– рассмотреть отчет об исполнении бюджета;

Содержание

Введение 3
1 Бюджетный процесс в Российской Федерации 6
1.1. Содержание и участники бюджетного процесса 6
1.2. Составление проектов бюджетов 11
1.3. Рассмотрение и утверждение бюджета 14
2 Процесс исполнения бюджета 21
2.1. Исполнение бюджета 21
2.2. Контроль органами федерального казначейства за исполнением бюджета 25
2.3. Отчет об исполнении бюджета 28
3 Ответственность за ненадлежащее исполнение бюджета 31
3.1. Виды правонарушений, приводящих к ненадлежащему исполнению бюджета 32
3.2. Виды наказаний, предусмотренных законодательством РФ 33
3.3. Примеры наказаний должностных лиц 34
Заключение 36
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Окончательный вариант.docx

— 81.83 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Контроль органами  Федерального Казначейства за  исполнением бюджета

 

Государственный и муниципальный  финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами власти и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Предусмотрены следующие формы финансового  контроля:

     1. предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам:

     2. текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

     3.  последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления контрольных  функций законодательные (представительные) органы имеют право на получение от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета, оперативной информации об исполнении бюджетов, а также право па утверждение (не утверждение) отчета об исполнении бюджета.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны  представлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, производят Министерство финансов РФ, Федеральное  казначейство, финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Формы и порядок осуществления  финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской  Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

При самостоятельном исполнении бюджетов финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований  осуществляют финансовый контроль над  операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.

В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В отдельных случаях министерство осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство финансов РФ организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Главные распорядители, распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

 

2.3. Отчет об исполнении бюджета

 

Бюджетный процесс завершается  составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля над его исполнением. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.

Отчет об исполнении бюджета  составляется финансовыми органами на основании учета органами казначейства исполнения бюджета и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

Правительство РФ ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета РФ за прошедший финансовый год.

В субъектах Федерации и муниципальных образованиях отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые в установленный срок представляют его представительным органам власти.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам, где отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг* данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных  средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Министерством государственного имущества РФ составляют сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

Государственные заказчики  готовят сводный отчет об использовании  средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федеральные  казенные предприятия готовят годовые  и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных  средств.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную  палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона, а также отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет сопровождается следующими документами и материалами:

     ► отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

      ►отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

      ► отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

     ► отчетом о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований;

      ► реестром федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года;

     ► отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на первый и последний день отчетного финансового года;

     ► отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в течение 1,5 месяца после представления указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий и готовит заключение по отчету. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает: доклад руководителя Федерального казначейства и министра финансов об исполнении федерального бюджета, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

С анализом рассмотренных  в течение отчетного финансового  года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, могут выступить или представить доклады Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета  и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: а) об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета; б) об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В случае установления фактов недостоверности и неполноты  сведений, содержащихся в заключениях руководители и аудиторы Счетной палаты РФ освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших конкретное должностное лицо.

Иные должностные лица, указанные в Бюджетном кодексе  РФ, несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу для принятия решения по отчету об исполнении федерального бюджета, в соответствии с законодательством РФ.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены  следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа, начисление пени, иные меры в соответствии с Бюджетном кодексом и федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Ответственность  за ненадлежащее исполнение бюджета

 

3.1. Виды правонарушений, приводящих к ненадлежащему исполнению  бюджета

 

Традиционно при регулировании  отношений, связанных с бюджетным  процессом, предусматривалась ответственность  за нецелевое использование бюджетных  средств, выделенных на возвратной или  безвозвратной основе, и несвоевременное  зачисление и перечисление бюджетных  средств.

С введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации 1 января 2000 года начался новый этап регулирования  отношений по применению ответственности  за нарушения в сфере бюджетного законодательства. Часть четвертая  Бюджетного кодекса РФ «Ответственность за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации» содержит единственную главу «Общие положения», в которой  установлены определение нарушения  бюджетного законодательства, меры, применяемые  к нарушителям бюджетного законодательства, основания и порядок их применения, а также составы правонарушений, включая санкции за их совершение.

В соответствии со статьей 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Которое влечет применение к нарушителю мер принуждения». Так в статье 283 указываются основания мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации:

  • неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • неисполнение закона (решения) о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств и др.

 

 

3.2. Виды наказаний,  предусмотренных законодательством  РФ

 

Основным видом наказания  в соответствии со статьями 289-306 Бюджетного кодекса Российской Федерации является наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, в отношении которых было совершено нарушение бюджетного законодательства, а также при наличии состава преступления уголовные наказания. [5, ст. 160]

Также в качестве меры принуждения  могут использоваться:

  • сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет;
  • изъятие в бесспорном порядке сумм процентов за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. [4, ст. 15.14-15.16]

 

 

 

3.3. Примеры наказаний  должностных лиц

В качестве примера нецелевого использования бюджетных средств предлагаю рассмотреть дело бывшего Министра обороны Российской Федерации Сердюкова Анатолия Эдуардовича. С недавних пор имя экс-министра используется все чаще и чаще. Но это не вызывает удивления, т.к. в процессе следствия выясняются новые подробности, способные упрочнить вероятность получения Сердюковым уголовного наказания.

Информация о работе Процесс исполнения бюджета