Принципы организации бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть содержание и трансформацию бюджетной системы и устройства Российской Федерации.
Объект: бюджетная система Российской Федерации. В связи с темой поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать бюджетную систему и бюджетное устройство Российской Федерации;
Рассмотреть основные принципы организации бюджетной системы Российской Федерации;
Проанализировать, как развивается бюджетная система Российской Федерации в условиях современных бюджетных реформ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………...5

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………………...11

РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ РЕФОРМ…………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

принцип организации бюджетной системы и бюджетного устройства в РФ содержание и транформация.docx

— 126.78 Кб (Скачать файл)

До принятия БК РФ важнейшими были пять принципов бюджетной системы: единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

БК РФ закрепляет вышеназванные принципы бюджетной системы, раскрывая их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной системы принципы, ранее не предусмотренные бюджетным законодательством России.

БК РФ в главе 5 законодательно закрепляет основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:

1) единство бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничение доходов, расходов и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами;

3) самостоятельность бюджетов;

4) равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированность бюджета;

7) результативность и  эффективность использования бюджетных  средств;

8) общее (совокупное) покрытие  расходов бюджетов;

9) прозрачность (открытость);

10) достоверность бюджета;

11) адресность и целевой  характер бюджетных средств;

12) подведомственность расходов  бюджета;

13) единство кассы.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов организации бюджетной системы.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации  
означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности  
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами включает в себя  
закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. При этом органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право и обязанность органов государственной власти и органов самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом;
  • право органов государственной власти и органов местного  
    самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством  
    Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;
  • право органов государственной власти и органов местного  
    самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов,  
    финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
  • недопустимость установления расходных обязательств, под 
    лежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов других бюджетов, а также расходных  
    обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет  
    средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской  
    Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или  
    без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
  • право органов государственной власти и органов местного  
    самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами,  
    исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  • недопустимость введения в действие в течение финансового  
    года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии  
    по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного  
    исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом. В то же время договоры и соглашения, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти и органами местного самоуправления, несоответствующие бюджетному законодательству, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников  
финансирования дефицитов бюджетов устанавливает, что все до 
ходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов  
подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных вне 
бюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета — важнейший принцип  
бюджетной системы государства, который подразумевает соответствие объема расходов суммарному объему доходов бюджета, а в  
случае дефицита бюджета — объема источников его финансирования. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные государством органы должны стремиться к минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении  
бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны достигать заданных результатов, используя наименьший объем средств, или добиваться наилучших показателей с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов выражается  
в том, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусматривается законом (решением) о бюджете в части, касающейся субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств целевых иностранных кредитов, добровольных взносов, пожертвований, а также расходов, осуществляемых в  
соответствии с международными договорами (соглашениями) с  
участием Российской Федерации и расходов, осуществляемых за  
ее пределами.

Принцип прозрачности (открытости) — один из правовых принципов построения бюджетной системы Российской Федерации. Он  
означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой  
    информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по ним, в том числе по вопросам, вызывающим  
    разногласия либо внутри законодательного (представительного)  
    органа государственной власти (представительного органа местного самоуправления), либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти (местной администрацией);
  • стабильность и преемственность бюджетной классификации  
    российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета представляет собой точность  
и подлинность показателей прогнозируемого социально-экономического развития страны или соответствующей территории и реальный расчет доходов и расходов бюджета. Достоверность показателей и расчетов может быть проверена только по исполнению бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  
устанавливает правило, по которому бюджетные ассигнования и  
лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.  
В основе данного принципа лежит ответственность, наступающая  
за направление бюджетных средств на цели, не обозначенные в  
бюджете. Такие действия признаются нарушением бюджетного  
законодательства Российской Федерации.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что  
получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. При этом распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень распорядителей и получателей только одного главного распорядителя бюджетных средств. К тому же главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные  
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств, установленный ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принцип единства кассы закрепляет положение о том, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.

Несколько слов необходимо уделить схожести принципов организации бюджетной системы России и других стран.  Например, принцип сбалансированности бюджета предусмотрен в законодательстве США, является принципом бюджетной системы России. В американской практике исключения из требования соблюдения данного принципа могут быть сделаны в двух случаях: при ведении США военных действий и в условиях экономического спада. В Чехии бюджеты бюджетной системы могут быть утверждены как дефицитные только в случае, если дефицит будет возможно выплатить финансовыми средствами за предыдущие годы или договором, обеспеченным кредитом, договором займа, возвратной финансовой помощью или доходом от продажи собственных облигаций6.

  1. Во многих зарубежных странах бюджетное устройство и бюджетная система закреплены в Конституции государства, а не только в узких бюджетных актах. Это говорит о многом. В первую очередь, данный шаг, свидетельствует о значимости данного аспекта для страны – ее устройства, функционирования, развития. Так, например, Конституционный суд ФРГ, обозначает, что финансово-правовые нормы бюджетного устройства образуют «несущую конструкцию порядка в федеративном государстве»7. 
    РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ РЕФОРМ

Современные экономические условия, в которых в настоящий момент, вынужденно развиваться наше государство диктует свои определенные условия функционирования бюджетной системы  России. Это связанно с тем, что бюджет страны – как главный элемент бюджетной системы – основной  план по которому живет и развивается наша страна. В связи с этим Правительство и Президент России ежегодно разрабатывают бюджетную политику России исходя из современных условий, стараясь проводить бюджетные реформы более эффективно. Ведь бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики. Она определяет условия бюджетных отношений, распределение и поступление средств в бюджет страны.  Поэтому основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Информация о работе Принципы организации бюджетной системы