Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность определила цель работы: рассмотреть сущность и основные направления реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
При написании работы решению подлежали следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическое содержание и назначение межбюджетных отношений.
2. Проанализировать организацию межбюджетных отношений в Российской Федерации.
3. Охарактеризовать направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Содержание

 Введение
 1. Межбюджетные отношения: теоретические подходы
 2. Организация межбюджетных отношений в РФ
 3. Совершенствование системы межбюджетных отношений в РФ в среднесрочной перспективе
 Заключение
 Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


Таблица 3.1 - Развитие принципов эффективной и справедливой системы межбюджетных отношений, а также направления их развития на среднесрочную перспективу в Российской Федерации

 



Принципы

1999-2003 гг.

2004-2007 гг.

2008-2011 гг.

 

Законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между публично-правовыми образованиями

Установлены формально и фрагментарно. Имеются особые бюджетные режимы

Законодательно установлена единая система разграничения бюджетных полномочий и межбюджетных отношений, в том числе - переходный период для соблюдения требований к системе межбюджетных отношений в субъектах РФ

1) Стабильность системы межбюджетных отношений

2) Соблюдение рамочных требований к системе межбюджетных отношений во всех субъектах РФ

3) Во всех субъектах РФ завершено формирование поселенческих бюджетов

 

Сбалансированное и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов публично-правовых образований

Отсутствует

1) Расходные обязательства в основном законодательно разграничены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса

2) Доходные источники на постоянной основе в основном закреплены Бюджетным кодексом

3) Законодательно установлены требования к "делегированию" полномочий

1) Расходные обязательства полностью законодательно разграничены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ

2) Во всех субъектах РФ законодательно закреплено на долгосрочной основе распределение налоговых доходов между региональными и местными бюджетами

3)"Делегирование" полномочий осуществляется при условии соблюдения установленных законами требований

 

Возможность и заинтересованность для региональных и местных властей самостоятельно формировать свои бюджетные расходы и доходы исходя из интересов и предпочтений региональных (местных) сообществ

Для большинства субъектов РФ и муниципальных образований отсутствует

1) Законодательно установлен принцип самостоятельности бюджетов

2) Законодательно установлена недопустимость определения вышестоящими властями расходов бюджетов

3) Законодательно установлены требования к межбюджетным субсидиям

4) Осуществляется уплата налога на имущество и земельного налога федеральными учреждениями

1) Обеспечение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти при формировании расходов, прежде всего при определении объектов бюджетных инвестиций и регулировании заработной платы в бюджетной сфере

2) Соблюдение установленных законом требований к межбюджетным субсидиям при сокращении их объемов и числа

3) Законодательный запрет на установление на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам (либо требование по компенсация потерь)

4) Введение налога на недвижимость

 

3.4 Объективная, формализованная и прозрачная система бюджетного выравнивания

Внедрение новой методики выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ на основе индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов (без нормативного правового закрепления)

1) Законодательное установление введенных принципов выравнивания бюджетной обеспеченности и их реализация в утверждаемых Правительством РФ методиках

2) Законодательное установление форм межбюджетных трансфертов и общих требований к их использованию.

3) Законодательное установление общих требований к системе межбюджетных трансфертов в субъектах РФ и муниципальных образованиях

1) Стабильность и предсказуемость методик и результатов распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

2) Корректировка в случае необходимости методик бюджетного выравнивания в целях повышения прозрачности и создания стимулов для повышения эффективности управления региональными (муниципальными) финансами

3) Соблюдение во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях общих требований к системе межбюджетных трансфертов

 

3.5 Наличие стимулов для повышения эффективности управления региональными и местными финансами и, при необходимости, санкций, обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований

Отсутствуют

1) Разграничение расходных обязательств и доходных источников на долгосрочной (постоянной) основе, формализованные и нейтральные к налоговым усилиям и политике расходов методики распределения межбюджетных трансфертов

2) Субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов и дотации на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

 

 

 

1) Законодательное установление режима временной финансовой администрации

2) Законодательное установление дифференциации бюджетных полномочий в зависимости от уровня дотационности

1) Введение в законодательно установленных случаях и порядке временной финансовой администрации

2) Соблюдение (применение) ограничений бюджетных полномочий дотационных (высокодотационных) субъектов РФ и муниципальных образований

 

 

 

 

 

 

 



 

Заключение

Наличие различных административно-территориальных образований в одном государстве приводит к существованию проблемы неравенства регионов и порождает необходимость решения такой проблемы.

Эта проблема решается в рамках межбюджетных отношений.

Согласно ст.6 БК РФ, межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Согласно ст.129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Несмотря на положительные изменения в системе межбюджетных отношений и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

В целях решения проблем в сфере межбюджетных отношений следует действовать в следующих направлениях:

инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;

обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;

при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;

выделение субсидий субъектам Российской Федерации исключительно в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации;

переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на структурные преобразования;

активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;

дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ // Российская газета. - 1998. - №153-154

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" // СПС "Консультант-Плюс"

3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" // СПС "Консультант-Плюс"

4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах" // СПС "Консультант-Плюс"

5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" // СПС "Консультант-Плюс"

6. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.05.2006 "О бюджетной политике в 2007 году" // СПС "Консультант-Плюс"

7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2005 "О бюджетной политике в 2006 году" // СПС "Консультант-Плюс"

8. Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р "О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года" // http://www.consultant.ru

9. Бирюков А.Г. О сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2008 году // Финансы. 2007. №2. С.7-10.

10. Бюджетная система РФ: учебник / под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. М.: Юрайт-Издат, 2005.838 с.

11. Бюджетная система России: учебник / под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.550 с.

 



Информация о работе Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в РФ