Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ основ бюджетного кодекса, правового режима государственного и местных муниципальных бюджетов. В связи с поставленной целью в работе были выделены следующие задачи: охарактеризовать бюджетное устройство РФ; определить понятие и правовую форму государственного и местного бюджетов; проанализировать бюджетные права различных субъектов финансового права: Российской Федерации, муниципальных образований, а также изучение последних поправок к бюджетному кодексу и обоснование их необходимости.

Содержание

Введение
1 Глава. Бюджетное устройство России
1.1 Принципы функционирования бюджетной системы
1.2 Бюджетные права в Российской Федерации
2 Глава. Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных правоотношений
2.1 Регулирование бюджетного права органов государственной власти
2.2 Регулирование бюджетного права муниципальных образований
3 Глава. Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ
3.1 Необходимость реформ
3.2 Последние поправки к Бюджетному Кодексу и их значение
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

В законодательстве особо указывается на принадлежность бюджета именно муниципальному образованию, местные органы самоуправления при этом выполняют процессуальные функции формирования и исполнения бюджета. Такая правовая взаимосвязь подчеркивает направленность местного бюджета на интересы населения соответствующего муниципального образования, ее общее экономическое и социальное развитие. В связи с этим встречающийся в юридической литературе и иногда в нормативных актах термин типа «бюджет органов местного самоуправления» можно воспринимать лишь как условный, не обладающий необходимой четкостью.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Он является важнейшей частью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих органов. Из местных бюджетов средства направляются на социально-экономические программы, содержание органов местного самоуправления.

Средства местных бюджетов используются для расходов, связанных:

а) с решением вопросов местного значения, установленных законодательством;

б) с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

в) с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, по ссудам и иные расходы.

2. Право выделять в качестве  составной части местного бюджета  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными  образованиями.

3. Право на получение  из вышестоящих бюджетов необходимых  финансовых ресурсов при наделении  органов местного самоуправления  государственными полномочиями.

4. Право на получение  собственных закрепленных федеральным  и региональным законодательством  за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих  источников доходов.

Так, за местными бюджетами закреплены местные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ.

К другим собственным доходам местных бюджетов отнесены:

- доходы от приватизации  и реализации муниципального  имущества;

- доходы от сдачи в  аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений  и муниципальных земель;

- платежи за пользование  недрами и природными ресурсами, установленными в соответствии  с законодательством РФ;

- не менее 50% налога на  имущество предприятий;

- доходы от проведения  муниципальных денежно-вещевых лотерей;

- штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты;

- государственная пошлина, установленная в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе в порядке, предусмотренном законодательством.

К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога  с физических лиц в пределах  не менее 50 процентов в среднем  по субъекту Российской Федерации;

2) часть налога на прибыль  организаций в пределах не  менее 5 процентов в среднем по  субъекту Российской Федерации;

3) часть налога на добавленную  стоимость по товарам отечественного  производства (за исключением драгоценных  металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного  фонда драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской  Федерации) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту  Российской Федерации;

4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия  в пределах не менее 5 процентов  в среднем по субъекту Российской  Федерации;

5) часть акцизов на остальные  виды подакцизных товаров (за  исключением акцизов на минеральные  виды сырья, бензин, автомобили, импортные  подакцизные товары) в пределах  не менее 10 процентов в среднем  по субъекту Российской Федерации.

Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе в соответствии с пунктом 4 статьи 7 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

К собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие платежи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта Российской Федерации. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе (полностью или частично) собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.

5. Право самостоятельно  расходовать средства местных  бюджетов: определять объем финансирования  из местных бюджетов по социально-экономическому  развитию муниципального образования  и направления использования  бюджетных средств на эти цели, а также на содержание органов  местного самоуправления, другие  цели.

Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов и др., определять дополнительные льготы и пособия и т.п.

6. Право образовывать в  местных бюджетах в пределах  объемов их бюджетов резервные  и целевые фонды, а также оборотную  кассовую наличность.

7. Право самостоятельно  использовать свободные бюджетные  средства. К ним законодательство  относит дополнительно полученные  в ходе исполнения бюджета  средства и суммы превышения  Доходов над расходами, образующиеся  на конец года в результате  превышения доходов над расходами  или экономии в расходах. По  решению представительного органа  местного самоуправления они  могут быть вложены в хозяйственные  мероприятия, в ценные бумаги, за  их счет предоставляются процентные  и беспроцентные займы.

8. Право объединять на  договорной основе средства местного  бюджета со средствами иных  бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций для финансирования  строительства, ремонта и содержания  объектов производственного и  непроизводственного назначения. При  этом бюджеты могут быть любого  уровня, так как в законодательстве  на этот счет не содержится  каких-либо ограничений.

9. Право представительного  органа местного самоуправления  устанавливать на своей территории  в соответствии с законодательством  РФ местные налоги, сборы, другие  платежи, подлежащие зачислению  в местный бюджет, а также право  определять размеры этих платежей, льготы. Право органов местного  самоуправления устанавливать местные  налоги и сборы закреплено  в Конституции РФ.

10. Право на компенсацию  увеличившихся расходов или уменьшившихся  доходов, возникших в результате  решений, принятых вышестоящими  органами государственной власти. Это право как важная гарантия  стабильности местных бюджетов  закреплено в Конституции РФ.

Здесь имеются в виду случаи, когда принятое вышестоящим органом власти решение приводит к уменьшению доходов и увеличению расходов местных бюджетов. Компенсация производится за счет средств вышестоящих бюджетов.

11. Право представительных  органов местного самоуправления  самостоятельно определять организационные  формы контроля за исполнением  утвержденного им бюджета. Так, по  их решению может быть создана  муниципальная налоговая служба  для сбора местных налогов  и сборов, муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

12. Право органов местного  самоуправления регулировать бюджетные  отношения на территории соответствующего  муниципального образования в  соответствии с компетенцией, определяемой  законодательством РФ и субъектов  Федерации. Они принимают решения  по вопросам распределения и  использования бюджетных

доходов муниципальных образований, конкретизируют правила бюджетного процесса применительно к местным условиям в принимаемых ими нормативных актах (например, положении о бюджетном процессе) и т.д.

13. Гарантированное Конституцией  РФ право местного самоуправления  на судебную защиту, распространяющееся  и на область бюджетных отношений.

В случае нарушения вышестоящими органами власти бюджетных прав адмиʜистративно-территориальных единиц соответствующие представительные органы местного самоуправления вправе обратиться за их защитой в арбитражный суд. Конституционная гарантия усиливает значимость этого права.

При таком подходе бюджетный кодекс РФ - это совокупность финансово правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Следует также отметить, что принятие нового Бюджетного кодекса, несомненно, имело огромное значение для преодоления финансового кризиса, нормализации бюджетных отношений в Российской Федерации.

Глава 3.  Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ

3.1 Необходимость реформ

Совершенно вполне понятно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. И, прежде всего, с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

Важную роль в этом играет Налоговый кодекс, ведь именно налоги, формируя финансовую базу деятельности государства, создают предпосылки для успешного проведения бюджетного регулирования. Налоговый кодекс является своего рода налоговой конституцией, определяет основы построения налогов, принципы федерализма и т. п. Он вобрал в себя множество областей права: гражданское, административное, уголовное, налоговое. Однако детали, связанные с конкретным налогообложением, - это предмет регулирования законодательства о бюджете, об отдельных видах налогов, о санкциях и т. п. С принятием Налогового кодекса и реальным разграничением налоговой базы в России осуществляется переход к качественно новой системе бюджетного федерализма.

Вариант налогового федерализма, основанный на Налоговом кодексе, более соответствует Конституции РФ и позволяет оградить федеральный центр от все возрастающих запросов на федеральную налоговую базу со стороны регионов, кардинально подойти к вопросу финансовой самообеспеченности субъектов Федерации и местных органов самоуправления. Устанавливая для всех субъектов единый перечень налогов и вводя федеральную систему налогов, Налоговый кодекс решает и вопрос о налоговой асимметрии, которая на сегодняшний день отчетливо сложилась как по статусу субъектов федерации (преимущественное положение группы республик), так и по налогоплательщикам (влияние различия экономических потенциалов, географических условий, производительности труда).

В целом же любые изменения и обновления бюджетного устройства России должно вестись по следующим направлениям:

* обеспечение формирования  сильного федерального бюджета  как гаранта устойчивости всей  бюджетной системы, мощного инструмента  государственного регулирования  рыночной экономики;

* переход к целевым  финансовым трансфертам (грантам) территориям  с аккумуляцией федеральных и  региональных бюджетных ресурсов  для совместного финансирования  инвестиционных и социальных  программ;

* отказ от предоставления  бюджетно-налоговых преимуществ  по признакам государственно-национального  статуса субъектов Федерации;

* законодательное утверждение  бюджетной асимметрии в соответствии  с программами региональной экономической  и социальной политики с использованием  критериев "бедных" и "богатых" регионов и других утвержденных  Федеральным Собранием группировок  и критериев.

3.2 Последние поправки  к Бюджетному Кодексу и их  значение

Согласно последним поправкам к Бюджетному Кодексу от 18.07.2009 N 181-ФЗ, были внесены изменения в:

- ст. 9 «Бюджетные полномочия  муниципальных образований;

Информация о работе Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ